экономической и социальной сферах жизни Литовского государства.
Президент Литвы Антанас Сметона со своей женой
Помимо этого, предприимчивые евреи подобрали под себя малый и средний бизнес, с ними не могли конкурировать не только литовские дельцы, но и государственные компании. То и дело раздавались голоса национальной интеллигенции о том, что экономику Литвы нужно освободить от чуждого элемента.
В мае 1941 года вышла программная статья «За что борются активисты?» главной литовской националистической организации «Фронт литовских активистов», в которой говорилось о том, что перед литовскими патриотами стоит важная задача по очищению территории страны от евреев, которые рьяно прислуживают «большевикам».
«Еврейство, которое на литовской земле за пять веков смогло пышно расцвести, никогда ни в каком отношении не находило с этой землей творческих связей... Как всюду, так и — особенно — у нас евреи, эти международные проходимцы и деляги, старались только сосать, как клещи, соки среды, ничего не давая стране, в которой живут. Евреи во все времена оставались чужими литовскому народу. Во время обеих русских оккупаций они показали, что бессовестно переходят на службу к более сильному и помогают угнетать литовский народ, который даже осмеливались публично оскорблять и презирать».
Резня
23 июня 1941 года Красная Армия покинула Каунас, который оказался в руках литовских националистов. Еще до прихода вермахта в городе начали происходить стихийные погромы.
Местные грабили, избивали, насиловали и выкидывали из квартир евреев, оправдывая свои действия тем, что евреи участвовали в организации депортаций литовцев в Сибирь.
Здесь не было пощады ни женщинам, ни старикам, ни детям. С этих пор судьба евреев находилась в руках погромщиков, которые могли с ними сделать все что им заблагорассудится: застрелить, зарубить топором, забить ломом или лопатой.
Временное литовское правительство и католическая церковь бездействовали, тем самым негласно давая добро на дьявольские изуверства.
Погромы усилились с приходом немцев 24 июня. Только за одну ночь, с 25 на 26 июня, в пригороде Каунаса Вилиямполе было убито около 800 евреев.
Бывший узник Каунасского гетто Иосиф Гара впоследствии писал:
«…Некоторые тела были найдены без голов — тела в одном месте, а головы в другом конце двора или комнаты…
…недалеко от моста через реку Нерис вооруженные бандиты задержали группу из 25 человек. Их заставили танцевать, петь советские и религиозные еврейские песни, потом по команде ложиться и вставать. Изверги охотно созывали прохожих полюбоваться зрелищем. Когда их жертвы падали от усталости, они обливали их водой и продолжали издеваться. Таким образом люди были окончательно замучены. Потом их принудили стать на колени и всех убили выстрелами в затылок. Впоследствии снимок этой экзекуции появился в одном из немецких журналов с надписью: "Так освобожденные народы Восточной Европы мстят своим врагам..."».
Вторая волна погрома началась 27 июня, когда группа националистов согнала пойманных на улице евреев в гаражи кооператива Lietukis. То, что там происходило, невозможно описать словами.
Способы, которыми в гараже убивали евреев, не поддаются объяснениям: на такое способны только глубоко больные маньяки. Как оказалось, в литовском обществе подобного рода «сверхлюдей» было много.
По воспоминаниям очевидцев, молодой литовец, которому не было и 20 лет, с засученными рукавами, чтобы не испачкаться, хладнокровно, методично одним или несколькими ударами ломом по затылку убивал евреев. По его команде к нему вновь и вновь подводили приговоренных к смерти. Если кто-то еще подавал признаки жизни, в него засовывали шланг и заставляли пить до тех пор, пока его не разрывало.
Рассказ очевидца событий — литовского актера, лауреата Национальной премии Литвы Лаймонаса Норейкаса:
«В толпе не было ни одобряющих, ни протестующих, все только смотрели, прижавшись к ограде. Любопытные. Мы там пробыли, может, десять минут, может, больше… Потом брат взял меня за плечи, оттащил от ограды, и мы пошли домой».
Это дьявольское зрелище фотографировали немцы, которые охотно позировали на фоне убитых евреев. Затем погром перекинулся и на другие районы Каунаса.
Всего же за период с 27 по 30 июня было убито свыше 2,3 тысячи человек.
Захарий Грузин, прошедший через все ужасы Каунасского гетто и Дахау, вспоминал:
«23 июня мы покинули наш дом, но после пятисуточного скитания по окрестным деревням 28 июня оказались на подступах к городу, недалеко от IX форта. К нам подбежала женщина и стала кричать по-литовски, чтобы мы немедленно шли назад, так как в городе страшная резня, что многих евреев убили во время погрома, что всех, кто возвращается, на дороге задерживают и что нас могут убить, если мы решим спуститься в город».
Один из убийц в гараже Lietukis
Каунасский погром был только началом написанной кровью истории. Впоследствии в Каунасе было организовано гетто, а на фортах города, согласно данным государственной комиссии о преступлениях гитлеровских захватчиков, было уничтожено более 70 тысяч мирных жителей.
Из 37 тысяч евреев, проживавших до войны в Каунасе, выжить удалось лишь 3 тысячам.
Из дневника Елены Буйвидайте-Куторгене, спасшей десятки евреев (Каунас), январь-март 1942 года:
«За двадцать лет литовская буржуазия вырастила очень убогую молодежь, она отравила ее ядом шовинизма, узкого национализма, антисемитизма, слепой враждебности ко всему русскому, не говоря уже о советском.
Эта молодежь гордится тем, что не знает ни одного иностранного языка (это при двух миллионах всего народа!), поэтому она малообразованна; ее помыслы ограничиваются мечтою о сытном местечке, собственном домике или именьице... идеи общественного служения ей совершенно чужды...»
Всего же в Литве было уничтожено 96% еврейского населения, проживавшего в стране до войны. При этом большинство людей были убиты руками литовцев.
Немецкие нацисты о таких помощниках и мечтать не могли.
Полковник госбезопасности в отставке Нахман Душанский, который в 1940–1950-е годы активно боролся с бандитизмом в Прибалтике, охарактеризовал литовских националистов так: «Звери, а не люди, пробы ставить негде».
https://www.rubaltic.ru/article/kultura … Ac5grQ6aRA