"Кто против?": социально-политическое ток-шоу с Куликовым от 11.09.2019
Россия, Украина и мир: политика и аналитика 187 + 18
Сообщений 281 страница 290 из 1000
Поделиться28211 Сен 2019 19:58:32
Смогут ли США затребовать у Китая императорские долги?
Президенту США предложили потребовать недоимки эпохи последнего разграбления Китая.
У Америки возникли серьезные проблемы. Являясь самой экономически богатой и в военном отношении сильнейшей страной мира, она уже третий год подряд не может победить Китай. Обмен экономическими санкциями в итоге привел к обратному результату.
Продажи американских товаров в Китай упали почти вдвое, тогда как импорт из него даже вырос, несмотря на повышенные пошлины. В итоге, отрицательное внешнеторговое сальдо США вместо снижения выросло еще на четверть, достигнув практически одного триллиона долларов.
По американской логике усилия необходимо увеличивать, но санкциями зажимать дальше становится нечего. Таможенные сборы и так подняты уже практически на все и теперь выходит, что вместо Пекина, их в федеральную казну начинает оплачивать собственный американский конечный потребитель. Дело дошло до исполнения главой Белого дома куплета из популярного мультика про "все хорошо, прекрасная маркиза".
Пекин, с весьма серьезными шансами на успех, подал против США иск в ВТО. Кроме того, китайская сторона, уже не скрывая, тянет время, говоря о стремлении всерьез договариваться уже со следующей, а не нынешней американской администрацией. Хотя по внутренним прогнозам шансы Трампа задержаться в Овальном кабинете еще на один срок более чем велики, китайский намек на "кого-нибудь другого" создает явную интригу.
Обе стороны ввели в действие очередной пакет взаимных санкций. Словом, боевые действия идут в полный рост, однако глава Соединенных Штатов с непробиваемой уверенностью заявляет прессе: торговые переговоры с Китаем развиваются прекрасно и буквально на днях закончатся заключением окончательного соглашения.
И вот в разгар перечисленных событий новостные ленты мировых СМИ облетает сообщение агентства Bloomberg о появлении в колоде Трампа нового сильного козыря против КНР. В последних числах августа американский президент встретился в Белом доме с делегацией представителей американского Фонда держателей облигаций императорского Китая.
Они настойчиво предложили нынешнему владельцу Овального кабинета стребовать с Пекина старые долги. Как посчитал один из основателей Фонда, со всеми пенями, штрафами, процентами и прочими обязательствами, денег там набежало больше, чем на 1 трлн долларов.
Хотя даже само агентство в своих новостях вариант аккуратно называет маловероятным, однако упоминает, что предложение не просто прозвучало, оно всерьез изучалось экспертами Минфина США.
Считается, что правительство Америки его, скорее всего, не примет, но остается непонятным сам предмет – не примет что конкретно – идею потребовать долги в целом или только предложение конкретно Минфину выкупить старые китайские облигации на свой баланс в качестве укрепления позиции американского государства в дальнейшем разбирательстве с Пекином?
Интересно в этой истории ровно два момента. Во-первых, созданное коммунистической партией Китая новое государство не признает своей юридической правопреемственности императорской эпохи, в связи с чем не принимает и каких бы то ни было ее долговых обязательств. Так что юридически стребовать долги невозможно. Что, впрочем, не мешает несогласным с этим лелеять свои влажные мечты.
Во-вторых, собственная американская либеральная общественность публично называет тот период позорным фрагментом американской (именно американской, а не китайской) истории. Так что тут еще не известно, кто кому вообще обязан платить.
Если кратко, то речь идет о бурном периоде европейского "освоения" азиатского региона и особенно Китая после опиумных войн (1839-1942 годы). Правившая там последняя императорская династия Цин сумела оправиться от разрушений, расплатиться с внешними долгами и даже накопить значительные богатства, но потом оказалась втянутой в войну с Японией (1894-1895 годы), решившей превратить вассальную китайцам Корею в свою прямую колонию.
Одной из причин поражения в ней оказалась катастрофически отсталая транспортно-логистическая система страны. Поправить дело должны были новые железные дороги – ставшие весьма популярным увлечением всех развитых государств. Тут-то и выяснилось, что большие по меркам древнего имперского Китая накопленные богатства оказались ничтожны на фоне инвестиционных потребностей для строительства транспортной сети даже самой минимально необходимой протяженности.
К тому же по условиям Симоносекского мирного договора от 17 апреля 1895, Цинская империя была обязана выплатить Японии военную контрибуцию в 230 млн. лянов. Один лян (основная денежная единица Китая того периода) представлял собой слиток серебра весом примерно 31,25 грамма. Так что к выплате надо было быстро изыскать 7187,5 тонн серебра, что ориентировочно соответствовало 2,58 годовых дохода страны.
Таких денег у империи, понятное дело, не было, но их требовалось найти буквально немедленно. В течение первого года "мира" Китай должен был выплатить Японии две суммы в 80 и 50 лянов, тогда как общий объем налоговых поступлений не превышал 90 млн лянов в год. В случае просрочки потом пришлось бы платить дополнительную пеню в размере 10% от суммы контрибуции ежегодно.
Плюс к тому предоставленные японцам преференции на право ввоза промышленного оборудования в Китай и ведения внутренней торговли в стране тут же вызвали возмущение со стороны Великих держав (Великобритании, Франции, Германии и России) также имевших особые права на хозяйственную деятельность внутри Китая, которые они посчитали ущемленными.
В результате чего императрице Цыси пришлось подписать множество новых соглашений, практически полностью открывавших внутренний рынок страны, говоря современным языком, иностранным инвесторам.
В течение четырех лет (1895-1899 годы) в обеспечение полученных долгов китайцам пришлось передать иностранным кредиторам не только льготные права долгосрочных концессий на судоходство, геологоразведку, открытие новых и эксплуатацию старых рудников, но фактически подарить им доходы от таможен в большинстве провинций, а также портовые сборы существующих и строящихся морских и речных гаваней.
Международного валютного фонда чтобы немедленно "начать помогать попавшей в бедственное положение стране" еще не существовало, однако его отсутствие с лихвой компенсировалось активностью великих держав.
