Денис Пушилин: Да, такой пункт присутствует в Комплексе мер Минских соглашений. Он является практически одним из последних. Но чтобы вы понимали, до этого должны быть выполнены все остальные: у нас должны быть наши правоохранители, наши силовые структуры, возможность закрепления трансграничного сотрудничества с Россией и договорных отношений между нами и Украиной. Вот Украина к этому не готова, и это она демонстрирует ежедневно. Опасаться по поводу границы не стоит.
Александр Васильев, историк и журналист: Когда мы говорим о букве «Минска», то это касается исключительно территорий ЛНР и ДНР. Очень многие люди не подпадают под, скажем, амнистию. Дело в том, что события в Донбассе — это только часть гораздо большего процесса, процесса Русской весны, на стороне которой сражается много одесситов и жителей других областей Украины. Я хочу, чтобы вы понимали: Донбасс для всей Новороссии является флагманом.
Денис Пушилин: Все, что Вы обозначили, для нас крайне важно. Единственное, о чем жалею, что между Республиками и регионами, где Русская весна набирала обороты, была плохая коммуникация. Все, что происходит в Днепропетровске, Одессе, нас ужасает. С одной стороны, мы хотим признания, а с другой — если мы получим это признание, мы практически застолбим только небольшой кусок заявленной Новороссии.
Дмитрий Ольшанский, писатель, эссеист, блогер: Указ о паспортах был большим прорывом, но технически этот процесс очень сложен. Может, России необходимо предусмотреть больше нюансов, внести какие-то дополнительные пункты?
Денис Пушилин: Признаюсь, в самом начале мы были технически не готовы к такому наплыву людей. На данный момент разработана и введена в эксплуатацию электронная очередь. Есть понимание, что конкретно нужно делать, чтобы ускорить процесс. Мы оптимистично настроены. Количество пунктов приема документов от наших граждан будет увеличиваться.
Константин Крылов, философ, писатель, общественный деятель: Собираюсь в скором времени посетить Донецк. Мне кажется, что сейчас одна из главных опасностей — это падение интереса к самой проблематике ДНР/ЛНР. Хотелось бы как-то повлиять на эту ситуацию.
Денис Пушилин: Мы только за! Донецк можно назвать культурной столицей Русского мира. Если приедете к нам — обязательно посетите нашу филармонию! Я Вас лично приглашаю! Кроме того, накануне у нас в Республике прошел республиканский фестиваль по авто- и мотоспорту «Донбасс патриот — трофи». Впервые за всю историю нашего молодого государства. Он показал, что интерес к такого рода соревнованиям довольно высок не только со стороны наших граждан, но и жителей Луганской Народной Республики и России. Более того, такие состязания сплачивают русских людей по духу и крови. Теперь у нас в планах проводить их на регулярной основе.
Сергей Беляк, писатель, музыкант, фотограф, адвокат: Ситуация с вами напоминает историю с белыми и красными. Я думаю, что дончане это понимают. Нас заставляют следовать Минским соглашениям. При гражданской войне люди обычно понимают, что они победили?
Денис Пушилин: Такой реакции, как была раньше, в самом начале, уже нет. Люди воспринимают это нормально. Конечно, есть неадекватные люди. Однако акценты смещены в сторону мирной жизни. Жители Республики прекрасно понимают, что наши переговорщики свои позиции не сдадут.
Иржи Юст, чешский журналист: Вы все же непризнанная Республика. Как вы живете, что предпринимаете?
Денис Пушилин: В политическом плане — у нас открыты представительства в некоторых европейских странах. В экономическом — мы осуществляем торговую деятельность, и наша продукция востребована. Но, к сожалению, нам приходится работать через кучу посредников.
Анастасия Михайловская, журналист и волонтер: Интересует статус военнослужащих. Нужна субсидия, нужно помогать их лечить. Нужно предоставлять жилье в первую очередь. Некоторые даже не получили паспорта, особенно из районов, подконтрольных Украине. Прошу обратить внимание на беженцев, на освобожденных военнопленных.
Денис Пушилин: Мы работаем над этими вопросами. Сейчас проводится проверка данных всех раненых военных. Есть данные, которые не подлежат восстановлению. Мы аккумулируем всю собранную информацию. Что касается общежитий, то они изначально планировались как временное жилье.
Иван Скориков, политолог: Хотел бы спросить Вас о девочке из Горловки, которая записала обращение к нынешнему президенту Украины Зеленскому
Денис Пушилин: Выбор Донбасса — это Россия. Сама акция вызвала много разных мнений и противоречий. К сожалению, мы являемся в некотором смысле заложниками информационной войны. Но ведь ничего страшного в этой акции не было. Жители Республики не требовали ничего такого, что выходило бы за рамки Минских соглашений.
Олег Неменский, политолог: Что можете сказать о самосознании донецкого/донбасского общества? Сейчас определяется принадлежность через язык? Революция идентичности произошла не в 2014 году, а позже. Затем произошло разочарование, обида на Россию. Я верю, что Донбасс будет частью России. Запрос на то, чтобы Донбасс стал сердцем Русского мира. В Донбассе должна быть сформирована идеология будущей Новороссии.
Денис Пушилин: Вопрос самосознания стоит у нас очень остро. Мы ценим Россию и всей душой переживаем за нее. Это наша большая Родина. У нас свежи воспоминая о гордости за большую страну, которую мы потеряли во время пребывания на Украине. Но мы по-другому относились к истории, к гимну и т. д.
Николай Старков: За границу уехало много людей. Это уже диаспора Донбасса. Почему никто ими не занимается?
Денис Пушилин: Почему нет? Занимаются. Но это не должно быть только движение сверху, это должно исходить от самих людей.
Олег Пухнавцев, журналист: Вопрос о Крыме. Как происходит ваше сотрудничество, нет ли высокомерия со стороны руководства Крыма?
Денис Пушилин: Это наши друзья, и мы достаточно близки. Есть, конечно, случаи, но они носят исключительно частный характер.
Андрей Будяк, журналист, родом из Донецка: Из Донецка «вымыло» очень много людей творческих, сильных. Нужно задуматься о возвращении специалистов.
Денис Пушилин: Кадровый голод есть, но для его устранения нужна и экономическая составляющая, и определенные социальные гарантии.
Марина Третьякова: Какие пути социально-экономического роста Донецкой Народной Республики?
Денис Пушилин: Государство мы на данный момент непризнанное, но бюрократия, конечно, есть, и не в лучшем ее проявлении. Мы работаем над улучшением инвестиционного климата, и налоговыми изменениями в том числе.
В тесной беседе с журналистами, блогерами и политологами из Российской Федерации Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин провел более двух часов. Как отметил руководитель ДНР, такие мероприятия максимально полезны не только для представителей масс-медиа, но и для него самого.