В очередной раз, думая о трагической судьбе этой, без сомнения, талантливой актрисы, невольно задаёшь себе вопрос: "...случилось бы с ней подобное, не стань она актрисой? И чем ей отплатила судьба за её выбор: стремительной, но мимолётной популярностью, годами тяжких мук и, наконец, трагической смертью... смертью в полном одиночестве и забвении. А ведь было Изольде Извицкой всего 38 лет...
Извицкая Изольда Васильевна – советская киноактриса, родилась 21 июня 1932 года в Москве, но выросла она в городе Дзержинске Нижегородской области, куда ее отца, химика по профессии, направили на работу, а мама работала педагогом.
В 1955 году Изольда Извицкая окончила ВГИК. В то же время режиссер Григорий Чухрай задумал снять фильм «Сорок первый» по одноименной повести Б. Лавренева. Первоначально на главные роли – Марютки и Говорухи-Отрока – были найдены начинающие актеры: Екатерина Савинова и Юрий Яковлев. Однако по разным причинам ни один из этих актеров в картину так и не попал. И тогда на съемочной площадке появился уже популярный Олег Стриженов и никому не известная выпускница ВГИКа Изольда Извицкая. Роль Марютки была сыграна Извицкой блестяще. Ей удалось передать удивительную цельность натуры своей героини, силу внезапно просыпающегося чувства к белому офицеру и весь трагизм развязки.
Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями. Через год его повезли на Международный Каннский фестиваль, где он также вызвал бурю восторга. Фильм был высоко оценен на фестивале. Жюри присудило ему специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий». Был по достоинству оценен и талант Изольды Извицкой.
Она попала в центр всеобщего внимания. Ее сделали членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, а это значило, что актриса получила прекрасную возможность беспрепятственно путешествовать по миру. За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес и другие города.
Казалось, талантливую актрису ждет большое будущее, но время шло, а режиссера, способного предложить Извицкой достойную роль, так и не находилось. Начало 60-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Главные роли сменились ролями второго плана, а те в свою очередь и вовсе третьестепенными. Слава, едва начавшись, тут же улетучилась, и привыкнуть к этому Извицкой было труднее всего.
Изольда Извицкая была очень красивой и приятной женщиной, но она не обладала той силой воли и мужеством, чтобы пробивать себе дорогу в мире кино. От невостребованности она пристрастилась к вину, а научил ее пить муж Эдуард Бредун, который и сам частенько выпивал. Он говорил, что вино поможет ей забыть все жизненные неприятности, а водкой можно заглушить все обиды. Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять ее, обвиняя в пьянстве. В поведении Бредуна ясно угадывалось желание опустить жену ниже себя. Трагизм ситуации усугубляло то, что актриса не могла иметь детей.
В 1963 году ей повезло, ее пригласили сниматься в фильме «Вызываем огонь на себя, где она сыграла подругу Ани Морозовой (Касаткина) – партизанку Пашу. Извицкая справилась со своей ролью блестяще. Почти полтора года, пока велись съемки, она старалась держать себя в форме, выкладываясь на съемочной площадке до конца. Многим, знавшим ее, тогда показалось, что актриса поверила в себя и впервые за многие годы сможет изменить собственную судьбу. Однако чуда не произошло...
С 1963 года ей уже не было предложений сниматься в кино. Эдуард Бредун уезжал на съемки, денег ей не оставлял, и она жила впроголодь. Да и когда он возвращался, было не лучше: он часто приводил домой шумные компании, мог избить ее, нередко она ходила с синяками, а однажды он даже сломал ей руку. Изольда только горько плакала и пила, когда были деньги.
Некоторые коллеги Извицкой пытались хоть как-то облегчить ее участь. Так, в 1969 году они уговорили режиссера Самсона Самсонова занять ее в съемках своего фильма «Каждый вечер после одиннадцати». Однако роль Извицкой в этом фильме была такой маленькой, да еще бессловесной, что ее присутствия там никто из зрителей не заметил. Этот фильм стал последним, 23-м по счету, в послужном списке актрисы. Большая часть из этих картин – 17, выпала на десятилетие 1954-1964.
В январе 1971 года Бредун бросил Изу и ушел к ее подруге – продавщице из магазина «Ковры». Но после его ухода Изольде стало еще хуже, не на что было жить, еле-еле хватало на хлеб, но, несмотря ни на что в квартире у нее было чисто, на полках много книг. Она оказалась совсем одна, сломленная, больная, без профессии и без средств к существованию, питалась одними сухарями.
Она часто вспоминала те времена, когда снимали ее триумфальный фильм «Сорок первый», как часто ездила на фестивали за границу и покупала там красивые наряды...Ее подруга, актриса Гаврилова в начале марта 1971 года забеспокоилась, что Иза не отвечает на телефонные звонки. Когда открыли её квартиру то оказалось, что Изольда Извицкая уже целую неделю лежит мертвая в запертой квартире, и умерла она не только от алкоголизма, но и от голода, холода и одиночества...
Она умерла 1 марта 1971 года, когда ей было всего 38 лет. Похоронена актриса в Москве на Востряковском кладбище. Эдуард Бредун пережил ее на 13 лет.
Изольда Извицкая снялась в 23-х фильмах, однако зрители помнят ее только по одному из них - «Сорок первый», где они с Олегом Стриженовым создали замечательные образы, а фильм был призером Каннского фестиваля, покорил сердца даже зарубежных зрителей. Ее называли в ту пору «противоречивой звездой».
Судьба Изольды Извицкой еще раз доказывает, что одним талантом в мире кино прожить нельзя, нужны еще мужество и сила воли..!!!