Для европейцев, привыкших считать 3-5% на основной капитал достойной внимания доходностью, условия Китая оказались буквально манной небесной. В страну хлынула большая золотая река, на первый взгляд, сулившая китайской экономике сверхбыстрый рост и коренную технологическую модернизацию. Однако вскоре выяснилось, что цена за успех также оказалась чудовищной.
Только за первые два года Англия предоставила два "китайских имперских займа" на общую сумму 28 млн. лянов. Русско-французский синдикат из десяти банков предоставил кредит на 99 млн лянов. Потом были еще два британских и германских "золотых шестипроцентных" займа на 12 млн лянов. С разными другими проектами в Китай к 1898 году было влито 350 млн лянов, которые его фактически разорили.
Из-за катастрофического падения налоговых поступлений и подконтрольной государству торговли все текущие расходы страны пришлось финансировать из кредитов. В результате 250 млн из всего полученного тут же ушло в Японию в счет погашения контрибуции. На остальные деньги содержалась армия и государственный аппарат. Из них же до четверти оказалось разворовано.
И вот с этого момента доходность инвестиций в Китай полезла вверх с темпами взлетающей ракеты. Например, один из займов 1898 года выдавался из расчета 83 за 100, т.е. Пекин получал 83 млн лянов, но должен был потом вернуть 100, плюс еще 21 млн лянов процентов. Иными словами, вместо откровенно грабительского 21% фактически Китай получал кредит под 45%. Кто-то думает, что Маркс свое определение про алчность капиталистов взял из головы? Святая наивность.
Европа и примкнувшие к ним Япония с США, буквально сошли с ума, стремясь любой ценой раскрутить Китай на новые займы. А так как обеспечивать их ему уже было нечем, кредиторы снизошли до согласия брать в обеспечение доходы, получаемые на так называемых обеспечивающих территориях. Например, при прокладке железной дороги подрядчик получал исключительное право ведения безналогового бизнеса в полосе обеспечения шириной в 150-200 километров.
Делать он там мог все, что угодно. Находить, добывать, вывозить, покупать, продавать. Китайские власти на обеспечивающих землях зачастую вообще теряли всякий контроль. Зато оказывались обязаны покупать ключевые товары только у уполномоченных подрядчиком поставщиков по обычно чрезвычайно завышенным ценам. Так что в целом на круг мировые инвестиции в Китай чудесным образом приносили свыше 40% годовых.
К тому же условия предоставления кредитов составлялись так, чтобы обязывать Китай занимать деньги на максимально продолжительный период (на 20, 30 и даже 45 лет) с полным прямым запретом на досрочное погашение.
Могла ли императрица Цыси отказаться? На тот момент уже нет. К 1898-1899 годам ее империю великие державы практически поделили, подмяв под себя целые регионы. Британцы "тянули железные дороги" Шанхай-Нанкин, Шанхай-Нинбо, Гуанчлоу-Цзюлун, Даокоу-Цинхуа, Шаньхайгуань-Нючжуан, из Бирмы в Юньнань до Куньмина, а также построили линии Пукоу (Нанкин) - Синьян (в Хэйнани) и Нючжуан-Синьминь.
Французы строили три магистрали из Вьетнама через Наньнин в порт Бэйхай. Бельгийцам (по сути, также представлявшим французские капиталы) досталась линия Пекин-Ханькоу. Германия застолбила за собой строительство во всем Шаньдуне. Китайско-Восточная железная дорога Российской Империи тоже является продуктом того периода.
При чем тут американцы? Как младшие и самые молодые партнеры, целых провинций себе в кормление они не получили. Не по чину. Однако деловые круги США, через созданный в 1895 синдикат "Америкэн Чайна Дивелопмент Ко", просто и нахально пытались влезать всюду, куда только могли дотянуться.
"Железнодорожный король" А.Гарриман, представители банкирских домов Морганов, Карнеги и многих других инвестировали, не отставая от старших товарищей, вместе раскрутивших китайское правительство на строительство 19 магистральных железнодорожных линий (без учета ответвлений и вспомогательных магистралей местного значения) общей протяженностью 10 тыс. километров. Это при том, что к 1914 году в Австро-Венгрии совокупная протяженность железных дорог составляла 22,9 тыс. км, во Франции 37,4 тыс., Италии - 19,1 тыс., Великобритании - 32,6 тыс.
Понятное дело, внутренний уклад государства и его экономический механизм с треском сломались. В течение буквально 3-4 лет в нищете оказались целые слои местного населения. Например, массовый импорт дешевых фабричных европейских тканей полностью оставил без работы примерно 1,6 млн китайских мануфактурных работников в 1890 году и еще до 5 млн к 1909 году. А всего по стране буквально без куска хлеба остался практически каждый третий китаец.
Стоит ли удивляться, что в августе 1899 в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание, в западном мире больше известное как Боксерское, направленное на полное вытеснение всего иностранного из страны. Власти сначала пытались с ним бороться, но потом сами перешли на сторону восставших. Однако усилиями военной интервенции восьми держав (Германия, Япония, Британия, Франция, США, Российская Империя, Италия и Австро-Венгрия) оно оказалось утоплено в крови.
7 сентября 1901 года китайское правительство подписало с победителями так называемый Заключительный протокол, по которому было обязано возместить иностранцам весь ущерб и компенсировать упущенную прибыль на 450 млн. лянов. Почему столько? А нипочему. Хоть сколько-нибудь внятные документальные обоснования расчетов отсутствуют. Просто было решено взять по одному ляну с каждого жителя страны.
Точное их количество, конечно, никто не считал, но примерно, на глазок, его оценили такой цифрой. Выплатить которую Китай был должен за 39 лет (с января 1902 по конец 1940). С начислением пени за просрочку в 4% годовых. В целом на круг к последнему месяцу срока всех платежей должно было набежать на 982 млн лянов.
Потом была так называемая Синьхайская буржуазная революция 1911 года, формально поставившая жирную и окончательную точку не только на истории династии Цин, но и всем древнем имперском периоде Китая. Однако пришедшее к власти правительство Юань Шикая тоже нуждалось в деньгах, взять которые считало возможным только у иностранных кредиторов.
