Как гусары у "мамзелей" ночевали
Реальный случай из жизни гусарского полка, достойный сюжета анекдота про поручика Ржевского!
.... * Кто живал в старые годы в одном из патриархальных губернских городов дореволюционной России, тот помнит, каким событием в жизни губернского общества бывал даваемый раз в 3 года бал, которым вновь выбранный Предводитель дворянства отвечал господам дворянам за оказанные ему при выборах честь и доверие.
Осенью 191... года новый губернский Предводитель дворянства К-ской губернии князь Д. давал свой большой бал. Уже задолго до назначенного дня начали съезжаться в город окрестные дворяне - помещики и многочисленные приглашенные со всех концов России. Пришло приглашение и в Н-ский гусарский полк, расквартированный в одном из маленьких городишек юга России.
По обсуждении вопроса в офицерском собрании решено было широко откликнуться на приглашение, ибо К-ский Предводитель был свой брат - старый кавалерист. Намечена была целая делегация с командиром полка во главе в составе одного штаб- офицера, двух старых ротмистров и восьми юных поручиков и корнетов. Для «представительства» решили взять с собою и полковых трубачей, недавно обмундированных в новые голубые доломаны.
Собрались - поехали. Под вечер поезд подошел к К-скому вокзалу. Отправив трубачей в казармы расположенной в городе воинской части, господа офицеры разместились на 6 извозчиках и приказали везти себя в лучшую в городе гостиницу. Но здесь их встретила непредвиденная помеха: сбившийся с ног швейцар объявил им, что ввиду большого съезда гостей в городе, в гостинице нет ни одного свободного номера. Что делать? Приказали гусары везти себя в другую гостиницу - поскромнее. Но там их ожидало то же самое разочарование: все номера оказались занятыми. Тот же ответ они получали и при последующих попытках найти себе где-нибудь пристанище на ночь. Исколесив весь город, усталые и проголодавшиеся, господа офицеры уже начинали не на шутку терять терпение.
- Да неужели же, черт возьми, в городе нет ни одной свободной гостиницы, где бы можно было остановиться?! Не ночевать же на улице! - раздраженно вскричал командир полка.
- Всею душою, входя в положение и сочувствуя господам офицерам, извозчики сошли с козел и начали совещаться между собою. После оживленного обмена какими-то таинственными соображениями, один из извозчиков, смущенно почесывая затылок произнес:
- Есть, Ваше Высокородие. Действительно, еще одна гостиница в городе, да Вы не захотите в ней остановиться!
- Что за гостиница? Отчего в ней нельзя остановиться?
- Да так, что слух про нее нехороший идет!
- Почему нехороший? Что там зарезали что ли кого-нибудь?!
- Никак нет, зарезать - никого не зарезали, а только там, извините, живут разныя «мамзели»!Что оставалось делать? Дело шло к ночи. Посоветовались между собою господа офицеры и решили ехать в гостиницу с «мамзелями», Место там, действительно, оказалось: польщенный прибытием таких гостей, услужливый хозяин «отеля» быстро уплотнил своих «пенсионерок» и, освободив пару комнат, предоставил их в распоряжение гусар.
Следующий день прошел в официальных визитах по городу: губернатору, коменданту, Предводителю дворянства и другим высшим должностным лицам города.
На другой же день почтенные и солидные жители города были крайне изумлены и шокированы, наблюдая, как перед подъездом пользующейся в городе сомнительной репутацией гостиницы, в течение всего дня, одна за другой, останавливались кареты: губернатора, Предводителя и других «тузов» города, приезжающих с ответным визитом командиру полка и господам офицерам.
Пикантная новость с быстротою молнии облетела весь город и была сенсацией дня, пока не выяснился истинный мотив этой, превратно истолкованной, экскурсии «отцов» города.
Вечером же, на балу, когда под звуки полкового марша, гусары, возглавляемые командиром полка, торжественно подносили супруге Предводителя дворянства большой букет роз, перевязанный лентами полковых цветов, они были предметом лукавого любопытства всех очаровательных дам города.
Гремели с эстрады гусарские трубачи. Неутомимо кружились по залу в упоительном вальсе расшитые золотыми шнурами голубые доломаны... Томно склонялись к их плечу прелестные головки К-ских дам и девиц, а серебряный звон шпор аккомпанировал их нежным признаниям...
Замер последний вальс. Бал кончился. Опустел город. Уехали и гусары.
«Но еще долго при свете лампады
Не одна пара голубеньких глаз
Со вздохом во сне вспоминала
Виновников милых проказ»...От редактора:
Этот рассказ был написан полковником Юрием Слезкиным в Аргентине и опубликован в его книге «Голубые гусары» в 1953 году.