Сто дней «эпохи Зеленского» показали его опасность для России
Он способен консолидировать украинское общество как отдельное от России и осознающее себя противостоящим России
Вместе с июлем истекли сто дней с момента победы на президентских выборах на Украине Владимира Зеленского, что стало ясно еще в день их проведения. Результат, который вполне ожидался еще в марте, стал все-таки неожиданным. Впервые во главе страны стал человек, вытащенный из мира шоу-бизнеса и не имеющий никакого политического опыта. В чем опасность Зеленского для России?
Почти весь первый месяц после его победы на Украине тянулась история с инаугурацией. Она интересна не сама по себе, а поскольку в ней проявилось одно довольно сильное качество Зеленского – уметь молчать и говорить только тогда, когда это сыграет в его пользу. Пока он действует именно в этом ключе. Непопулярные темы Зеленский обходит стороной, перепоручая их другим, а говорит в большей степени о том, что может понравиться избирателям. Например, о борьбе с коррупцией. Перед выборами в Раду, которые успели пройти уже через два месяца после инаугурации, Зеленский под камеру несколько раз отчитывал чиновников, которые, по его словам, ни в чем не разбираются и подлежат замене. Также он заявлял о бандитах во власти. Людям такое не может не нравиться.
Он часто говорит о борьбе с коррупцией, об электронных услугах («государство в смартфоне»), о снятии депутатской неприкосновенности, т.е. поднимает заведомо выгодные для себя темы, которые в народе поддерживают. Возможно, это просто склонность к популизму (время покажет), но это может быть и сильной стороной Зеленского, которую в России недооценивают. Как актер, чувствующий, когда и как нужно играть, он способен сохранить свой рейтинг и дальше (пока он держится высоким), а значит, в какой-то степени легитимизировать антироссийскую политику страны. С одной стороны, его рейтинг обусловлен массовым неприятием политики предыдущей власти, но с другой – своими умелыми действиями он может превратить его в свой собственный рейтинг. И в этом, пожалуй, для России содержится наибольшая опасность – что Зеленский консолидирует украинское общество как отдельное от России и осознающее себя противостоящим России. В том числе даже среди русских.
Украинский политолог Михаил Погребинский считает, что скоро рейтинг Зеленского начнет падать.
«Невероятно высокий уровень доверия долго не может держаться. И фактически президент пока почти не сделал ничего такого, что могло бы поставить под сомнение этот высокий уровень доверия. Но как только начнет действовать правительство, а ответственность все равно будет на президенте, учитывая, что вся полнота власти у команды Зеленского, то его рейтинг начнет падать. Я полагаю, что у него есть полгода, после которых его рейтинг будет существенно ниже. Допускаю, что вдвое», – сказал Погребинский в эфире канала NewsOne.
Политолог Геворг Мирзаян отмечает, что времени у Зеленского нет.
«У него, на самом деле, меньше года. Если он не хочет судьбу [премьера Армении Никола] Пашиняна, он должен здесь и сейчас доказывать, оправдывать те надежды, которые на него возлагаются, причем как во внутренней политике в плане реформ, так и во внешней, потому что реформы Украины неотделимы от проведения нормальной внешней политики, прежде всего в отношении России», – заявил Мирзаян в эфире канала «Россия-1».
Но что значит должен? Это видение из России. Украина же управляется США, и в этом отношении Зеленский несамостоятельная фигура. Он жестко связан обязательствами. Например, обещанием начать распродажу земли и всей госсобственности. Об этом он уже заявлял. Зеленский не может не понимать, что тем самым он превращает себя в абсолютную марионетку, не имеющую никакой опоры внутри страны. Это одна из интриг его будущего президентства – насколько он будет противостоять США, МВФ, Всемирному банку и другим «международным структурам» в управлении Украиной. Ведь его предшественник Петр Порошенко полностью шел в фарватере внешней политики США, но внутри страны пытался хозяйничать по принципу «Украину должны грабить украинцы», т.е. он сам. Сможет ли так Зеленский? И не потому ли его поставили президентом, не имеющего практически никакой собственности?
Намекая на более жесткое отношение России в случае продолжения Зеленским антироссийского курса, отчасти упускается из виду тот факт, что на Украине сменилась тактика, но не сама антироссийская стратегия. Ее сомнению никто не подвергает. Так, Зеленский уже анонсировал запуск русскоязычного телеканала для антироссийской пропаганды, в том числе и в России. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала это «безумием». Но это не безумие, а просчитанный ход – мы вас будем идеологически обрабатывать на русском же языке. На его запуск нужно несколько миллиардов долларов, но деньги дадут США. И антироссийская пропаганда будет вестись под картинку о соблюдении прав русских Украины.
Первый президент Украины Леонид Кравчук похвалил Зеленского за идею такого канала.
«Половина людей общаются на русском языке. Ну, это откровенно. Такой канал нам нужен, я поддерживаю эту идею. Рассчитан он будет на конкретных людей с конкретным языком», – сказал Кравчук.
Перечислять все антироссийские инициативы Зеленского или его окружения не имеет смысла. Опасность в том, что ему могут создать имидж победителя коррупции и тем самым оправдать все остальные действия. А антикоррупционная тема является одной из ключевых в риторике Зеленского.
Историк Андрей Фурсов высказал мнение, что задача-максимум, которую поставили Зеленскому, – это показать всем постсоветским странам, «как выкорчевываются олигархи». Естественно, «раскулачивать» их будет не Зеленский, но лавры припишут ему. И подадут сигнал другим странам, что нужно свергать власть и ставить молодых американских марионеток, смело рвущих связи с «отсталой Россией».
Украинский политолог Вадим Карасев назвал победу Зеленского победой русскоязычных регионов Украины в облегченном варианте. Но русскоязычность, по его словам, не означает пророссийскость. Это и пытается закрепить Зеленский, который часто переходит на русский язык, но от этого не прекращает быть антироссийским. Вместе с ним такими же могут стать и огромное число жителей Украины.
Во внутренней политике у Зеленского будет то, чего не было ни у одного президента, – полностью подконтрольного парламента и правительства. При этом его много критикуют. Однако его тактика – несильно навязывать свою позицию по важным вопросам (или вообще не высказывать) людям нравится. Это составляет приятный контраст с Порошенко, который был слишком навязчивым. Зеленский более пуст, и каждый вкладывает в него то, что хочет, живя в этой иллюзии.
В начале июля львовский журналист Руслан Коцаба прогнозировал, что рейтинг Зеленского к концу года рухнет до 15-20%.
«Причина банальна: новый президент неспособен реализовать все главные требования своего электората: мир в Донбассе, тарифы», – сказал он.
Реализовать-то он их действительно не сможет, но он ставился президентом не для этого. Если его рейтинг сохранится на столь же высоком уровне, как сейчас, то можно будет говорить о появлении новой политической западной технологии не только привода к власти случайных людей, но и удержания их при одобрении электората. Эту опасность эпохи политики как шоу ни в коем случае нельзя недооценивать.