За первые три года, под согласие обслуживать имперские долги (реорганизованные и пересчитанные в 600 млн юаней), оно набрало еще 250 млн юаней кредитов под 5% годовых на 47 лет вперед. При этом 67% суммы сразу были удержаны в счет погашения прошлых обязательств.
На момент, когда японская агрессия в Азии окончательно спутала все карты, а Вторая мировая война похоронила весь прошлый мир в целом, совокупный размер всех иностранных инвестиций в Китай оценивался 1,084 млрд американских долларов в ценах 1914 года, в том числе 531 млн. - вложенных в железные дороги и транспорт.
Из них около 38% принадлежало Британии, до 17% - царской России, 16% - германскому и 11% - французскому капиталам. Японцы владели 14%, сосредоточенными преимущественно в приграничных районах с Кореей и в Манчжурии. Собственно на США приходились остальные 4%. Вроде как совсем немного, но от миллиарда...
Возникшая в 1949 году Китайская народная республика, как тогда казалось, поставила в этой истории окончательную точку. Коммунистическое правительство страны публично отказалось от преемственности всех прошлых обязательств. В том числе, жестко пресекая малейшие попытки про былые долги даже просто поговорить.
В результате, бумаги превратились в мусор, интересный разве что немногим коллекционерам. Если на Советский Союз, желавший с Западом торговать, какие-то способы давления по поводу обязательств царского правительства, например, по французскому займу, еще сохранялись, то новый Китай полностью ушел в себя, в результате чего перспектив к принуждению "вернуть должок" решительно не имелось.
Некоторый интерес к цинским долгам возродился в период визита в КНР президента Никсона в 1972 году. Возникло ощущение, что ради интеграции в западную экономику Пекин может малость прогнуться и что-то заплатить, но оно не оправдалось тоже, и про них опять забыли. До настоящего момента.
Способны ли сегодняшние США заставить Китай погасить долги династии Цин – вопрос очень сильно спорный. В рамках текущего положения вещей и при обязательном сохранении обширных торговых отношений с Поднебесной – очень вряд ли. В том числе и потому, что уступив в одном месте, китайское руководство автоматически создаст прецедент, позволяющий остальным бывшим кредиторам также выставить претензий еще на 24 трлн долларов или 1,79 ВВП КНР за 2018 год.
Но если оценивать возможные сценарии развития событий, включая самые кризисные, то надо признать, что вариант превращения остатков ветхих долговых бумаг периода последней императорской династии в инструмент торговой войны все же существует.
Хотя Китай с момента прихода Трампа активно сокращает свои инвестиции в США (только 4,8 млрд долларов в 2018 году), только за 2014-2017 годы в Америку было вложено около 123 млрд долларов.
Если высшее американское руководство посчитает допустимым полностью обрубить всю торговлю с КНР (что, повторюсь, весьма и весьма сомнительно, однако в теории не так уж и невероятно при наступлении ряда критичных условий), то по американской юридической практике Вашингтон вполне может сыграть в иранский вариант. Якобы в качестве обеспечения исполнения судебного решения по долговому спору заблокировав все китайские активы в Америке. Либо использовать такую угрозу в качестве козыря в торговой войне с КНР.
Пойдет ли Трамп на подобный риск - неизвестно. Уж слишком тяжелыми могут оказаться последствия. Но сам факт вброса темы в прессу через серьезное информагентство уж очень явно смахивает на попытку аккуратного прощупывания почвы в смысле характера ответной реакции. Так что исключить подобный вариант полностью пока не стоит.
Поделиться28311 Сен 2019 20:00:41
К снятию Болтона с должности привели его провалы в Венесуэле, Иране, Афганистане и РоссииТрамп объявил об увольнении Джона Болтона во вторник, в своей обычной манере, то есть с помощью сообщение в твиттере. При этом президент США отметил, что он и члены администрации «были решительно не согласны со многими из его предложений» и поэтому попросили советника по национальной безопасности подать прошение об отставке.
Это решение последовало за чередой провалов последнего в Венесуэле, Иране, Афганистане и России, где этот воинственно настроенный чиновник активно лоббировал силовые подходы. Американский президент послушно подчинился, когда речь шла о первых двух «непокорных» странах, и отказался последовать советам Болтона в отношении второй пары. Он резко ужесточил санкции против Венесуэлы и Ирана и в то же время обозначил явное стремление к примирению с Афганистаном и Россией.
Здесь важно добавить несколько существенных деталей: все попытки США провести операции по смене режимов в Боливарианской республике Венесуэла и Исламской республике Иран зашли в тупик, в то время как усилия Болтона, направленные на саботаж миротворческих планов Трампа в отношении талибов и Москвы, не увенчались успехом.
Гибридная война против Венесуэлы поначалу была весьма многообещающей, но вскоре она сама собой затихла. Это стало результатом неэффективных действий так называемого «глубинного государства» вследствие ошибочной оценки ситуации на местах, а точнее – необоснованного оптимизма в отношении общественных настроений.
Это привело к неуклюжим попыткам государственного переворота, которые в конечном итоге завершились унизительным поражением Соединенных Штатов в их собственном полушарии, вместо демонстрации американской мощи в сфере ассиметричной войны, как предполагалось изначально.
Между тем, гибридная война против Ирана также не принесла ощутимых дивидендов, Даже сам Трамп, по всей видимости, молчаливо признал этот прискорбный факт, если судить по сообщениям о его желании встретиться с президентом Рухани в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН, которая запланирована на следующей неделе, причем без каких-либо предварительных условий.
Впрочем, это не следует рассматривать как признак слабости. Скорее речь может идти о прагматичном маневре после провала жесткой политики Трампа в отношении этой страны, которую активно лоббировал Болтон, а также о необходимости добиться хоть какого-то поверхностного успеха на этом фронте в преддверии очередных президентских выборов, намеченных на следующий год.
Что касается Афганистана, в то время как мирные переговоры с талибами неожиданно потерпели крах после террористического акта в Кабуле на прошлой неделе, они все еще могут возобновиться, если Трамп захочет использовать уход Болтона в качестве компромисса для «спасения лица» и вернуться к ним в негласном режиме.
