Следует отметить, что на протяжении всего периода белорусско-российских отношений вопросы цены на газ и поставок в РБ российской нефти являлись основополагающими. Все остальное, за исключением партнёрства в военно-промышленной сфере, всегда отходило на второй план, когда сторонам не удавалось договориться по поставкам в республику углеводородов. И, как показывают события текущего года, Минск, и Москва все еще не смогли достичь глобальных договорённостей по данной проблеме.
Как отметил министр экономики Белоруссии Дмитрий Крутой, стороны готовы подписать лишь три десятка дорожных карт, после чего в течение 2020 года начнется работа над нормативными актами, которые станут основой для создания общих рынков в 2021 году. Более того, оказывается, что в двухсторонних отношениях есть такие сферы, где, по словам министра, «люди еще даже не понимают масштабы необходимых изменений». Учитывая традиционную риторику белорусских властей и их последние действия, в числе таких сфер явно присутствует сотрудничество в нефтегазовой отрасли.
Например, уже после встречи глав правительств Белоруссии и России в подмосковных Горках 6 сентября, где официально было сказано о согласовании позиций, Александр Лукашенко в очередной раз заявил о том, что Москва пытается «наклонить» Минск, недвусмысленно пригрозив Кремлю ответными мерами. По его словам, Белоруссия, если не будет решен вопрос о цене на черное золото для местных НПЗ, может начать закупать нефть у других стран и даже «забрать» две нитки магистрального нефтепровода «Дружба», по которым сейчас идет транзит российского сырья в страны Европы. «Это надо россиянам? Нет. Ну так давайте договариваться по-человечески и будем делать как лучше. Вот это мои требования», – заявил А. Лукашенко.Более того, о серьёзности намерений Минска должно было свидетельствовать и появившееся в конце августа известие о том, что «Белорусская нефтяная компания», аффилированная с нефтеперерабатывающим госконцерном «Белнефтехим», наняла американского лоббиста Дэвида Генкарелли для получения разрешений на закупку сырой нефти из США для переработки их на белорусских НПЗ. Примечательно в данном случае то, что за такую серьезную миссию, куда включили и лоббирование снятия санкций в отношении Белоруссии, Минск решил заплатить всего $60 тыс. Однако этой новости должно было хватить, чтобы в Москве обратили внимание на позицию белорусской стороны. Особенно в нынешних условиях, когда спор вокруг проблем нефтегазового комплекса оказался полностью увязан с темой дальнейшей интеграции двух стран.
Стоит напомнить, что Белоруссия уже не первый год ведет речь о необходимости диверсификации поставок нефти в республику. Особенно актуальной эта тема стала после окончательного решения России завершить так называемый налоговый маневр в своей нефтяной отрасли, который предусматривает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В итоге к 2024 году экспортная пошлина полностью обнулится, а стоимость нефти для всех нефтеперерабатывающих заводов сравняется с ценами на мировом рынке.
При этом российским НПЗ будет выплачиваться так называемая демпфирующая надбавка, которой белорусские нефтепереработчики будут лишены. По разным подсчётам, в течение реализации манёвра белорусский бюджет лишится более $10 млрд., которые Минск хотел бы компенсировать за счет России. Однако, как известно, в Москве отказались обсуждать этот вопрос как минимум до решения проблемы вывода интеграции на новый уровень.
Именно поэтому в белорусской столице вновь заговорили об альтернативных поставщиках нефти, заявляя, что после модернизации белорусские НПЗ готовы принимать не только российское сырье. Более того, Минск даже начал поиск терминалов в Латвии и Литве для приема черного золота морским путем объемом 200-300 тыс. тонн в месяц. Правда, до настоящего момента никто из руководства республики не смог точно сказать, в чем будет заключаться выгода от поставок альтернативной нефти даже после того, как в 2024 году цены на сырье из России будет продаваться по мировым ценам.
На сегодняшний день известно, что стоимость российской нефти для Белоруссии остается самой дешевой из имеющейся на рынке. И не только за счет ее все еще низкой стоимости (ниже приблизительно на 25% от среднемировой), но и за счет дешевой логистики, а также сохраняющейся таможенной пошлины, которую Белоруссия частично в бюджет РФ не платит. В случае покупки сырья из других стран всего этого республика будет лишена, что уже неоднократно подтверждалось историей.
