«6 млрд кубометров — это некая недостижимая цель, так как существующие мощности на украинско-польской границе в направлении Украины не позволяют поставить более 1,5 млрд кубометров топлива в год. Чтобы увеличить этот показатель, нужно строить новый трубопровод, а на это нужны время и деньги. Подобный проект действительно существует, но он так и не был реализован на протяжении нескольких лет», — говорит эксперт.
В то же время Дмитрий Марунич выразил недоумение по поводу того, что поставки газа в Незалежную, судя по всему, будет осуществлять частная компания, а не государственная.
«Что касается самого СПГ, то да, были поставки в прошлом году. Коммерческая компания «Эру» покупала сжиженный природный газ из США через польский терминал в Свиноуйсьце, но там были маленькие объемы топлива, и оно поставлялось на Украину. Более того, в рамках этого меморандума, который является декларацией о намерениях, почему-то опять всплыла «Эру». Документы подписал глава СНБО Украины Александр Данилюк, поэтому причем здесь частная компания — не совсем понятно. То есть опять идет разговор о том, что частная компания будет в рамках этого меморандума осуществлять поставки американского СПГ на Украину. Непонятно вообще, что это значит, и почему государство должно создавать условия для работы частной компании. Тем не менее, по факту такие поставки возможны, но в ближайшие годы цена их будет выше, чем цена поставок любого трубопроводного газа», — отмечает специалист.
При этом сопредседатель фонда энергетических стратегий высказался и о том, может ли Польша продавать Украине российский газ под видом американского. По его мнению, такая вероятность существует, но вряд ли Варшава пойдет на этот шаг.
«Что касается поставок из России, то газ, который пересек российско-белорусскую границу, может быть перекуплен любым контрагентом: американским, польским, израильским — абсолютно любым. Поэтому теоретически Польша действительно может начать продавать Украине российский газ под видом американского. Однако стоит отметить, что Варшава намерена отказаться от поставок топлива из РФ в принципе. В частности, в 2022 году истекает срок «Ямальского контракта». Поэтому пока это теоретически может быть российский газ, но в перспективе, если поляки реализуют свои намерения, то российского топлива в Польше либо вообще не будет, либо будет очень мало. Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что цена на СПГ для Украины будет в любом случае высокая — выше, чем на любой другой газ», — подчеркивает эксперт.Также Дмитрий Марунич в ходе интервью высказался по поводу назначения Алексея Оржеля на пост министра энергетики и защиты окружающей среды Украины. По его словам, это назначение не принесет каких-то реальных изменений к лучшему.«Любой, кто попал бы на эту должность, все равно будет реализовывать ту повестку дня, ту программу, которая была заложена при Порошенко. Он тоже типичный представитель этого «либерально-грантоедского» общества и окружения нынешнего президента Владимира Зеленского.
Поэтому не столь важно, кто занял эту должность. Важно то, что будет реализовываться программа предыдущего министра, и ничего там нового не будет. Ориентация на либерализацию рынков энергоносителей, ориентация на Запад и на Евросоюз с точки зрения имплементации европейских правил регулирования энергорынков. Вероятно, сохранится какая-то антироссийская направленность, хотя хотелось бы, чтобы ее не было, но я в этом сомневаюсь», — заявил он.
Также эксперт оценил объединение двух ведомств в одно. Дмитрий Марунич считает, что теоретически это верный шаг, однако на практике он вряд ли приведет к желаемым результатам.
«Министерство энергетики присоединили к министерству экологии. Это, наверное, неприятно для чиновников Минэнерго. Было ли это решение правильным — жизнь покажет. Очевидно, что нужно сокращать количество чиновников, тем более Украина — небогатая страна. Однако могу сказать из собственной практики работы на Украине, что каждое сокращение в итоге приводит к набору персонала. Хотелось бы, чтобы это сокращение привнесло какой-то содержательный элемент и повысило эффективность работы нового госоргана, но далеко не факт, что это произойдет.
На Украине осуществлялось множество подобных реформ, но качество управления существенно не улучшалось, поэтому хорошо бы оно хотя бы не ухудшилось. Но сейчас говорить о чем-то конкретном пока рано», — считает сопредседатель фонда энергетических стратегий.