В отношении России, «новая разрядка» продолжает стремительно развиваться, о чем свидетельствует успешный визит президента Путина во Францию в прошлом месяце, а также недавний обмен пленными между Россией и Украиной, который сам Трамп с большим энтузиазмом назвал «возможно, первым гигантским шагом по направлению к миру». Кроме того, об этом свидетельствуют попытки «глубинного государства» саботировать нормализацию отношений путем слива скандальной информации о том, что ЦРУ пришлось «эвакуировать» из Москвы своего шпиона, действовавшего в высших эшелонах власти, которые совпали с этими стратегическими достижениями.
Важно подчеркнуть, что Болтон выступал против как мирных переговоров с «Талибаном», так и примирения с Россией. Возможно, именно это, наряду с его провалами в Венесуэле и Иране привело к тому, что Трамп осознал: пришло, наконец, время избавиться от него, как от ненужного балласта.
Если говорить о перспективах, имеется повод для «осторожного оптимизма» по всем четырем направлениям, но не следует возлагать излишние надежды на быстрый успех. Удивительно, но Соединенные Штаты во вторник объявили, что не намерены наказывать российскую корпорацию «Роснефть» за ведение бизнеса с Венесуэлой, что на данный момент дает Мадуро небольшую передышку. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, этот шаг является результатом какой-то сделки, всего лишь взаимовыгодным маневром в зарождающейся «новой разрядке» с Россией.
Желание встретиться с Хасаном Рухани также нельзя не приветствовать, но его не следует истолковывать как желание Вашингтона свернуть свои санкции, особенно принимая во внимание тот факт, что Нетаньяху боится секретных ядерных объектов, которые предположительно имеются у Тегерана.
На афганском «фронте» на Трампа по-прежнему оказывают сильное давление с целью активизации военных действий против талибов. Впрочем, любое продвижение в этом направлении может быть ограничено, после того как глава CENTCOM (Центральное командование США отвечающее за планирование операций в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии) встретится со своим коллегой из пакистанских вооруженных сил и, вероятно, поймет нецелесообразность военных мер. Наконец, хотя «новая разрядка» пока идет хорошо, Трамп не может снять антироссийские санкции без разрешения Конгресса.
Все это означает, что четыре упомянутые страны сейчас могут вздохнуть с облегчением, но им не следует ослаблять бдительность, поскольку «глубинное государство» может усилить давление на Трампа, чтобы он выступил против одной или нескольких из них, тем самым продемонстрировав, что Соединенные Штаты не намерены «проявлять слабость» в столь чувствительный момент.
Как бы то ни было, нынешняя «смена караула» на самом деле способна открыть определенные стратегические возможности. Но это произойдет лишь в том случае, если они проявят инициативу и предпримут надлежащие пропагандистские меры, не позволив этому неожиданному событию вызвать у них высокомерную реакцию, которая может спровоцировать мстительный гнев и жесткую реакцию Трампа с целью «сохранить лицо».
Тот факт, что Трамп не просто уволил Болтона, но сделал это самым унизительным образом, через твиттер, уже сам по себе является достижением, поэтому никому из соперников США не стоит пытаться «искушать судьбу». Наиболее разумный подход для них мог бы состоять в том, чтобы сначала выяснить, в какой степени это громкое кадровое решение способно повлиять на американскую внешнюю политику, а затем попытаться извлечь из этого максимально возможную выгоду для себя.
Поделиться28411 Сен 2019 20:02:47
Россия смотрит на Китай но желает вернуться к Европе
В минувшую субботу украинский президент Владимир Зеленский лично встречал в бориспольском аэропорту 35 бывших украинских заключённых, которые были ранее освобождены в России. Не исключено, что такое развитие событий придаст новое дыхание процессу установления прочного мира, способствуя разрешению конфликта, который на сегодняшний день привёл к гибели 13 тысяч человек и повлёк серьёзное охлаждение между Россией и Западом.
Заигрывания, не перерастающие в союз
По мнению Вячеслава Морозова, специалиста по отношениям между ЕС и Россией из расположенного в Эстонии Тартуского университета, Россия до сих пор ориентируется на Европу, хотя ситуация на сегодняшний день «близка к конфронтации».
В то же время, утверждает учёный, заигрывания Китая и России не приведут к длительному союзу – большинство россиян, проживающих в европейской части страны, до сих пор считают Китай чем-то инородным и непонятным.
Китайские вложения в Арктику
Научный сотрудник МГИМО Игорь Денисов полагает, что в течение ближайших лет китайские инвестиции в Россию будут расти. В доказательство своих слов учёный указывает на то, что российские компании, затронутые американскими санкциями (тот же «Новатэк»), стараются изыскать источники финансирования.
По мнению Денисова, в результате западных санкций российско-китайские отношения пережили новый расцвет. Москва не стремится к формальному альянсу с Пекином – тем не менее, она заинтересована в военно-техническом сотрудничестве. У России есть и другие значимые партнёры в Азии – это Монголия, Япония и Южная Корея.
На вопрос о том, являются ли Китай и Россия партнёрами или соперниками, Денисов отметил несколько аспектов. С одной стороны, пояснил он, Россия хотела, чтобы Китай вступил в Арктический совет, и положительно воспринимает китайские вложения в Арктику. С другой – Полярный шёлковый путь Россией не приветствуется.
Прощупывание почвы для наведения мостов с Западом
С точки зрения Морозова, на сегодняшний день имеются указания на то, что участники украинского конфликта рассматривают возможность мирного разрешения, причём оно уже начинает обретать форму. В списки бывших заключённых, которые были обменяны в субботу, попали некоторые довольно известные личности, например, украинский режиссёр Олег Сенцов и Владимир Цемах, считающийся основным свидетелем в деле об уничтожении печально известного самолёта «Малайзийских авиалиний» летом 2014 года, когда погибли 298 человек.
В субботу американский президент Дональд Трамп также высказал своё мнение по этому поводу, отметив в «Твиттере», что обмен заключёнными представляет собой «замечательную новость» и возможно, является «первым гигантским шагом к миру». Тем не менее, Вашингтон неоднократно давал понять, что для рассмотрения отмены экономических санкций против России Крымский полуостров должен быть возвращён Украине.
