Вчера, 25 июня, исполнилось 167 лет со дня рождения архитектурного гения – Антонио Гауди.
Вы знаете, что все такси в Барселоне — черно–желтого цвета?
Согласно каталонской символике, черный — цвет траура, а желтый — цвет позора. Как и все в Барселоне, это — память о Гауди. Антонио Гауди погиб в том самом городе, который сам построил. Его сбило трамваем в 74 года, и, поскольку он был очень бедно одет, ни один извозчик не тронулся с места, ни один автомобилист не рискнул подвезти несчастного — было очевидно, что раздавленный старик не заплатит за проезд. Его доставили в больницу для нищих стражи порядка. Там он и умер, не приходя в сознание. И тогда барселонская мэрия приказала всем извозчикам и всем таксистам города отныне и на веки веков носить на себе цвет траура по великому Гауди и цвет позора человеческой черствости.
Архитектор Каталонии - Антонио ГАУДИ.
«Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший», – сказал председатель комиссии на защите дипломного проекта Антонио Гауди-и-Корнета в барселонской Провинциальной школе архитектуры. «Похоже, теперь я архитектор», – подвел черту студент, известный своей заносчивостью и упрямством.
Любитель лайковых перчаток и черных шелковых цилиндров, щеголь и денди, рыжеволосый юнец с пронзительно голубыми глазами. То ли ангел, то ли бестия.
Женщины влюблялись в него, теряли голову, но Гауди остался одинок. Он долго ухаживал за красивой учительницей Пепетой Мореу, но на неловкое предложение руки и сердца она ответила, что уже помолвлена.
Свернутый текст
Потом был недолгий роман с юной американкой, но девушка вернулась в Америку, и пути их разошлись. В этом Гауди увидел знамение: его судьба – одиночество. Жертва ради высшей цели.
Антонио Гауди погиб в том самом городе, который сам построил: не было бы Гауди -не было бы Барселоны.
Своей мировой известностью она обязана именно этому полусумасшедшему архитектору, строившему причудливые дома без проектировщиков, без чертежей, без расчетов и без предварительного плана. Здания с глазами вместо балконов, дворцы с зоопарком на крыше, литые ворота в виде дракона, кружевные башни, динозавр, улегшийся на крышу обыкновенного городского здания, собор, только отдаленно напоминающий собор.
Барселона была небольшим местечком, пока в ней не появился странный человек, носивший в кармане сырые яйца (яйцо — символ красоты и вечности), ненавидевшему прямые углы (прямой угол -придумка человека, а от Бога - это круг), строившему дома без перекрытий (НАСА только через несколько десятилетий выработало математическую формулу, по которой рассчитываются такие постройки) и готовому воплотить в камень волшебство.
Талант Гауди заметил еще один чудак, богатый барселонский промышленник, Эусеби Гуэль — он позволил чудаку строить все, что тот захочет, везде, где тот захочет, и так, как тот захочет.
Так Гауди получил в единоличное распоряжение Барселону.
7 июня 1926 года Антонио Гауди, как обычно, прогуливался по городу, вглядываясь в облака — именно их он считал совершенными созданиями природы, дающими художнику идею.Ему было семьдесят четыре года, он был очень плохо одет — не потому, что не мог себе позволить, а потому, что сиюминутное всегда было ему чуждо.
А в Барселоне только-только торжественно был пущен первый трамвай. Играл оркестр, «отцы города» произносили речи, толпа теснилась, созерцая движение ярких вагонов. Лишь одно событие омрачило солнечный день: через несколько часов после пуска трамвай нашел свою первую жертву!
Ею оказался плохо одетый старик.Ни один извозчик не тронулся с места, ни один автомобилист не рискнул подвезти несчастного — было очевидно, что раздавленный старик не заплатит за проезд.
Его доставили в больницу для нищих стражи барселонского порядка.10 июня там старик и умер . Тело его уже собирались отправить в общую могилу, — когда одна женщина случайно узнала покойника…
И ужаснулась Барселона! Только что она чуть было не совершила величайшее в своей истории кощунство.
«Старик» оказался гениальным основателем всемирного стиля «модерн», создателем архитектурного лица каталонской столицы, гордостью испанской земли, зодчим и скульптором...
Это был Антонио Гауди!...
И тогда барселонская мэрия приказала всем извозчикам и всем таксистам города отныне и на веки веков носить на себе цвет траура по великому Гауди и цвет позора человеческой черствости.