Из-за неожиданного стечения геополитических обстоятельств американские и венгерские офицеры, находящиеся в штабе венгерских сил специального назначения в 100 километрах к востоку от Будапешта, стараются не беседовать о внутренней политике своих стран и избегают вопросов о тесных связях венгерского командования с Москвой.
В мае Трамп тепло принял авторитарного премьер-министра Венгрии и одного из ведущих националистов Европы Виктора Орбана, хотя многих тревожат усилия венгерского руководителя по свертыванию деятельности демократических институтов и по укреплению связей с Москвой.
Когда 30 лет назад распался советский блок, Венгрия шла в первых рядах, утверждая у себя западные ценности. Но после прихода к власти Орбана в 2010 году она следует другим курсом. Хотя Венгрия является членом НАТО, правительство Орбана оказывает давление на неправительственные организации, передало под контроль его союзников большую часть средств массовой информации и в корне изменило избирательный процесс в выгодном для его партии направлении.
Во время визита Орбана в Вашингтон Трамп не упомянул то обстоятельство, что Венгрия тратит на оборону всего 1,15 процента своего ВВП. Это один из самых низких показателей в НАТО. В то же время, Трамп регулярно критикует других руководителей за то, что их военные расходы составляют менее согласованных альянсом двух процентов от ВВП. Трамп точно так же ничего не сказал об усиливающихся энергетических связях Венгрии с Россией, хотя Германию за то же самое он критиковал неоднократно.
Трамп отмахивается от тревожных заявлений обеих партий о России. Не далее как в прошлом месяце он тепло приветствовал Путина и шутил с ним во время встречи на полях международного саммита в Японии.
Когда командующим учениями венгерским и американским офицерам был задан вопрос об этих противоречиях, они переглянулись и начали отвечать, тщательно подбирая слова.
«Отношения между военными на самом деле устойчивы к потрясениям на политической сцене, — сказал в интервью в своем кабинете бригадный генерал Тамаш Шандор (Tamas Sandor), командующий венгерскими силами специального назначения численностью 1 000 человек. — Я стараюсь придерживаться своей профессиональной области».
Во многом биография генерала Шандора отражает эволюцию восточноевропейских армий, которые после холодной войны стали союзницами по НАТО, а после 11 сентября товарищами по оружию на полях сражений в Афганистане.
52-летний генерал Шандор стал курсантом военного училища в конце 1980-х годов, когда Венгрия еще входила в Организацию Варшавского договора. Потом он проходил обучение в Форт-Ливенворте (штат Канзас), в Форт-Брэгге (штат Северная Каролина) и в Национальном университете обороны в Вашингтоне. Он три раза побывал в Афганистане, где действовал вместе с американскими войсками.
Генерал неистово болеет за футбольную команду из Нового Орлеана «Нью-Орлеан Сэйнтс». Это вызвано тем, что он восхищается городом, которому в 2005 году, когда Шандор жил в Северной Каролине, пришлось преодолевать последствия разрушительного урагана «Катрина».
Напротив него сидел 47-летний капитан первого ранга Марк Шейфер (Mark Schafer) из отряда морских котиков. Он руководит учениями в Венгрии, а также в соседней Румынии и Болгарии.
Этот уроженец Ютики, штат Нью-Йорк, впервые принял участие в европейском конфликте в конце 1990-х, когда его направили в Боснию. Сейчас Шейфер командует 600 морскими котиками на восточном побережье, и после 11 сентября 2001 года он 15 раз побывал в зонах боевых действий.
О напряженных политических дебатах он говорит так: «Мы слышим эту фоновую музыку, но мы к ней не прислушиваемся».
«Будучи командиром боевой части, — добавляет он, — я сосредоточился на наших совместных боевых возможностях. Это моя задача».
Учения спецназа начались одновременно с одними из самых крупных после российского вторжения в Крым маневрами под руководством США. К ним были привлечены тысячи американских и европейских военнослужащих и примерно 50 кораблей, которые приняли участие в имитации наступления на балтийском побережье недалеко от России.
Американские командос готовятся противостоять России не только в Восточной Европе и Прибалтике.
Шведский и норвежский спецназ подсказывает им, какое нужно снаряжение, чтобы не просто выжить в условиях Арктики, где постоянно усиливается соперничество, но и эффективно действовать и совершенствовать тактические приемы. Об этом рассказал генерал-майор ВВС Кирк Смит (Kirk W. Smith), воевавший в Афганистане, а сейчас командующий американскими силами специального назначения в Европе, численность которых составляет несколько тысяч человек.
Соединенным Штатам и их союзникам приходится преодолевать одно естественное препятствие, ставящее их в невыгодное положение.
Авторитарным державам, к которым относится Россия, легче вести гибридные конфликты, в основе которых лежит обман и дезинформация.
По словам американских представителей, в преддверии выборов на Украине в этом году пророссийские социальные сети дважды проводили дезинформационные кампании против американского спецназа и обычных войск в попытке посеять недоверие между двумя странами.
5 марта на финансируемом Россией сайте «Новоросс» появилась статья, в которой ложно утверждалось, что правительство Украины выдало американским военнослужащим украинские паспорта, что якобы позволит им проникнуть в Россию. По словам американских военных, эту статью потом разместили на многих платформах российских соцсетей.
Вторым случаем стала таинственная массовая рассылка текстовых сообщений, которые 25 марта получили украинские пограничники и предположительно очень многие гражданские лица на Украине. В них утверждалось, что американский спецназ перед выборами начнет «третьи протесты на Майдане». Первые начались пять лет назад и переросли в революцию, свергшую ненавистного и близкого к России президента. В этих сообщениях украинцев также убеждали отказываться от службы в армии.
Власти Украины быстро опровергли эту ложную информацию и призвали людей докладывать о тех сообщениях, которые им кажутся подозрительными.
«Это будет очень длительная и упорная кампания, — сказал генерал Смит о противодействии российским усилиям. — Они пытаются прорваться там, где есть слабые места. Наша задача — распознать эти слабые места и оказать противодействие таким попыткам, срывая их».
На учебном полигоне в нескольких километрах от штаба венгерского спецназа, а также на базах в Болгарии и Румынии коммандос проводят подготовку в рамках сценариев, по которым русские в результате кибератаки выводят из строя их современную технику, управляемую по космической связи, и средства нанесения высокоточных ударов.
«Мы возвращаемся к компасу и карте. Только это, и ничего другого. Старая школа, — говорит генерал Шандор. — Мы надеемся на лучшее, но готовимся к худшему».
Небольшие группы коммандос из 10 стран отрабатывали задачи по скрытному ведению разведки, скрытному приближению к целям и передаче информации местным войскам. Они также учились в ночное время переходить линию фронта и незаметно захватывать «языка». Командиры оттачивали навыки быстрого и скрытного взаимодействия спецназовцев из разных стран.
В ходе недавнего учебного занятия, проведенного на рассвете, два десятка венгерских спецназовцев с винтовками М4 и противогазами провели захват заброшенного здания, где предположительно скрывались пророссийские венгерские сепаратисты, делавшие грязную бомбу из хлора и других опасных химических веществ.
Над зданием завис вертолет Cougar. Спецназовцы ворвались на второй этаж, захватили материалы для изготовления бомбы и руководителей террористов. Сегодня военнослужащие на поле боя носят с собой сотовые телефоны. Признаком новых опасностей в эпоху мобильной связи и интернета стала надпись на футляре мобильников: «Если найдете меня мертвым, удалите мою историю в браузере».
Эрик Шмитт