Однако, по мнению Морозова, подобное разрешение крымского вопроса является заведомо тупиковым вариантом для Украины. В настоящее время, полагает эксперт, путь к мирному соглашению заключается в выработке компромисса, который обе стороны смогут преподнести своим гражданам как победу.
Сегодняшние события, поясняет Морозов, являются начальным этапом процесса, который может привести к выработке устойчивого решения украинкой ситуации. О деталях говорить пока не приходится – но уже можно обозначить некоторое общее понимание того, каким станет будущий компромисс. В свете сегодняшней обстановки, утверждает учёный, вероятно, что российский и европейский рынки начнут постепенно открываться друг для друга.
Однако, с точки зрения Морозова, для достижения соглашения России и Западу предстоит разрешить несколько сложных моментов.
Во-первых, изначально санкции вводились для того, чтобы вынудить одну сторону изменить свой курс. Следовательно, в краткосрочной перспективе конца санкциям не предвидится, однако, если придерживаться оптимистических взглядов, можно говорить о том, что за несколько лет удастся выработать решение с Украиной – при условии, что Киев готов положить начало весьма болезненному процессу, одной из важных целей которого является отмена санкций.
Во-вторых, России, являющейся объективно более слабой стороной, скорее всего, придётся пойти на большие уступки, чем Западу. Тем не менее, в глазах населения страны всё должно выглядеть именно как соглашение. В столь непростой ситуации обеим сторонам каким-то образом нужно «сохранить лицо».
С этой точки зрения, приемлемым для России выходом станет федерализация Украины или придание автономного статуса восточным территориям страны. Крым представляет собой отдельный вопрос – по мнению Морозова, пути назад для полуострова уже нет, здесь не поможет и новый референдум. Даже если на полуостров вернутся все, кто оттуда уехал (те же татары), большинство всё равно проголосует за Россию.
Поделиться28512 Сен 2019 06:50:51
Привет ВСЕМ!!!
Вечер с Владимиром Соловьевым от 11.09.2019
Поделиться28612 Сен 2019 07:02:15
В ЕС и Канаде раскритиковали законопроект Зеленского о судебной реформе
И. о. главы представительства Европейского союза на Украине Анника Вайдеманн и посол Канады на Украине Роман Ващук положительно оценивают намерения украинской власти по реформированию судебной власти и прокуратуры, но в то же время критикуют ряд положений законопроектов об изменениях в этой сфере.
Об этом говорится в их письме на имя руководителей парламентских комитетов по вопросам правовой политики Ирины Венедиктовой и по вопросам правоохранительной деятельности Дениса Монастырского..
Отмечая недостатки законопроекта № 1008 «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно деятельности органов судейского управления», внесенного в Раду президентом Украины Владимиром Зеленским, дипломаты указали на безосновательность сокращения количества судей Верховного Суда и применения люстрации к членам Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС).
«Какое-либо уменьшение количества судей Верховного Суда должно основываться на тщательном анализе его текущей структуры, нагрузки и юрисдикции. Расширение процессуальных фильтров и оптимизация структуры суда дали бы возможность постепенного уменьшения его нагрузки и таким образом позволили бы в дальнейшем сократить количество судей, одновременно соблюдая международные стандарты независимости судебной власти. Перезагрузка Высшей квалификационной комиссии судей и создание новой комиссии по этике и добропорядочности будут оставаться неэффективными, если не будет перезагружен Высший совет правосудия», — считают послы.
Они приветствовали планы главы Украинского государства расширить роль международных экспертов в процессе отбора судей, что зарекомендовало себя как эффективный инструмент в отборе судей в Высший антикоррупционный суд; однако дипломаты обратили внимание на то, что роль международных экспертов в процессе оценивания судей не должна быть формальной, а ограничение выбора экспертов только назначенными членами Общественного совета международных экспертов может быть неприемлемым для международных организаций.
Послы ЕС и Канады также призвали тщательно разработать и дополнить законопроект № 1032 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры».
Речь идет о прозрачности и подотчетности генерального прокурора, обеспечении эффективности выполнения его полномочий и их соответствия европейским стандартам и конституционным принципам.
Зеленский в законопроекте № 1008 от 29 августа предложил уполномочить Высший совет правосудия назначать членов ВККС и сократить количество членов ВККС с 16 до 12. Также планируется сокращение количества судей Верховного Суда с 200 до 100.
Источник: Ссылка
Поделиться28712 Сен 2019 07:07:28
На Украине обещают Крыму и Донбассу массовые зачистки и карантин
Есть на Украине те, кто до сих пор не понял, что Крым и Донбасс в составе Украины больше никогда не появятся. Для многих это уже стало очевидным фактом. Полуостров полноценно находится в составе РФ, а Республики — на стадии постепенного слияния.
Тем не менее, некоторые пропагандисты продолжают давать свои прогнозы на происходящее после возвращения этих территорий в состав Незалежной.
Так, украинский пропагандист Роман Скрыпин заявил, что «вернувшиеся» Крым и Донбасс получат только карантин, массовые зачистки и аресты.
Вряд ли данные заявления поспособствовали бы возвращению территорий, тем не менее, ожидать подобных мероприятий от Киеве можно было бы.
Но далее поток неадекватности не закончился.
Последовали предложения избавиться от кулуарных договоренностей о предоставлении автономии и перейти к общественному обсуждению способов возвращения полуострова и Республик.
Правда, то, что не нравится Скрыпину, а именно автономия, мало кого волнует. Да и какой можно вести общественный диалог, если всё более становится очевидным, что адекватные люди обсуждать этот вопрос не станут, а мысли неадекватных «победунов» появляются каждый день, и не по одному разу.
О каких обсуждениях может идти речь с человеком, который рассуждает так, будто территории нужно оставить себе, а вот людей, проживающих там, подвергнуть зачистке, ну или хотя бы тюремному заключению. Для этого, по мнению пропагандиста, стоит привлечь спецслужбы и полицию, чтобы следить за тем, кто и что делает.
