Все дело в том, что Россия, наряду с Китаем, является одним из крупнейших добытчиков золота в мире. И монетарные власти страны скупают золото просто для того, чтобы сохранить рабочие места. Такая, если угодно, государственная поддержка одной из сфер промышленности. Причем скупка осуществляется по ценам ниже рыночных.
«СП»: — Для чего же это нужно? Неужели в современных условиях этот драгоценный металл ни на что не годится?
— В настоящее время золото востребовано только в электротехнической промышленности и в ювелирном производстве. Но объемы его добычи избыточны. Так что монетарные власти просто скупают его и складируют, куда ж его еще девать.
«СП»: — Может быть, просто сократить объемы добычи до необходимого уровня?
- Повторюсь, скупка золота нашими монетарными властями — это такая завуалированная форма государственной поддержки. И для той же Магаданской области она играет очень существенную роль.
«СП»: — А в вопросе укрепления рубля наличие и размер золотых запасов играют какую-нибудь роль?
— Ситуация с рублем у нас зависит от стоимости нефти, которая сейчас достаточно высока. Однако наше правительство не заинтересовано ни в заметном укреплении, ни в заметном ослаблении рубля. И золото здесь едва ли может на что-то повлиять. Если бы россияне привыкли свободно продавать и покупать его, то тогда, возможно, это хоть каким-то образом через сколько-то лет и могло бы сказаться на курсе рубля. Но и тогда, полагаю, это влияние нельзя было бы назвать каким-то существенным.
«СП»: — Получается, огромные золотые запасы России — это не более, чем балласт? Не потянут ли они тогда нашу экономику на дно, если вдруг разразится мировой финансовый кризис? Или все-таки помогут выплыть?
— Едва ли в случае мирового кризиса от них будет заметная польза. Технически золотой червонец выпустить не так уж и сложно. Многие страны мира, кстати, и сейчас выпускают монеты из драгоценных металлов. Однако запуск этого процесса с целью создания противовеса доллару в мировой экономике вряд ли что-то изменит. Максимум, поможет оттянуть примерно 1%. Да и то, пожалуй, это слишком щедрая оценка.
Обычная распродажа запасов в период кризиса также не принесет ощутимой выгоды, поскольку выведение на рынок больших объемов золота приведет к падению его цены. А хранение вреда никакого не принесет, хранилища у нас большие, каких-то особых затрат не требуют.
Впрочем, главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов полагает, что золотые запасы России в определенных обстоятельствах все-таки могут сослужить неплохую службу.
— Сейчас наблюдается глобальный тренд на снижение процентных ставок в развитых странах, так называемых эмитентах резервных валют, — пояснил он свою точку зрения. — А резервная валюта отличается от нерезервной по большому счету одним — в период кризиса ставки по резервным валютам всегда снижаются, поскольку деньги возвращаются в центр финансовой системы, откуда шла эмиссия. Соответственно, на нее нет давления оттока капитала. Наоборот, идет его приток. А вот валюты вроде рубля (их можно назвать спекулятивными) в период экспансии находятся в условиях притока спекулятивного капитала. Подобное мы видим сейчас в облигациях Федерального займа, в который приток средств нерезидентов только что превысил рекордную отметку и составляет практически 2,5 триллиона рублей.
В связи с тем, что во время кризиса идет отток этого горячего капитала, валюты развивающихся стран сталкиваются с повышенным давлением и национальные центробанки вынуждены поднимать ставки. Не потому, что им как-то хочется свою экономику замедлить, а потому, что это необходимо для стабилизации финансовой системы. Иначе ситуация может пойти по «турецкому» сценарию. Там власти пытались играться с валютным курсом, пытались снижать ставку в условиях, когда ее надо было повышать. В итоге национальная валюта сильнейшим образом обесценилась.
Так вот, в условиях тренда на снижение ставок центробанками — эмитентами резервных валют большинство государственных долговых обязательств, номинированных в евро, иенах, швейцарских франках, уже имеют отрицательную доходность. Кстати, с осени прошлого года объем таких бумаг в мире вырос более чем вдвое, с 6 до 13 триллионов долларов. Причем эта отрицательная доходность просматривается уже не на горизонте 1−2 года, а на горизонте 10−15 и даже 30 лет.
