По ее словам, жизненный цикл горбуши длится строго два года, и все особи погибают после нереста. Этот лосось может очень обильно размножиться, так что есть риск, что он и после смерти продолжит доставлять неприятности.
«Проблема в том, что по осени они лежат и гниют в реках. Так реки получают дополнительные питательные вещества, но когда их слишком много, это уже нехорошо», — объясняет Турстад.
Поэтому горбуша попала в так называемый черный список чужеродных видов, угрожающих норвежскому биоразнообразию. А мнение ученых и властей однозначно.
«Убивайте их», — призывает Турстад.
Множество популяций
Еще в 1960-х годах норвежские рыбаки периодически вылавливали «русского лосося» в своих водах, но популяции, которые СССР выпускал в северные реки в 1950-е годы, вероятно, не смогли приспособиться к новому климату, рассказывает Турстад.
Когда в 1978 году советские ученые перестали заниматься интродукцией, горбуша тоже исчезла.
Но потом Советский Союз решил использовать горбушу из рек, впадающих в северную часть Тихого океана. Эта горбуша прекрасно прижилась в реках Белого моря, на Кольском полуострове и долгое время часто попадалась в некоторых районах Финнмарка.
Хотя россияне еще в 2000 году прекратили выпускать в реки новых горбуш, их улов на северо-западе России только вырос. После 2000 года в России ежегодно вылавливают в среднем в два раза больше горбуши по сравнению с прежними годами, рассказывает Турстад.
Опасаются нового рекорда
В 2017 году горбушу обнаружили в более сотни рек по всей Норвегии. Всего, по информации Норвежского научно-исследовательского института естественных наук, было поймано 6390 «русских лососей».
Более тысячи «русских лососей» выловили из одной только реки Вестерэльва в Финнмарке. Горбушу ловили и во многих других местах, например, на юге Норвегии, в Дании и в Великобритании.
В 2017 году норвежские ученые очень удивились, обнаружив, насколько разрослась популяция и как далеко она распространилась.
«А в этом году проблема еще масштабнее, чем в 2017-м. В тех реках, куда они добрались еще в 2017 году, лососей стало больше, а ведь сейчас еще только начало сезона», — говорит Руне Муладаль (Rune Muladal), биолог и специалист по пресной воде, руководитель компании «Природные услуги на Севере».
Он опасается, что нынешнее вторжение окажется еще масштабнее, чем в рекордный 2017 год.
«Можно ожидать, что их число еще увеличится в ближайшие две недели, и мы опасаемся, что во многих реках горбуши станет больше, чем обычного местного лосося, особенно на севере», — говорит Муладаль.
Помогают ученым
Рыболовная ловушка Ассоциации охотников и рыболовов Сёр-Варангера, установленная в Карпэльве, не только помогает сократить популяцию горбуши, но и помогает изучать рыбу, рассказывает Рольф Колльстрём (Rolf Kollstrø m), глава рыболовного комитета Ассоциации.
Добровольцы, руководящие этой работой, обеспечивают образцами тканей и ДНК Норвежский институт биоэкономики и Ветеринарный институт, а в Норвежский научно-исследовательский институт естественных наук отправляют чешую.
Институт биоэкономики с помощью проб определяет, в какой реке рыба появилась на свет, научно-исследовательский институт естественных наук следит за масштабами «вторжения», а Ветеринарный институт выясняет, не переносит ли рыба, например, паразитов, которые могут быть губительны для местных видов, рассказывает Колльстрём.
«В 2017 году мы были очень удивлены, а сейчас еще и сильно обеспокоены, поскольку пока не можем предсказать последствий», — говорит Колльстрём.
Опасения, которые поддерживает и исследовательница Турстад, сводятся к тому, что горбуша вытеснит атлантического лосося, морскую форель и гольца из их обычных мест обитания.
Когда Хансен с внуком в выходные выловили в Карпэльве 20 горбуш, ветеринар Майя Круусе (Maja Kruuse) подъехала туда, чтобы взять пробы.
«Мы не так уж много знаем о горбуше и о том, что она переносит. Поэтому важно брать пробы», — объясняет она.
Она берет пробы по заданию Ветеринарного института, у которого есть проект, посвященный горбуше. Всего сотрудники института собираются проанализировать пробы, взятые у 60 рыб. Круусе надеется в течение недели добыть пробы еще с 40 «русских лососей».
Просят о помощи
Колльстрём хвалит региональные власти Финнмарка за то, что они в этом году сделали все возможное, чтобы подготовиться.
Он сообщает, что Ассоциация охотников и рыболовов Сёр-Варангера получила денежное пособие и продолжит работу, но признает, что этого, вероятно, недостаточно.
«Здесь, на севере, мы ведем эффективную совместную работу, но, как мы видим, проблема обостряется раз в два года, так что нам не справиться с ней одними лишь силами добровольцев. Природоохранные органы страны должны заняться этим на национальном уровне и составить общий план по борьбе с этим явлением», — говорит Колльстрём.
По словам Колльстрёма, Ассоциация охотников и рыболовов Финнмарка сообщила своей материнской организации о необходимости оказать давление на государственные власти.
«В 2017 году кульминацию процесса зафиксировали именно в это время года. Сейчас мы напряженно следим за развитием событий», — говорит Колльстрём.
Йеспер Нордаль Финсвеен