Подводные лодки проекта «Борей» являются самыми современными РПКСН, имеющимися на вооружении российских ВМС, и предназначены для замены семи советских ПЛАРБ класса «Дельта». В годы холодной войны советские подводные лодки по сравнению с западными были более шумными. А значит, уязвимыми — их было легче обнаружить, и они были менее защищены от нападения западных подводных лодок.
Эту проблему окончательно осознали в 1980-е годы, когда Советам удалось купить в Японии и Норвегии технологии, необходимые для создания многоцелевой подводной лодки проекта «Щука» (по классификации НАТО — Akula/«Акула»), которая по акустической малозаметности, наконец, стала соответствовать рабочей лошадке ВМС США — многоцелевым подводным лодкам класса «Лос-Анджелес» (Los Angeles).
Разработка концепции проекта 955 «Борей» началась в 1980-е годы. После распада СССР, в 1996 году Россия в связи с недостаточным финансированием решила снизить затраты, взяв три недостроенных корпуса «Щуки» и модифицировав их в новые «Бореи».
Строительство продолжалось в Северодвинске, а головная субмарина «Юрий Долгорукий» (названная в честь русского князя, основавшего город Москву) была спущена на воду в 2008 году и сдана в эксплуатацию пять лет спустя, в январе 2013 года.
Основная цель РПКСН — оставаться незамеченными достаточно долго, чтобы высвободить свою ужасающую огневую мощь. Реализовать эту концепцию стало легче благодаря установленным на лодках атомным энергетическим установкам, позволяющим им оставаться под водой в течение нескольких месяцев. Для этого лодки проекта «Борей» создавались в соответствии с более высокими требованиями акустической скрытности, чем лодки проектов советских времен, и они имеют большую способность уклоняться от встречи с противником, заподозрившим, где они находятся.
Гладкий 170-метровый корпус «Борея» считается более характерным для подводных лодок западного типа, чем более коробкообразные лодки класса «Дельта». Корпус, а также системы и механизмы внутри гигантской подводной лодки, водоизмещение которой (подводное) составляет 24 тысячи тонн, покрыты звукопоглощающей резиной.
Ядерная энергетическая установка OKF-650B, установленная на подлодке «Борей» и имеющая мощность 190 мегаватт, оснащена насосно-реактивной двигательной установкой, которая позволяет ей оставаться на редкость бесшумной при практически максимальной скорости подводного хода в 50 узлов. Видимо, поэтому лодки «Борей» более бесшумны и способны оставаться незаметными на более высоких скоростях, чем подводная лодка класса «Огайо» (Ohio) с винтовым двигателем. Российские СМИ утверждают, что его акустическая сигнатура составляет одну пятую от сигнатуры тяжелых РПКСН проекта 941 «Акула» (по классификации ГАТО — «Тайфун») и РПКСН проекта 667-БРДМ «Дельфин» (класса «Дельта-IV»). И что лодки проекта «Борей» также имеют уникальные возможности выполнять патрулирование с целью ядерного сдерживания в Южном полушарии, хотя российские РПКСН традиционно остаются вблизи берегов России в целях защиты.
Для защиты от кораблей и подводных лодок противника на РПКСН проекта «Борей» также установлено восемь носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов и шесть пусковых установок для запуска средств противодействия. На случай возникновения опасности для относительно небольшого экипажа из 107 человек, на российской РПКСН установлена всплывающая спасательная капсула.
Проблемные ракеты
Первоначально планировалось, что на вооружении лодок проекта «Борей» будут стоять 12 более крупных и более современных баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) — Р-39УТТХ («Барк»). Но после трех неудачных пусков во время испытания ракеты Р-39 в 1998 году было принято решение прекратить работы над этим ракетным комплексом.
Поэтому «Борей» пришлось перепроектировать для установки 16 ракет меньшего размера «Булава», по некоторым параметрам унифицированных с межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования «Тополь-М». Правда, с «Булавой» также возникло много проблем, поскольку из-за производственных дефектов 10 из 27 испытательных пусков закончились неудачей. Два неудачных пуска произошли в 2013 году — после того, как «Булава» была установлена на борту лодки проекта «Борей».
Старт «Булавы» осуществляется под наклоном, что затрудняет ее перехват. К тому же, это позволяет РПКСН проекта «Борей» вести стрельбу на ходу. Эти 40-тонные ракеты могут выбрасывать до 40 макетов-ловушек боеголовок с целью отвлечения огня противоракет систем ПРО, таких как наземный комплекс стратегической противоракетной обороны США на Аляске.
