ПАМЯТИ СЕРГЕЯ АПОЛЛИНАРИЕВИЧА ГЕРАСИМОВА...
Союз великого режиссера и талантливейшей актрисы называли союзом равных. Они всегда были рядом, только Сергей Герасимов шел впереди, а Тамара Макарова на шаг позади него. Казалось, в их жизни есть все, что нужно для счастья: возможность творческой реализации, благосклонность руководства, успех, слава. Семья их казалась идеальной. Но за сдержанной царственностью актрисы скрывалась невысказанная боль и страх всё потерять в один момент.
Она привлекла его внимание зажигательным чарльстоном, виртуозно исполненным во время демонстрации эстрадной миниатюры в актерской мастерской Фореггера в 1924 году. Он подошел, чтобы выразить свое восхищение ее мастерством. Но она не придала никакого значения этому событию.
К моменту первой их встречи Герасимов уже успел сняться в нескольких немых картинах Г. Козинцева и Л. Трауберга и пользовался расположением зрителей. Чуть позже Томочку Макарову пригласили сняться в фильме Г. Козинцева и Л. Трауберга «Чужой пиджак». К ней на улице подошла ассистентка и задала вопрос, о котором до сих пор мечтают многие юные создания: «Девушка, вы хотите сниматься в кино?» Естественно, она хотела, да к тому же идеально подходила на роль соблазнительницы-машинистки.
В 1926 году она дебютировала в качестве актрисы. На съемочной площадке она обратила внимание на того самого юношу, что восхищался ее чарльстоном. Он был элегантен и респектабелен, умел с достоинством носить совсем недорогие вещи, его дворянское происхождение чувствовалось всегда.
Между молодыми людьми завязались романтические отношения, но Томочка не спешила с головой бросаться в омут страстей. На первом же свидании она устроила ему проверку. Простая девчонка, выросшая на Лиговке, которая имела репутацию самого небезопасного района Ленинграда, Макарова была знакома со всей местной шпаной и даже пользовалась в этой среде определенным уважением. Она попросила приятелей испугать кавалера, проверить, способен ли он защитить ее.
Когда парочка вышла из ресторана, на плечо Герасимова легла тяжелая рука, а вкрадчивый голос противно прошептал: «Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал». Молодой актёр слегка побледнел, но руку с плеча решительно стряхнул и остался стоять на месте. Проверку он успешно прошел и уже через месяц Сергей Герасимов и Тамара Макарова стали мужем и женой.
Сергей Герасимов уже начинал снимать своё кино, но не спешил предлагать роли своей молодой супруге. Она казалась ему слишком сдержанной в проявлении эмоций и чувств. Хотя именно это качество и позволяло ей сохранять всегда трезвую голову. Их сотрудничество началось с фильма «Люблю ли тебя?» и продолжилось до конца жизни великого режиссера.После выхода на экраны Советского союза картины «Семеро смелых» Герасимов и Макарова стали настоящими знаменитостями. Теперь он снимал жену почти во всех своих фильмах.
Тамара всегда играла самозабвенно и с полной самоотдачей. Её главным оружием были глаза. Там, где другим актрисам требовалось сделать множество телодвижения, Макарова играла глазами. Её взгляд мог отразить всю гамму чувств, а мог сразить наповал. Герасимов очень любил снимать ее глаза. А сам смотрел на нее с мальчишеским удивлением и восхищением.Много позже этот его влюбленный взгляд принесет ей немало страданий и женской боли. Ведь направлен он будет не на нее…
Начало Великой Отечественной войны они встретили, выйдя из студии. В ночь на 22 июня 1941 года они полностью закончили работу по «Маскараду» Лермонтова.
Макарова и Герасимов отказались покидать Ленинград. Она работала инструктором в Политуправлении, позже сандружинницей в госпитале. Он снимал фильм о жизни в военном Ленинграде. Эвакуировались в Ташкент они только в 1943 году. Там же они усыновили Артура, сына сестры Тамары. Сестра была репрессирована вместе с мужем после убийства Кирова.После возвращения в Ленинград они продолжили работу в кино и стали преподавать во ВГИКе. Студенты слагали легенды о своих педагогах. Герасимов и Макарова к каждому относились как к родному ребенку. Они кормили, одевали и обували своих учеников, учили их простой житейской мудрости и хорошим манерам.
Они удивительным образом дополняли друг друга в жизни, в работе. Если Герасимов горячился, только Томочка знала, как его успокоить. Она сглаживала все конфликты. Она чувствовала его и все его душевные терзания, как никто другой. В эпоху, когда в любую секунду милость властей могла смениться опалой, она помогала ему искать компромиссы. И добиваться необходимого путем наименьших для режиссера потерь. Его называли первым аристократом советского кино, а ее - первой красавицей.
Ходили слухи о слабости Герасимова к женщинам. Впрочем, в него были влюблены все представительницы прекрасного пола, которым посчастливилось лично познакомиться с великим мастером. Тамара Федоровна ревновала и мучилась. Но ни разу в жизни не позволила себе закатить скандал. Все, кто бывал в их доме, отмечали необыкновенно доброжелательную атмосферу, распахнутые двери и глубоко уважительное отношение супругов друг к другу. Впрочем, Сергей Аполлинариевич тоже ревновал жену. Необыкновенно женственная, элегантная, красивая, она неизменно пользовалась успехом у мужчин.
Но все же было между ними даже нечто большее, чем любовь. Это была безграничная уверенность друг в друге, переполняющее ощущение счастья от одной только возможности чувствовать рядом присутствие любимого человека. Несмотря ни на что.
«Мы непременно встретимся…»
Они прожили вместе больше полувека. Последней их совместной работой стала картина «Лев Толстой», где Герасимов был не только режиссером, но и сыграл роль самого Толстого, а Тамара Макарова играла Софью Андреевну.
После смерти супруга ей предстояло пережить еще и смерть приемного сына Артура, писателя и сценариста, который был убит ножом из его собственной коллекции.
Умирая, Тамара Федоровна написала письмо супругу, в котором благодарила его за все и выражала надежду на встречу в другой жизни…