Пикантность же ситуации заключается в двух придуманных обманках. Во-первых, с подачи Киева и стоящих за его спиной кураторов события в Донбассе называют «украинско-российской войной» и во всем обвиняют Россию. Хотя она, напоминаю, лишь гарант «Минска-2». Коллективному Западу это выгодно, когда можно и нужно было шпинять Россию санкциями. Сейчас это выгодно только США, а несущая колоссальные убытки от санкций Европа хочет замириться и торговать.
Во-вторых, США и Киев хотят отменить «Минск-2», но продолжать сотрудничать в «нормандском формате». Причем именно Киев хочет привлечь США (вместе с Великобританией) в этот формат, так как Вашингтоном там пахнет только тогда, когда им пытается козырять Киев (дескать, вот придет «старший брат», он вам наваляет). А обман же в том, что базисный тезис по-любому остается неизменным: без «Минска-2» нет «нормандского формата», а сам «нормандский формат» без конкретного документа о мире совершенно бессмысленен, то есть если нет «Минска-2», то «нормандцам» и нечего обсуждать. С США ли, без них ли, не важно.
Вот в такой вот диспозиции, кажется, и обнаружилось главное: об Украине (точнее – Донбасс, ЛДНР) в Кремле готовы-таки говорить с Западом и даже выставить на обмен. В той «Большой» и всесторонней «Игре», которая сегодня началась на планете. На кону – Супер-гран-при! То есть какой в будущем быть планете - монополярной, с одним жандармом-смотрящим, или все же многополярной, учитывающей базовые интересы многих центров силы (если хотите, влияния), в том числе, и России, которая первой кинула перчатку всесилию коллективного Запада, где США уже решили, что навсегда схватили Бога за бороду.
Вот потому, что именно Москва первой осмелилась «взбрыкнуть», «Большая игра» (чтобы не называть ее «войной», тихой, холодной - не важно) и ведется по двум главным направлениям – с Россией и за Россию.
С войной с Россией тут все ясно – она велась, ведется и будет вестись коллективным Западом вечно. До полного исчезновения конкурента. Прерываясь на какие-то конъюнктурные или взаимовыгодны периоды сотрудничества с разными частями Запада. Например, как во Второй мировой войне в составе Антигритлеровской коалиции. Или как – ситуативно и недолго – недавно в борьбе с ИГИЛ и международным терроризмом. Тут обе стороны действуют нехитро: попользовали друг друга, да и бросили, когда становится невыгодно. И в войне России с Западом не только англичанка гадит, но и немец напрягается, француз суетится и даже американец громко грозится издалека. И это, повторяю, будет вечно, ибо Запад есть Запад, а Восток есть Восток и вместе им никогда не сойтись, бла-бла-бла и все такое.
С войной за Россию для Запада – посложнее. Потому что:
а) коллективный Запад не един. И вызвано это тем, что президент США Дональд Трамп вознамерился поломать всю систему отношений в мире и еще больше привязать к американской колеснице других своих западных партнеров из Европейского Союза;
б) нет единства и в Евросоюзе. Он расколот по нескольким направлениям. Например, на «старую» и «новую» Европы. Есть и другие внутриевропейские линии разлома: одни молча взирают за схваткой лидеров Франции и Германии между собой за лидерство на континенте. Другие «молятся» на США и плюют на «старую» Европу. Великобритания вообще сваливает по брэкзиту. Бузит Италия. А третьи хотят закорешиться и с Россией. Более того, Париж и Берлин, похоже, уже соперничают за «право первой ночи» с Москвой – кто первым ей «отдастся»;
в) в этой ситуации Россия, которая сегодня показала, что несмотря на санкции против нее, она выстояла и даже не очень плохо себя чувствует, может спокойно восседать у окна и ждать. Когда мимо него пронесут труп. То ли всего Запада, то ли отдельных его частей, павших в междусобойчике. России по большому счету все равно, кто победит на враждебном ей Западе, и она может спокойно наблюдать, как Запад самоослабляется (самоистребляется?) внутри себя. Но Европа России ближе, и потому она может поддержать европейцев, «бунтующих» против США. А кого – Германию, Францию, Италию – не так и важно.
Сейчас президент России Владимир Путин, который, похоже, вызов «Большой игры» принял, для зондажа позиций и наличия у них хоть каких-то карт на столе и в рукаве выбрал Париж. И тамошний президент Эмманюэль Макрон буквально изошел на, извините, экскременты, рассыпаясь в комплиментах и обещаниях «европейской России» построить «Европу от Лиссабона до Владивостока» и вернуть Москву в «Большую семерку» (G-7). Понятно, что это блеф-завлекалочка: Франция предаст Россию при первой малейшей возможности. Но и эти кульбиты Макрона взывали бешенную ревность у других его западных «братьев и сестер по демократии». Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер Великобритании Борис Джонсон заявили, что Россию «рано возвращать в G-7», так как она не выполняет своих обязательств и наложенную на нее Западом санкционную «епитимью» за Украину (Крым и Донбасс). А вот Трамп внезапно решил перехватить у Макрона инициативу возврата России в «Семерку» и согласился с тем, что Россия, мол, «уже достойна». Вчера – не-е-е, а вот сейчас – в самый раз. И Украина, война в ее Донбассе – уже не помеха.