Однако, судя по обнародованным техническим характеристикам ракеты, точность Р-30 может быть почти в четыре раза меньше точности БРПЛ «Трайдент-II» (Trident D5), которыми вооружены американские и британские подводные лодки, причем только в половине случаев они приземляется в пределах 350 метров от цели. Это означает, что Р-30 является чисто стратегическим оружием, не обладающим точностью, необходимой для гарантированного уничтожения военных целей с противоядерной защитой, таких как шахтные пусковые установки в сценарии первого ядерного удара.
АПЛ нового поколения проекта «Борей-А»
Из трех действующих АПЛ проекта «Борей» РПКСН «Юрий Долгорукий» базируется на главной базе подводных сил Северного флота Гаджиево (близ Мурманска), а РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах» входят в состав Тихоокеанского флота, базирующегося в Вилючинске на полуострове Камчатка.
В период с 2012 по 2016 годы на судостроительном комплексе «Севмаш» было начато строительство пяти подлодок нового поколения проекта 955А «Борей-II» («Борей-А»). Головной катер «Князь Владимир» был спущен на воду в 2017 году и должен быть принят на вооружение в 2019 году.
У РПКСН «Князь Владимир» сохранен тот же гладкий обтекаемый корпус, но, судя по спутниковым снимкам, эта лодка на шесть метров длиннее. Вместо наклонной рубки с характерным для подлодок проекта «Борей» 955 отрицательным углом в модификации 955A установлена более традиционная коническая конструкция. Как видно на рисунке, в хвостовой части новой подлодки 955A вместо типичного гребного винта поставлена водометная движительная установка, а для повышения маневренности — поворачивающиеся рули и торцевые пластины на горизонтальных стабилизаторах. В новом длинном выступе на нижнем корпусе может находиться усовершенствованная гидроакустическая станция с бортовыми боковыми антеннами, либо он может служить ангаром для размещения грузов. С подробными снимками, планами палуб и анализом характеристик «Борея-А» можно ознакомиться на веб-сайте Covert Shores.
Среди других новшеств — модернизированные боевые системы, системы наблюдения и системы связи, улучшенная система акустической малозаметности и улучшенные условия обитаемости помещений для экипажа. Как утверждает один российский источник, новая модель оптимизирована «для сокращения времени запуска до минимума»
Все пять «Бореев-А» должны быть приняты на вооружение к 2021 году, хотя российское предприятие судостроения часто не соблюдает сроки. Но, учитывая, что за последние несколько лет российским ВМС приходилось отменять, сокращать, откладывать или упрощать работу над многочисленными проектами, средства, выделяемые на завершение строительства субмарин, свидетельствуют о том значении, которое Москва придает ядерному сдерживанию с помощью подводных лодок. Лодки стоят чуть меньше половины стоимости их американских аналогов класса «Огайо», которая составляет 890 миллионов долларов, а оборонный бюджет Москвы составляет лишь одну двенадцатую от бюджета США.
Все восемь «Бореев» позволят и дальше продолжать (но не усилить) боевое дежурство силами российских РПКСН, равномерно распределенных между Тихоокеанским и Северным флотами. И этого достаточно, чтобы несколько подводных лодок могли одновременно выполнять патрулирование с целью сдерживания.
Российские СМИ всячески дают понять, что в середине-конце 2020-х годов могут быть построены еще два-шесть РПКСН проекта «Борей», в результате чего число «Бореев» обоих типов в общей сложности составит 10-14 субмарин. Не исключена возможность закладки еще двух атомных подлодок проекта «Борей» — варианта «Борей-К», которые будут вооружены крылатыми ракетами и будут сопоставимы с РПКСН класса «Огайо», находящимися на вооружении ВМС США.
Однако РПКСН проекта «Борей» представляют собой лишь половину будущих морских сил ядерного сдерживания на вооружении ВМФ России. Другую половину составит уникальный флот из четырех подводных лодок класса «Хабаровск», каждая из которых будет нести шесть атомных подводных беспилотных аппаратов-торпед «Посейдон», способных преодолевать океанские расстояния с целью уничтожения прибрежных городов и военно-морских баз боеголовками мощностью в несколько мегатонн. Москва, похоже, хотела бы на случай ядерного конфликта пополнить свой арсенал и расширить свои возможности покончить с цивилизацией в том виде, в каком мы ее знаем.