Эмиссары Коломойского зачастили в Первопрестольную осенью прошлого года. «Я могу открыть маленький секрет, – поделился сокровенным политолог Сергей Михеев. – Коломойский искал контакты в Москве, я это достоверно знаю, потому что имел к этому отношение». Собственно, Коломойский искал эти контакты ещё с 2015 года, в пору резкого обострения отношений с Порошенко. И порой успешно находил – у днепропетровского воротилы так и не отобрали целый ряд объектов российской недвижимости, в том числе и столичной. Особняк ЗАО «Элит-холдинг» на Арбате, кажется, у Коломойского с Боголюбовым всё-таки арестовали (хотя ходили слухи, что арест снят). Зато к недвижимости как бы «американских» структур Коломойского в России – Optima Ventures и Georgian American Alloys – никто и пальцем не прикасался. А таковой недвижимости немало, и не только в Москве. Последний раз эмиссаров Коломойского в российской столице видели в апреле-мае – на этот раз они не слишком-то шифровались, поселившись под самым носом у «теневого правительства в изгнании» Николая Азарова – в гостинице «Украина». Сергей Хрущ, представляющий в Днепропетровске – родовой вотчине Коломойского и Боголюбова – «Оппозиционный блок», тогда без обиняков подтвердил: «Москва готова договариваться, и Коломойский готов договариваться. Никто не тащит прошлых обид в сегодняшний день. И никто не требует компенсаций за потери «Привата» в Крыму и в России – никто не просит вернуть всё и сразу».
«А может, сменить режим?»
По всей вероятности, эмиссары сработали чётко и о чём-то договорились по существу. Иначе Боголюбову не имело бы смысла лететь в Москву в компании лиц, примелькавшихся в днепропетровской «Меноре». Суть предложений эмиссаров Коломойского, прибывших до Боголюбова, – развернуть вектор украинской политики с Запада на Восток. Косвенно эту информацию подтверждает украинский политолог Виталий Портников. «Мы не знаем, на что может пойти Коломойский, если он почувствует, что его влияние стремительно падает (а сейчас оно как раз падает – американцы добиваются от президента Зеленского публично «отречься» от своего спонсора. – Ред.). Зачем ему этот режим, если Коломойский уже не является его главным акционером?!» Коломойский далеко не единственный спонсор Зеленского. Перед вторым туром выборов президента Зеленского поддержали деньгами живущие в эмиграции толстосумы Дмитрий Фирташ и Валерий Хорошковский (последний даже вернулся на Украину, стремясь не опоздать к разделу пирога). Поговаривают, что влияние Фирташа стало, что называется, выходить за рамки. И Коломойский, с которым демонстративно перестали советоваться по ключевым вопросам, почувствовал, что Зеленский его «сдаёт». А тут ещё Вашингтон вслух стал советовать Зеленскому откреститься от проблемного спонсора. И тот, по всей видимости, прислушался – команда Зеленского, во всяком случае, всячески старается акцентировать, что Коломойский более никак не влияет на президента. Так что догадки Портникова небеспочвенны: Коломойский, как и его молдавский коллега Плахотнюк, стремительно меняет курс и готов развернуться к Москве лицом, а к Западу – соответствующим местом. И, как считает Портников, Коломойский не может не задаваться вопросом: «А может, сменить режим?» «Плахотнюк демонстрирует записи разговоров с Додоном и Козаком. Он же явно не собирался их показывать, правда? А вы знаете, какие могут быть записи у Коломойского? И что он с ними может сделать в состоянии аффекта, а ведь у Плахотнюка было именно состояние аффекта, когда он обнародовал свои записи. Мы даже не представляем себе, что мы можем услышать, если Коломойский их опубликует. Можем услышать такое, что обрушит украинское государство за 24 часа. Что обрушит именно власть – Зеленского. Я уверен, что люди такого типа, всегда страхуются – Плахотнюк это показал с полной ясностью».
За Беней – МВД и суды
Поговаривают, что на Старой площади Боголюбову в переговорах наотрез отказали, что не помешало украинскому олигарху несколько раз мелькнуть в компании довольно-таки высокопоставленных российских правительственных чиновников, хотя и не высшего ранга. «Как и в первый раз, Коломойскому отказали, – подтверждает Михеев, – сказали, что с этим человеком дела иметь не хотят. Разговаривать напрямую никто не будет. Можно было бы выстроить какую-нибудь циничную схему, но даже этого делать не стали». Тем не менее предложения Боголюбова (читай Коломойского) были озвучены на приличествующем уровне, и до адресатов они, несомненно, дойдут. А вот каков будет вердикт, пока можно только гадать.
В аналогичной ситуации с Владом Плахотнюком Москва предпочла иметь дело с альянсом прозападных и промосковских сил, невзирая на то что миллиардер предлагал «геополитический разворот» Молдавии на 180 градусов. Плахотнюку не поверили точно так же, как не поверили Боголюбову с Коломойским, вот только дальновидно ли поступили? Дело в том, что на первых порах альянс Игоря Додона и Майи Санду вполне может оказаться рабочим. Но в том-то и казус, что за Санду – реальная сила. А фигура президента в Молдавии – дутая величина. Случись у заединщиков кризис доверия, и Санду запросто «запрёт» Додона в рамках его куцых полномочий. А вот Додон противостоять Санду не сможет. И это – «победа» Москвы в молдавском раскладе? Так, может, стоило сделать другую ставку – на Плахотнюка?
То же и с Коломойским. Сегодня на Украине у него реальная власть. Судебная – тут даже двух мнений не может возникнуть. Суды практически вернули Коломойскому с Боголюбовым Приватбанк, который отнимал у них даже не Порошенко – американцы. Но главная победа, на которую мало кто обратил внимание, – по решению Конституционного суда Украины Национальное бюро расследований лишено полномочий признавать несостоятельность коммерческих сделок и до судебного вердикта возвращать деньги в госбюджет. Это на сегодняшний день самая очевидная победа Коломойского. И над кем – над американцами! А ещё Беня обеспечивает безопасность Зеленского – силами МВД Арсена Авакова, с которым он лично об этом договорился. Упустили Плахотнюка – так, быть может, имело бы смысл побеседовать с Беней?
Бенянаш?
Конечно, Беня не фунт изюму. Не кто иной, как Коломойский, весной 2014-го первым из украинских олигархов выступил спонсором националистических карательных вооружённых отрядов. Он и сегодня спонсирует тот же одиозный «Азов» и – отдельно! – бывшего его командира Андрея Билецкого (его он готовит в крупные политики, а если Зеленский не удержится «наверху» – так прямиком в «фюреры»). Как нынче принято выражаться, Коломойский «токсичен». Зато он в Киеве – реальная власть, в отличие как от Зеленского, так и от его оппонентов из Верховной рады (сколько там им осталось, месяц или два-три?). «Это даже хорошо, что Коломойский держит радикалов под контролем, – полагает Сергей Хрущ из днепропетровского «Оппозиционного блока». – Радикалы не станут вмешиваться в политику без санкции Коломойского и вообще как-то ему мешать. И вообще, Коломойский оставил воинственную риторику – пришло время договариваться!»
Лев Вершинин, политолог:
– Договариваться с Беней можно, но важно помнить, что Беня легко «кидает» партнёров. Независимо от их статуса и положения. Так, он «кинул» американцев – и теперь те требуют от Зеленского публичного отречения. Точно так же он «кинет» и Москву – если сочтёт необходимым и выгодным для себя. Кстати, в этом он очень похож на Плахотнюка, в отношении которого Москва сделала однозначные выводы. Но ради мира почему бы и не рискнуть?