В этих условиях золото становится гораздо более привлекательным активом. Потому что его традиционный недостаток — отсутствие процентного дохода — превращается в преимущество, предотвращающее ежегодные потери, которые несут держатели государственных долговых бумаг.
«СП»: — Но ведь в период кризиса вывод больших объемов золота чреват обрушением стоимости этого товара?
— Да, центробанки и просто крупнейшие банки ведущих стран стремятся всячески подавить цену на золото, поскольку понимают, что если начнется мощный тренд роста стоимости этого металла, то им будет очень сложно его остановить. Такое уже случалось. Например, после отмены «золотого стандарта» в 1971 году стоимость этого металла выросла в 20 раз меньше чем за 10 лет.
Однако политика наших монетарных властей, благодаря которой наши золотые запасы превышают 2 000 тонн (против 400 тонн в середине нулевых годов), направленная на скупку золота, создает дополнительное давление на рынок. Ежегодно убирая с него порядка 250−300 тонн, они смещают товарный баланс в сторону дефицита золота, что соответствующим образом отражается на его стоимости. Еще прошлой осенью тройская унция стоила около 1200 долларов, то сейчас это уже примерно 1400 долларов.
«СП»: — То есть золотой запас России все-таки угроза для США?
— Главную угрозу американской экономике представляет не золотой запас России, хоть и выросший более чем в 5 раз с начала нулевых, но все же в четыре раза меньший, чем у США. Главная угроза — безответственная политика их Федеральной резервной системы и других центробанков развитых стран. Они на протяжение последних 10 лет вместо того, чтобы выравнивать созданные за последние 30 лет монетарной экспансии дисбалансы, запустили политику сверхнизких ставок. Да, на какой-то период времени это поддержало экономику, но возникли огромные пузыри на финансовых рынках и колоссальный долг очень низкого качества, особенно в корпоративном сегменте. И теперь власти США, да и всего мира, не знают, что с этим делать, поскольку в любой момент эта система может перейти в кризисное состояние.
«СП»: — А когда конкретно это может случиться?
— Уже в ближайшие 2−3 года. Кризис может выражаться в том, что, например, производители каких-то видов товаров или даже целые государства откажутся либо принимать доллары как минимум без какого-то дисконта, либо иметь их в своих резервных активах. Это приведет к тому, что начнется процесс неконтролируемого обесценивания доллара. Ситуация достаточно опасная не только для США, но и для всей мировой финансовой системы, в которой доля американской валюты превышает 60%.
Поэтому наши власти говорили — мы не заинтересованы в крушении доллара, евро или любой иной валюты. Но это вовсе не значит, что мы должны пренебрегать своими национальными интересами и прекратить аккумулировать золото. Потому что любая финансовая пирамида рано или поздно неизбежно придет к своему обрушению.
«СП»: — Что будет с рублем, если доллар рухнет? Он вырастет?
— Это будет зависеть от реакции американских властей на подобное развитие событий. Они могут как провести разовое либо постепенное обесценивание своей валюты, тогда рубль вырастет, так и объявить о том, что долларовые резервы, которые находятся у других правительств и центробанков определенных недемократических, с их точки зрения, государств, будут заморожены. Скажем, в связи с коррупционными рисками или еще какими-то причинами. И тогда у нас будет совсем другая динамика — рубль может не вырасти, а наоборот, резко упасть.
Вероятность такого сценария и заставляет наши монетарные власти диверсифицировать резервы, наращивая долю золота и китайского юаня, которому на данный момент масштабное обесценивание по причине чрезмерного низких ставок пока не грозит, там они находятся на вполне здоровом уровне. Что же касается США, то уже понятно, что эмитировать доллары в неограниченных количествах без последствий уже не получится. По долгам рано или поздно придется платить. Либо же доллар, равно как и любые другие фиатные (не обеспеченные резервами — ред.) валюты с отрицательными ставками, постепенно будет терять доверие инвесторов.