А чтобы народ спокойно принимал откровенный геноцид, по мнению Скрыпина, стоит ввести карантин, который бы помог очистить мозги жителей Крыма и Донбасса от «кремлевской пропаганды».
Вот только диванный каратель не понимает, что дело не в пропаганде, а в неадекватности таких, как он людей, к сожалению, ещё и попадающих во власть.
По его мнению, Зеленский слишком мягок в этом вопросе, хотя очевидно, что те самые кулуарные договоренности дают куда больше надежд на нормализацию отношений с Россией и, в частности, с тем же Крымом и Донбассом. Но адекватные шаги со стороны Украины происходят реже, чем хотелось бы.
Поэтому пока в этом «лечебном заведении» под названием Украина по-прежнему без особых надежд на позитивные изменения.
Источник: Ссылка
Поделиться28812 Сен 2019 07:11:14
Удар по «Северному потоку-2»: Газпром заморозит Европу на радость Украине
Варшава добилась ограничения прокачки газа по OPAL, завернув его в «незалежную»
Суд Европейского Союза принял сторону Польши в споре с «Газпромом» и отменил предыдущее решение Еврокомиссии, дающее концерну право на максимальное использование газопровода OPAL. Об этом сообщило польское министерство энергетики 10 сентября. Так как OPAL является сухопутным продолжением первого «Северного потока» на территории Германии, это значит, что «Газпром» теперь не сможет использовать трубу на полную мощность.
Глава польского энергетического ведомства Кшиштоф Тхужевский заявил, что новое решение «прекращает монополию „Газпрома“ в Европе» и «имеет огромное значение в перспективе приближающегося окончания договора транзита российского газа через Украину».
В польской госкомпании PGNIG, в свою очередь, заявили, что новые условия помогут увеличить транзит газа через Украину минимум на 12,5 миллиарда «кубов» в год. Кроме того, и Федеральное сетевое агентство Германии призвало «Газпром» должен вдвое сократить транспортировку газа по газопроводу OPAL в соответствии с решением суда Евросоюза.
Напомним, что изначально по правилам европейского Третьего энергопакета «Газпром» мог использовать только 50% мощностей OPAL или примерно 12,8 млрд. куб. газа. После долгих разбирательств в конце 2016 года Еврокомиссия, наконец, одобрила расширение доступа российской компании к трубе, которая получила право участвовать в аукционах еще на 40% мощностей (10,2 млрд. куб.)
В ответ на это Варшава подала жалобу в Европейский суд, утверждая, что это решение противоречит принципу диверсификации поставок и создает угрозу их нарушения или прекращения.
Хотя по факту угрозу нарушения или прекращения поставок создает как раз нынешнее решение Европейского суда. Напомним, что 31 декабря 2019 года истекает транзитный контракт на прокачку газа между Россией и Украиной. Украинский «Нафтогаз» изначально занял неконструктивную позицию на переговорах, требуя от «Газпрома» заключить соглашение на 10 лет с прокачкой 90−100 млрд. куб. газа в год и условием «качай или плати».
Однако даже в самые пиковые годы последнего десятилетия Россия не прокачивала через Украину больше 90 млрд. кубометров, а с учетом ввода в строй «Северного потока-2» и второй нитки «Турецкого потока» эти объемы и вовсе кажутся фантастическими. По оценкам экспертов, после этого Украине останется не больше 20−25 млрд. кубометров газа.
С учетом того, что к 2020 обходные газопроводы не будут закончены, «Газпрому» нужен хотя бы временный транзитный контракт с Украиной. Ранее глава компании Алексей Миллер обещал, что если его не удастся заключить, они все равно смогут выполнить свои минимальные обязательства по контрактам, хотя о дополнительных объемах говорить будет нельзя.
Однако теперь, с ограничением прокачки по OPAL, выполнить свои обязательства российской компании будет крайне сложно. И крайней в этой ситуации окажется именно она, несмотря на то, что европейцы сами себе перекрыли газовый поток и оставили свою энергетическую безопасность в руках Украины.
Теперь, по мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, все будет зависеть от исходя трехсторонних переговоров между Россией, Украиной и ЕС по транзиту. Если договориться не удастся, ситуация станет крайне печальной для всех сторон процесса.
— Думаю, оператор «Северного потока» и «Газпром» будут добиваться отмены решения суда и разрешения на полную загрузку OPAL. Обоснование суда, на основе которого он вынес решение, довольно слабое. В нем говорится, что предыдущий вердикт, который разрешал использовать газопровод на полную мощность, не учитывал интересы Польши. Якобы если «Газпром» в большей степени загружает OPAL, он снимает объемы с газопровода Ямал-Европа, проходящего через Польшу, и та теряет деньги.
Но дело в том, что до этого та же Польша говорила, что недовольна платой за транзит, которая установлена на определенном уровне и не зависит от объемов прокачки. А даже если бы и зависела, Польша из-за «Северного потока» ничего не теряет.
Мы уже видели опыт 2018 года, когда «Газпром» использовал «Северный поток» на мощностях, превышающих проектные. Вместо 55 млрд. кубов газа он прокачал почти 59 млрд. При этом объем транзита через Ямал-Европу не уменьшился. Значит, «Газпром» не снимает объемы с Польши и ей никак не может повредить загрузка OPAL и «Северного потока».
«СП»: — Почему же тогда суд принял такое решение?
— Это абсурдное решение европейского суда, которое ничего хорошего для самих европейцев не несет. Ситуация складывается опасная и даже трагическая. Нынешнее руководство «Нафтогаза» постоянно говорит о том, что ни при каких обстоятельствах не подпишет транзитный договор с Россией.
В этих условиях, когда есть риск, что с 1 января транзита через Украину не будет, европейцам нужно готовиться и как можно больше газа пускать по всем обходным газопроводам, в том числе OPAL. Вместо этого они еще больше газа направляют на украинское направление, которое может оборваться с 1 января.
Логика в таких действиях отсутствует. Если они надеются, что тем самым подтолкнут Россию к подписанию транзитного договора, то это совершенно излишне. Российская сторона и так хочет подписать соглашение на 2020 год, потому что у нас как минимум не будет достроена сухопутная часть «Северного потока-2» и вторая нитка «Турецкого потока». России все равно нужен транзит через Украину в 2020 году. Дополнительно загонять ее на украинский маршрут, сократив объем прокачки по OPAL, не нужно. Это не поспособствует переговорам.
