Русский архив
Талант остроумия. Театральные анекдоты.
Забавный инцидент случился на балу с известным актером и автором великолепных мемуаров Петром Андреевичем Каратыгиным. Он разговаривал с сильно накрашенной дамой. Скучающие «тусовщики» обратили на это внимание:
«Петр Андреевич, вы так долго беседовали с дамой. Она вам нравится?»
«Не могу ответить на этот вопрос, я не специалист в живописи» -уклонился от ответа Каратыгин.
Петр Андреевич вернулся из театра, где состоялась премьера Вагнера «Лоэнгрин»
«Ну, что?»-спросили его.
«Да, что, добрый друг, в первый раз не поймешь, во второй не пойдешь»
Молодая актриса Варвара Асенкова должна была играть мальчика-вояку в новом водевиле. На репетиции она выхватила клинок, чтобы отдать им честь.
«Что вы делаете?»-ужаснулся Каратыгин
«Честь отдаю»-ответила актриса
«Милочка, а что же у вас останется…»-меланхолично закончил Каратыгин
Известный писатель и драматург Владимир Соллогуб предложил Каратыгину написать вместе пьесу.«А давайте»-неожиданно для всех согласился Каратыгин, при этом взяв в руки песочницу для промокания чернил.
«Вы пишите, а я засыпать буду»
Знаменитый в своё время издатель Андрей Краевский на одном торжественном обеде уселся между Петром Каратыгиным и Василием Самойловым.«Как я рад, что мне приходится сидеть между остроумием и талантом»-сказал издатель.
Каратыгин, любивший себя как актера, не вынес такого сопоставления, и ответил с добродушной улыбкой, скрывавшей всегдашнюю язвительность:«И как жаль, Андрей Александрович, что вы ни тем, ни другим не обладаете»
В истории петербургского остроумия Каратыгин запомнился как король неожиданных сравнений и мастер держать удар. Он не только умел, но и обожал ставить жирную точку в любой словесной перепалке.Однажды государь Николай Павлович пришел в антракте на сцену Александринского театра со своим младшим братом великим князем Михаилом Павловичем, который как и Каратыгин слыл замечательным острословом. К ним сразу же подошел Петр Андреевич, и государь получил удовольствие наблюдать словесную дуэль двух остряков. Заметив, что антракт затянулся, император сказал Каратыгину:
«У тебя мой брат хлеб отбивает»
«Не беспокойтесь, ваше величество, у меня соль останется»-парировал актер.
Впрочем не один Каратыгин, но и тихий, скромный актёр Александр Евстафьевич Мартынов, воплощенный образ «маленького человека» и в жизни, и на сцене, умел осадить императора, поставив его в тупик. Видимо, в них были живы гены шута Балакирева, одна из политических юморесок которого пришла к нам сквозь века.Услышав как-то разговоры в обществе о том, что народ ропщет на очередное повышение налогов, Балакирев резонно рассудил: «Должен же народ иметь какое-то удовольствие за свои деньги»
Конечно и Каратыгин, и Мартынов были осторожнее в своих сравнениях, но «подколоть» власть они умели.
Император Николай I бесконечно любил театр. Обожал бывать за кулисами, общаться с актёрами братьями Каратыгиными, сестрами Самойловыми. Вот идёт как-то раз Николай Павлович по сцене, а на встречу ему покачиваясь шествует Мартынов. Завидев царя, великий комик поспешил было скрыться, да ноги подвели.
«Мартынов! Пьян?»-окликнул его император
«Так точно, ваше величество»
«А ведь обещал исправиться, забыл?»
«Я то помню, а враг мой забыл»
«А ты от врагов подальше будь!»
«Этого никак нельзя, ваше величество!»
«Почему же?»
«Да потому, что в одно и тоже время они и друзья мои»
«Эх, Мартынов-Мартынов, что мне с тобой делать?»
«Простите, конечно, ваше величество, но с таким дураком, как я, другой бы на вашем месте и разговаривать бы со мной не стал…»
Николай Павлович только рассмеялся и пошел своей дорогой.