И вот в этой ситуации Россия и Запад, похоже, начинают соглашаться с тем, что нужно минимизировать влияние на отношения между ними Украины и украинского фактора. Уже сейчас заметно то, как это собираются делать. С одной стороны, убрать вообще или хотя бы на данном этапе вывести Крым за скобки переговоров о замирении в украинском Донбассе. И это давно заметно. Может быть с тех пор, как Трамп намекнул, что Крым – российский. А в Европе об этом уже открыто говорят многие политики. Киев открыто протестует против этого, но кто же там посмеет вякнуть на «хозяина» - на Трампа.
С другой стороны, Запад сейчас всячески пытается понизить статус войны в Донбассе. Грубо говоря от «российско-украинской войны» и «агрессии России», что было пропагандистским мейнстримом еще вчера, до «гражданской войны» в Украине, а то и вообще до простого «конфликта» и «кризиса». И что самое главное - внутриукраинского, с внешним вмешательством, но без внешней «агрессии». Последним гвоздь в эту конструкцию «агрессии России в Донбасс» вбил, как ни странно, британский премьер Джонсон, когда публично сказал: «Учитывая ...продолжающуюся нестабильность, ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ (выделено мною. – Авт.) и военные действия в Украине, провокации, которые Россия осуществляет не только в Украине, но еще много где, я должен сказать, что я полностью согласен с канцлером Меркель и считаю, что доводы в пользу возвращения России в G7 еще только предстоит найти». Понятно, что не преминул наехать но Россию, но как! – опустил всю пропаганду Украины. То есть совершенно по-путински. Ведь Путин тоже называет войну в Донбассе «гражданской». А ведь и раньше Макрон назвал события в Донбассе просто «конфликтом». И тоже – в последнем разговоре с Путиным. А в Германии говорят о «кризисе в Украине».
Вот тут-то Россия вольно или невольно и обозначила два пути по выводу Украины из разряда помех в налаживании отношений с Западом. Один – Козака. И он не реален для Запада, так никто не захочет тратиться на восстановление Донбасса. Второй – Суркова, то есть фактически «Минск-2» (федерация в Украине, особый статус Донбассе, то да се), но только без этого названия. И этот путь реален, потому что с ним однозначно согласна Россия. Он ей выгоден, ибо гарантирует обратное переформатирование Украины - из русофобского и агрессивного врага на службе Запада в, как минимум, нейтральное, а - как максимум - дружеское или партнерское государство. Причем уже федеративное – благодаря особому статусу Донбасса.
Вот, собственно, на сегодняшний день и вся геополитика вокруг Донбасса. И вся дипломатическая возня, которую Киев, похоже, проигрывает вчистую. Он не хочет выполнять «Минск-2» ни в каком виде и хочет заменить его на некий «Минск-3». Но новый документ возможен либо в результате проигранной или выигранной Киевом войны в Донбассе, либо до договоренности всех заинтересованных «нормандцев», которые - с привлечением Лондона и Вашингтона, как того хочет Киевом, или без них – согласятся с новым документом. А диспозиция такова: выиграть войну в Донбассе Украине не позволит Россия, значит, «Минск-3» для Украины может быть еще не только обязательным, но и. по ее мнению, еще более унизительным. И переиначивать «Минск-2» в «Минск-3» Россия согласится лишь при одном условии – если он гарантирует ей нейтральную (дружескую) Украину. А значит, Киев просто получит «шило», обменянное на мыло».
И на Западе, кажется, все это понимают, «устают» от Украины и готовы принести ее на «алтарь демократии» и в «Большой игре» сменять на партнерство с Россией. Длительное или краткосрочное, это не важно. Важно, что Западу Россия понадобилась сейчас, и она, Россия, этим разумно пользуется. Ну, или, если хотите, может разумно попользоваться.
Единственный минус для России – это опять же деньги. Причем, увы, традиционно большие. Чтобы нормально восстановить шахтерский край или хотя бы содержать его не приличном уровне, у Украины достаточно средств нет, Запад ее в своих обещаниях помочь обязательно кинет, и будущее Донбасса по-любому будет зависеть от помощи или от сотрудничества с Россией. И при козаковском подходе и, - тем более! – при сурковском. А значит, России и тратиться. Дружба с таким «другом», как Украина, - это вам, как говорится, не кот начихал в подмышку. Если Украина сохранится как государство, то она никуда не денется с российской границы. Поняли бы только тупоголовые и скаредные «российские патриоты», что и в геополитике скупой платит дважды и трижды.