Можно вспомнить проекты с поставками нефти из Венесуэлы и Азербайджана. В обоих случаях причиной поиска Белоруссией альтернативы, как и сегодня, были проблемы в отношениях с Россией. При этом в итоге оказалось, что оба проекта полностью провалились. Так, с мая 2010 по июнь 2012 года в республику было поставлено только 3,4 млн. тонн венесуэльской нефти, а разница цен с российским сырьем достигала $ 96,1 за баррель. В итоге сумма переплаты составила около $ 1,13 млрд. Тогда же Белоруссия попыталась закупать нефть и у Азербайджана, в результате чего к декабрю 2011 года переплатила $ 415,4 млн.
Кроме того, были и продолжаются сегодня попытки Белоруссии купить нефть у своего партнёра по ЕАЭС Казахстана. Правда, за последние 25 лет Минск лишь в сентябре 2014 года впервые импортировал пробную партию казахской нефти – 105 тыс. тонн на сумму $ 33,6 млн. Позже, с августа 2016 по июнь 2017 года, он купил еще 108,6 тыс. тонн на общую сумму $ 33,7 млн. При этом во всех случаях стоимость такого сырья оставалась невыгодной для республики.
Если обратиться к статистике 2016-2017 годов, то окажется, что компании из РК продавали белорусским партнерам нефть по ценам ниже, чем на мировом рынке. Но они все равно получались выше, чем российские. Это прекрасно демонстрируют следующие цифры: в 2018 году цена поставок нефти на внутреннем рынке Казахстана составляла $ 140-155 за тонну, а усредненная стоимость на внешнем рынке – $ 460-470. При этом в первом квартале 2019 года белорусские НПЗ покупали российское сырье по $ 368 за тонну.
И речь в данном случае идет о Казахстане, который не расположен за океаном и который может отправлять нефть по трубе, пускай и с разрешения российской «Транснефти». Говорить же о том, что углеводороды из США, Ирана, Нигерии или еще какой-либо иной нефтедобывающей страны окажутся экономически выгодными с учётом расходов на логистику, по мнению экспертов, и вовсе не приходится.
Вызывает сомнение и то, что Белоруссия решится переключить нефтепровод «Дружба» в обратный режим, фактически закрыв России транзит черного золота в Европу. Минск, где неоднократно заявляли о том, что они могут «прикрыть кран», действительно полностью контролирует обе ветки «Дружбы» на своей территории. Ежегодно по ним из России экспортируется более 66 млн. тонн нефти, а также поставляется сырье на белорусские НПЗ. Однако до сегодняшнего дня нигде официально не было представлено ни экономических перспектив, ни технологических возможностей, ни, что самое важное, политических последствий возможного разворота нефтепровода.
Более того, даже намеки на возможную приостановку работы «Дружбы» из-за необходимости его ремонта, о чем нынешней весной много говорили в Минске, вызывают в Москве раздражение. И что может произойти в случае полной остановки транзита российской нефти, спрогнозировать несложно. Тем более, если учитывать, что в данном случае будут затронуты интересы не только России, но и стран Запада, закупающих российское сырье.
В этой связи, как считают специалисты, угрозы белорусского руководства являются не чем иным, как попыткой склонить российских партнеров к более мягкой позиции в нефтегазовых переговорах. О каких-либо практических действиях властей республики в этом направлении речи еще не идет.
Сложившаяся ситуация в нефтегазовых отношениях Белоруссии и России, по всей видимости, будет сохраняться как минимум до тех пор, пока не будут разрешены проблемы с дальнейшей интеграцией. В российской столице не отрицают того, что в случае дальнейшего сближения стран в рамках Союзного государства там готовы поддерживать своего партнера, пускай и не в столь масштабных как ранее объемах. Однако чем должно закончиться данное сближение, для Минска, судя по всему, все еще непонятно, что и толкает руководство республики на неоднозначные заявления и экономически невыгодные проекты.