Скорее, мы видим, как по откровенно политическим мотивам Польша тормозит любые российские энергетические проекты. Они ставят палки в колеса и «Северному потоку-2». Например, запретили создание совместного предприятия с пятью европейскими компаниями. Те все равно продолжили участие в проекте, но уже не как акционеры, а как кредиторы.
Варшава подает иски, что балтийские страны неправильно дали разрешения «Газпрому» на прокладку морской части «Северного потока-2» и их нужно отозвать. При том, что значительный участок трубы уже построен.
Теперь они еще и торпедируют OPAL. Вся их мотивация не в развитии конкуренции, не в угрозах транзиту, а в том, что они действуют в интересах США и пытаются отодвинуть Россию от европейского газового рынка, чтобы там возник дефицит и свободное место. Тогда американские поставщики смогут туда прийти, потому что это станет экономически рентабельно после скачка цен.
Это позиция Польши, и никто ее особо не скрывает. 31 августа США, Украина и Польша подписали соглашение о том, что через польский СПГ-терминал американский сжиженный газ будет поступать на европейские рынки, в частности, на Украину. Вот и вся разгадка. Налицо нечестная конкуренция, о реальных правовых основаниях под этим решением речи не идет.
России нужно подавать иски против поляков, которые по политическим мотивам торпедируют все наши инициативы. Необходимо подавать апелляцию, доказывать, что Польше полная загрузка OPAL никак не повредит. Тем более, что основываясь на показателях прошлого года доказать это легко.
«СП»: — Что будет, если договориться о транзите все-таки не удастся?
— Если с 1 января не будет полной загрузки «Северного потока», «Газпрому» будет очень сложно выполнить свои контрактные обязательства. Даже при полной загрузке OPAL сделать это было бы очень сложно, оставалось молиться на теплую зиму. А так ситуация становится еще хуже.
Можно ждать, что европейцы в случае необходимости пойдут на определенные уловки, как они делали раньше. Например, в 2016-м была холодная зима, и в марте ударили морозы. Газа в подземных хранилищах в Европе было мало, и могла возникнуть проблема дефицита. Тогда европейцы предложили запустить «Северный поток» на полную мощность в виде «технических испытаний», якобы чтобы посмотреть, может ли он качать столько газа или нет. И они проводили «технические испытания» ровно до момента окончания холодов в апреле.
Сейчас европейцы сами загоняют себя в ловушку, когда им придется объявлять новые «техиспытания». Январь, февраль и март будет очень сложно пройти без «Северного потока» и украинского маршрута.
«СП»: — А кто будет считаться виновным в срыве поставок?
— Нужно смотреть на конкретные контракты и на то, что входит в понятие форс-мажора. Но, конечно, претензии будут к «Газпрому». Он обязан передать газ покупателям. Если он этого не сделает, европейцы будут давить на то, что это проблема российской компании. Вопрос поставки лежит на поставщике, а не на потребители. Но в реальности все будут понимать, что это даже не ситуация 2009 года, и что все гораздо хуже и еще более политизировано. На «Газпром» откровенно давили и ставили его в такое положение.
Будем надеяться, что до такого варианта дело все-таки не дойдет. Сейчас многое будет зависеть от того, как пройдут переговоры в рамках трехсторонней комиссии Украина-Россия-ЕС, которые состоятся 19 сентября. Если российская команда выразит желание подписать договор, а украинская сторона, напротив, будет всячески отказываться от всех предложений, позиция Европы может немного измениться.
Если они увидят, что Россия пыталась договориться, но не смогла, тогда на украинцев может лечь часть вины.
«СП»: — А если Украина не будет отказываться напрямую, но выдвинет невыполнимые условия?
— Украина изначально выдвигает невыполнимые условия. Даже в прошлом году 90 миллиардов Россия через ее территорию не качала. Рекорд был установлен в 2017 году — 90,6 млрд. кубов. Но с тех пор как раз на полную мощность заработал OPAL. Кроме того, точно предполагается ввести на полную мощность первую нитку «Турецкого потока». Таких объемов прокачки уже точно не будет, не говоря уже о том времени, когда будут введены остальные обходные газопроводы.
Украина это прекрасно понимает, поэтому и настаивает на таком высоком объеме прокачки, да еще и с условием «качай или плати», когда придется платить за недополученные объемы.
Европейцы тоже осознают, что это условие не выполнимое. «Газпром» вообще больше не хочет указывать конкретные объемы в контракте. Потому что в нынешнем контракте тоже не указано условие «качай или плати», но зато прописан объем. На этом основании Стокгольмский арбитраж и обязал «Газпром» выплатить несколько миллиардов Украине. С тех пор «Газпром» опасается указывать конкретные цифры в соглашениях.
Посмотрим, какие будут позиции новых переговорщиков со стороны Украины. Мы пока не знаем, какие у них установки, намерены ли они просто торпедировать соглашение или же они ориентированы на собственные интересы и интересы Евросоюза. Если это второй вариант, значительная часть проблем будет решена. Главное, пройти отопительный сезон 2019−2020, а дальше уже будут достроены обходные газопроводы, и ситуация станет намного лучше.
Поделиться28912 Сен 2019 10:19:07
Немецкие СМИ шокируют: в Германии ничего не работает
Бесконечные долгострои, сломанные мосты, опаздывающие поезда, обветшавшие школы, неудавшийся энергетический поворот — многое в Германии работает не так, как должно, пишет Die Welt.
Реальность и мечты сильно расходятся. При этом проблемы касаются не только бедных людей или среднего класса, но и самого канцлера, отмечает автор статьи Штефан Ауст.
В ноябре 2018 года по пути на саммит G20 самолёт Ангелы Меркель сломался, напоминает издание. А в конце февраля 2019 года в Мали застрял правительственный A319 с министром иностранных дел Хайко Маасом на борту.
У летательного аппарата возникли проблемы с гидравлической системой. Как-то очень сильно повезло президенту Германии Франк-Вальтеру Штайнмайеру. За день до запланированного перелёта самолёт, на котором он должен был отправиться в Штутгарт, чуть было не разбился.
