РОСТИСЛАВ ПЛЯТТ....
«Есть одна национальность на свете — хороший порядочный человек ...»
"Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, — и начиналась тихая битва, — вспоминал Плятт. — Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского"...
Ростислав Плятт родился 13 декабря 1908 года в Ростове-на-Дону.
Его отцом был адвокат Иван Плят. Мама Зинаида Павловна Закаменная была украинкой из Полтавы. В 1909 году его отец по совету врачей перевез семью в Кисловодск, поскольку мама Ростислава Плятта страдала болезнью легких. А когда она умерла, Ростислав с отцом в 1916 году переехали в Москву. Хотя бабушки Ростислава хотели, чтобы он рос либо на Украине, либо в Польше...
Юному Плятту повезло с первых дней его учёбы в школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты студий МХАТа. Ростислав "заболел" театром... Он собирал рецензии и программки, ежедневно пытался протиснуться без билета во МХАТ. Руужка Владимир Фёдорович Лебедев, известный артист Московского Малого театра, сразу распознал в своём ученике основную сторону его таланта — склонность к комическому.
А однажды юный Плятт открыл дверь в своей квартире и не поверил глазам: на пороге стояли артисты его любимого театра.
Оказывается, они пришли к отцу просить о юридической помощи. А дело вот в чем: автор юмористических рассказов по фамилии Угрюмов написал рецензию, в которой оскорбительно отозвался об актрисе Пыжовой. Актриса, равно как и ее коллеги, обиделась. Артист Ключарев встретился с Угрюмовым и влепил ему пощечину. Угрюмов подал в суд, а защищать мхатовца пригласили отца Ростислава Плятта. Дело завершилось успехом: Угрюмов был наказан, а Ростислав получил возможность ходить во МХАТ через служебный ход. Правда, в труппу его не взяли, но посоветовали поступать в студию Юрия Завадского...
В 1926 году он поступает в студию Юрия Завадского, с которым в дальнейшем будет связана вся творческая жизнь великого артиста...
Театральный псевдоним Ростислав придумал себе сам - он прибавил одну букву к фамилии и изменил отчество...
В 1927 году состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» по рассказам Б. Лавренева, где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Удачно сыграл он и в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу в 1933 году, и в «Школе неплательщиков» Вернейля в 1935 году.
В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. Это произошло не случайно. В то время в Москве началось движение по «переброске» молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 предложено было ехать в Киев, Театру Рубена Симонова — на Урал. Но эти коллективы отказались выехать из Москвы и вскоре прекратили свое существование. Завадский же согласился переехать в Ростов.
В 1938 году Плятт вернулся в Москву и до 1941 года работал в Театре им. Ленинского комсомола, где сыграл роль Крогстада в «Норе» Ибсена. Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина в «Парне из нашего города» в 1941 году...
Плятту исполнилось 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Ввёл тридцатилетнего актёра в мир кино Михаил Ильич Ромм..Благодаря роли эпизодического персонажа в популярном детском фильме «Подкидыш», исполненной в 1939 году, актер сразу стал известным.
Играя в кино роли второго плана, Плятт добился признания, став одним из самых известных советских актеров.
Вообще-то Плятт дебютировал в фильме, который видели все в Советском Союзе. Эта картина называлась «Ленин в 1918 году». В этом фильме был небольшой эпизод, где Плятт сыграл некоего товарища Иванова, но он был вырезан, так как собеседником товарища Иванова был Сталин. Поэтому официальным дебютом Плятта долгое время считался фильм «Подкидыш», в котором его партнершей была талантливая, но своенравная маленькая девочка, "достававшая" своими выходками всю съемочную группу...
Плятт всегда тяготел к характерным ролям. Именно таким он был в «Весне» — худой, эксцентричный актер, с яркой пластикой, с "нездоровой" тягой к отрицательным персонажам и выразительному гриму. Его Бубенцов — воплощение самоуверенного, непробиваемого и самовлюбленного хамства.
Со временем внешность Плятта изменилась... Из худого юноши он превратился в грузного человека с интеллигентной внешностью и добрыми глазами...Те немногие роли, что достались ему в кино 60-х, как правило, эксплуатировали именно внешние данные – например в «Деловых людях». В 1965 в фильме «Иду на грозу», открывшем эпоху оттепели в кинематографе, Плятт сыграл абсолютно положительного героя — советского ученого старой школы, беззаветно служащего науке и людям. Надо было быть Пляттом, чтобы профессор Данкевич на экране получился личностью, а не плакатом, ибо абсолютно положительным героям в кинематографе катастрофически не везло с воплощением.
В 1970 году в фильме «Судьбе резидента» он без всякого грима, на той же самой интеллигентной благообразной внешности, на тихом голосе, мягкой манере говорить показал умного, неброского и мерзкого героя...
Но самый известный персонаж Ростислава Плятта — это скромный пастор Шлаг из «17 мгновений…» во многих отношениях был и остался фильмом уникальным. Герой Плятта — первый положительный образ священника в советском кинематографе. Причем — абсолютно положительный.
Друзья и артисты, игравшие с ним на одной сцене, говорят, что он был очень щедр и никогда не отказывал тем, кто просил в долг.
Он помогал не просто деньгами — за «брата-актера» он был готов обивать начальственные пороги...
Ростислав Плятт прожил счастливую творческую жизнь, но его личная жизнь складывалось не просто. Детей у Ростислава Плятта не было. По воспоминаниям актера и друга Плятта Георгия Бахтарова, «Плятт был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной — рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!».
Вера Марецкая — знаменитая актриса, супруга режиссера театра Моссовета Юрия Завадского. По словам многих коллег, Ростислав Плятт был долгое время влюблен в нее. После смерти режиссера, он предложил ей руку и сердце, но она отказала, сославшись на возраст. «Слишком поздно начинать новую семейную жизнь», — ответила она.
Очень трогательно, по воспоминаниям худрука театра Моссовета Павла Хомского, Плятт относился к Фаине Раневской: «Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости»...
Ростислав Плятт был очень начитанным и образованным человеком. Он считал, что существует только одна национальность в мире — хороший порядочный человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим театральным чиновником, Плятт поразился: «Как он может так жить?».
К театру Ростислав Плятт относился предельно строго. Ему не раз предлагали взять студенческий курс в ГИТИСе или поставить спектакль. Но он отвечал: «Это не для меня, я в театре – солдат».
В последние годы жизни в спектаклях не играл, поскольку, получив травму, стал хромать: "Как же я на поклоны выйду?" - говорил он в ответ на предложение сыграть в спектакле, где главную роль можно сыграть сидя..." - вспоминал Павел Хомский...
Он ужасно не хотел огорчать зрителей своим нынешним видом, перестал выходить из дому, что, мне кажется, ускорило его уход из жизни.
Ростислав Плятт ушел из жизни 30 июня 1989 года, и был похоронен на Новодевичьем кладбище...
В 1993 году квартиру актера ограбили. В газетах писали, что воры «унесли с собой столовое серебро на 12 персон и 20 государственных наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя Социалистического Труда». Ни одна из наград Ростислава Плятта до сих пор не найдена...