Постылый муж и мечтательная жена...
Если уж рассматривать картины Фирса Журавлёва, прекрасного мастера жанровой живописи - например, его несчастных невест, то можно взглянуть на ещё одну его работу."Возвращение с бала".
Мирная семейная картина, правда?
"Возвращением с бала", Фирс Журавлёв, 1868, из частной коллекции
Жена одета очень нарядно - она в платье из зеленоватой ткани, с распашной юбкой, из-под которой виднеется следующая, светлая, воздушная, отделанная воланами и кружевом. Шёлковый или кружевной цветок на груди, белоснежные перчатки, жемчуг в волосах... и чтобы не смять всю эту красоту, шубка не надета, а накинута на плечи, а голову окутывает белый шарф. Нет, не то чтобы чересчур изысканная светская дама, но достойно одетая молодая женщина.
А муж мирно дремлет, привалившись к её плечу. И трогательная деталь - на руке у него висит её веер. Очень по-семейному. И у героини вовсе не скорбное выражение лица. Она не плачет. Но... Не могу не вспомнить Анну Каренину.
"В Петербурге, только что остановился поезд и она вышла, первое лицо, обратившее ее внимание, было лицо мужа. "Ах, боже мой! отчего у него стали такие уши?" - подумала она, глядя на его холодную и представительную фигуру и особенно на поразившие ее теперь хрящи ушей, подпиравшие поля круглой шляпы".
Нелюбовь есть нелюбовь. Даже если у тебя платье с кружевами.
Эмма Бовари, наверное бы, не согласилась. "Все, что ее окружало, - деревенская скука, тупость мещан, убожество жизни, - казалось ей исключением, чистой случайностью, себя она считала ее жертвой, а за пределами этой случайности ей грезился необъятный край любви и счастья. Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в ее разгоряченном воображении с духовными радостями, изящество манер - с тонкостью переживаний. Быть может, любовь, подобно индийской флоре, тоже нуждается в разрыхленной почве, в особой температуре? Вот почему вздохи при луне, долгие объятия, слезы, капающие на руки в миг расставания, порывы страсти и тихая нежность - все это было для нее неотделимо от балконов больших замков, где досуг длится вечно, от будуаров с шелковыми занавесками и плотными коврами, от жардиньерок с цветами, от кроватей на возвышениях, от игры драгоценных камней и от ливрей со шнурами".
Но для Эммы у меня есть другая подходящая картины всё того же Журавлёва.
"Жена модницаа", Фирс Журавлёв, 1872, из Сумского областного музея
Жена красуется в обновлённом платье (да, полагаю, что именно не в новом, а обновлённом - с помощью уже не модной кружевной шали - популярный приём в ту пору. Ну а муж... Толковать выражение его лица можно по-разному, но он точно не в бешеном восторге.
Семейное счастье, увы, не продаётся в модной лавке.
История моды с Марьяной С.