Серия поломок правительственных машин произошла из-за того, что многие из них устарели. Также были допущены ошибки в техническом обслуживании самолётов. Распускались слухи о саботаже, но делалось это, скорее всего, для того, чтобы отвлечь внимание от человеческих, технических и политических ошибок.
К тому же тот факт, что политики продолжают летать, свидетельствует о том, что энергетический переворот в Германии так и не произошёл, пишет издание. Они продолжают загрязнять воздух тоннами углекислого газа. При этом, как оказывается, большинство из них — члены Партии зелёных. На железных дорогах ситуация также не стала экологичнее, несмотря на «сказки», которые рассказывают в компании Deutsche Bahn, отмечает Ауст.
Её представители заверяют, что высокоскоростные пассажирские поезда используют только «чистое» электричество. При этом чтобы угодить пассажирам, на бумаге списывают «грязное», полученное на угольных и атомных электростанциях, на торговые и региональные перевозки.
К тому же на поездах до сих пор нет быстрого интернета, сетует автор. Сигнал очень слабый, а когда он сильный, сеть раздаётся на всех пассажиров сразу, из-за чего пропускная способность существенно снижается.
«Это ключевой момент системы, в которой ничего не функционирует: мы впереди всех, очень прогрессивные, бережём природу — и надеемся на то, что никто не заметит, что ничего не работает. Ни на железных, ни на уличных дорогах», — объясняет Ауст.
Основная проблема с общественным транспортом на электричестве заключается в том, что его необходимо долго подзаряжать, из-за чего, к примеру, автобусы могут работать только полдня. Сами же немцы не спешат пересаживаться на электромобили, что к лучшему, ведь если бы их стало слишком много, то огромные пробки были бы не только на автобанах, но и в тех местах, где можно зарядить машину.
Также в Германии есть ряд долгостроев, которые ярко характеризуют всю систему. К примеру, аэропорт Берлин-Бранденбург стал символом того, что в этой стране «ничего не работает». Там строительство «идёт», а точнее «не идёт» с 5 сентября 2006 года.
Ошибки в планировании, менеджменте, строительных работах, небрежность — всё это приводило к постоянным задержкам и повышению стоимости проекта.
Ещё один пример: столица Германии по пробкам — Гамбург. Там вот уже 90 лет не могут построить транспортную развязку, чтобы грузовики могли подъезжать к местному порту для загрузки и разгрузки. Сначала проекту помешала война, потом проблемы с финансированием, позже его отложили из экологических соображений. Теперь же строительство планируют закончить к 2028 году, и то это пока не точно.
Раньше политики очень красиво рассказывали о том, как немецкие школы позволят мигрантам интегрироваться и Германия в этом отношении станет образцом для всей Европы. Но быстро выяснилось, что одних добрых намерений недостаточно, чтобы дать образование половине миллиона детей и подростков из Сирии, Афганистана, Ирана и Ирака.
В результате учителям пришлось разгребать подсобные помещения, чтобы освободить место для занятий и делать дидактические пособия из подручных материалов. К тому же школы испытывают дефицит кадров и нуждаются в ремонте.
«Так что дела в развивающейся стране Германии идут не очень хорошо — ни с интеграцией, ни со школой», — заключает Ауст.
Бундесвер — это ещё одна «большая стройка» ФРГ, продолжает издание. В 2019 году оборонный бюджет Германии составил €44,3 млрд, и всё равно у неё самая маленькая и плохо оснащённая армия. Она даже неспособна справиться со своей главной задачей по защите страны.
В официальных документах говорится, что она «условно готова к обороне». Ко всему этому привела отмена воинской повинности и систематическое сокращение оборонного бюджета, считает автор. Немецкие танки, корабли, подводные лодки небоеспособны.
Меньше половины истребителей Eurofighter и Tornado не могут взлететь. То же самое касается и военно-транспортных самолётов A400M. Проблемы есть и с оснащением солдат: не хватает бронежилетов, сапог, современных шлемов и приборов ночного видения. «Очевидно, бундесвер стал успешным проектом по разоружению», — заключает Ауст.
Источник: Ссылка
Поделиться29012 Сен 2019 10:21:18
Саманта Пауэр: Я заблокировала Россию в СПЧ ООН вопреки приказу Вашингтону
Бывший постпред США при ООН Саманта Пауэр в своих мемуарах утверждает, что ослушалась указания из Вашингтона, проголосовав в 2016 году против избрания России в Совет по правам человека из-за личного несогласия с политикой Москвы.
По ее словам, это был редкий случай, когда установка от начальства не соответствовала ее личным убеждениям.
Она пояснила, что пять постоянных членов Совета Безопасности ООН имеют негласную договоренность: поддерживать друг друга при избрании в СПЧ. Поэтому Вашингтон, несмотря на разногласия с Москвой, потребовал проголосовать за Россию.
«Но в этот день мое настроение было иным. С того момента, когда я прибыла в ООН, произошло слишком многое, чтобы я могла позволить себе не голосовать в соответствии со своей совестью», — пишет Пауэр.
Голосование шло по регионам, России противостояли Хорватия и Венгрия, за которые проголосовала экс-постпред.
Так, Венгрия получила 144 голоса, Хорватия — 114, а Россия — 112. По словам Пауэр, это вызвало «всеобщий шок».
Она предполагает, что именно ее голос был решающим: если бы Хорватия получила на один голос меньше, а Россия — на голос больше, то предстоял бы второй тур, где Москва бы добилась победы «угрозами и взятками».
«Это был первый раз в истории, когда ее правительство (России. — Прим. ред.) проиграло крупные выборы в ООН», — пишет Пауэр.
По ее словам, она не послушала указаний Вашингтона из-за разногласий с Москвой по многим вопросам, прежде всего по Украине.
Пауэр была постпредом при ООН в ранге министра в 2013–2017 годах при президенте Бараке Обаме. Ее мемуары под названием «Школа идеалистки» вышли на этой неделе в США и сразу же вошли в пятерку бестселлеров по версии Amazon.
Источник: Ссылка