Через год - война. Стржельчик воевал на передовой, после попал в военный ансамбль. В студию вернулся уже после Победы. А вскоре был зачислен в основную группу БДТ.
Перспективного фактурного актера не раз зазывали московские театры, но каждый раз в самый последний момент Владислав разбирал чемоданы, не в силах оставить любимую сцену. А вот жене верность хранить не умел, однако именно ее считал главной любовью своей жизни.
С Людмилой Шуваловой они встретились в 1950 году. Сочи, море, мимолетный курортный роман. Таким показался он 24-летней начинающей актрисе. У Владислава все оказалось серьезно - хотя на тот момент он был женат и недавно родилась дочь Марина. Но отношения с супругой совсем разладились, а тут - новое сильное чувство...
Москвичка Людмила решилась переехать к любимому в Ленинград, ее приняли в тот же театр. Приходилось нелегко - снимали углы, комнатушки. Владислав репетировал, играл, а жена обеспечивала быт. Стирала, готовила, создавала уют.
Правда, поженились они только через семь лет, но Людмила на все была согласна. Терпела и романы красавца-мужа, и ревность - и была счастлива. Понимала: артисту для творчества так важно состояние постоянной влюбленности!
От материнства отказалась сознательно - просто не смогла бы разрываться между ребенком и мужем. Но старалась, чтобы любимый не забывал о дочери от первого брака.
Не сложилось у Людмилы и с карьерой актрисы - сначала массовка, потом небольшие роли, а после репетиций она раньше всех убегала домой - готовить мужу ужин. Поэтому, когда режиссер Георгий Товстоногов предложил ей поработать в постановочной группе театра, Людмила согласилась без раздумий: она сможет всегда быть рядом с Владиславом!
Позже Людмила Павловна работала даже в качестве режиссера-постановщика пьесы, где играл Владислав Стржельчик.
Все складывалось как нельзя лучше, пока не вмешалась болезнь. Спустя годы вдова Владислава Стржельчика пытается вспомнить, когда же прозвенели первые звоночки. Порой ей кажется, что и предчувствия были.
- Спросишь его - как самочувствие? А он - устаю, роли такие, текста очень много. Вроде бы и понятно все: возраст дает о себе знать. Однажды, приехав на выездной спектакль, зашла в церквушку рядом с театром...
И вдруг расплакалась, так тоскливо стало, страшно. Оттого, что не верю в Бога, не приучена, оттого, что плохое впереди может быть. Сама не знаю почему. А потом птица. Через день мы уже в Куйбышеве были, в гостинице уснули. Утром слышу шум страшный в другой комнате... Выходим - птица мечется, как залетела? Это ведь плохой знак, к смерти.
Нехорошие слухи ходят в театральной среде и о спектакле «Макбет». Много смертей, проклятий, призраки, ведьмы - само содержание тяжелое. Плюс череда трагических случаев, связанных с этой пьесой, у английских постановщиков - начиная с XVII века. Работники театра даже стараются не произносить название - говорят «шотландская пьеса». Суеверие?
Тем не менее для Стржельчика она стала роковой.
«Макбет» решили ставить в 1994-м, актеру предложили роль Дункана. Взялся с радостью - Шекспир, классика, великое произведение.
И вдруг Владислав понял: он не в состоянии запомнить текст! Это вызвало у него панику. Решили, что нужно отдохнуть, съездить в санаторий. Но шел спектакль «Последний пылкий влюбленный», и Стржельчик счел, что не вправе сейчас уехать.
Однажды он забыл текст и этого, не раз сыгранного спектакля. Остановился посреди сцены с выражением ужаса на лице, затем покинул подмостки. В гримерке сидел молча, бледный, растерянный..
. В театре отнеслись сочувственно, без укоров или насмешек. Снова предлагали отдохнуть. Но стало очевидно: нужен не санаторий, а больница.
Диагноз - опухоль мозга - от него скрыли, объяснив проблемы с памятью инсультом. А жене сказали правду.
Стржельчик еще несколько раз приезжал в театр, примерял костюмы к новому спектаклю. Но однажды остановился в дверях и со слезами на глазах произнес: «Наверное, я в театр вхожу последний раз».
Он оказался прав. Владислав Игнатьевич чувствовал, что надвигается страшное. По ухудшению самочувствия, по изменению внешнего вида нельзя было не понять правды. Но он не допытывался - возможно, сам не хотел верить в самое плохое. Стало тяжело говорить - это невыносимо, когда исчезает слово у театрального артиста...
Опухоль признали неоперабельной. Коллега по театру Кирилл Лавров посоветовал: поищите других врачей. Он искренне переживал за коллегу, даже отменил празднование своего юбилея из-за болезни Стржельчика.
Нашли, прооперировали. Увы, лучше не стало. Полностью удалить разросшуюся опухоль было невозможно. Речь не вернулась. Но Владислав Игнатьевич боролся: старался двигаться, прогуливался при поддержке близких. Месяц провел в санатории с женой. И вернулся в больницу, слабея с каждым днем.
..Людмила Павловна отлучилась из больницы совсем ненадолго - приехавшая помочь сестра уговорила ее съездить домой, хотя бы поесть нормально. А сама осталась у постели больного. Уже через час сестра стояла на пороге квартиры: - Владислава не стало... Вдова не перестает себя корить, что оставила мужа в это время, но признается: ей чуть легче оттого, что она не видела момента кончины. И он для нее остался живым.
Устойчивое выражение «любимец публики» — это про него. Он был звездой БДТ (причем еще до прихода в театр Георгия Товстоногова), много снимался в кино. Владислава Стржельчика уже давно нет на свете, но пленка сохранила для нас спектакли и фильмы с участием этого удивительного актера.
Например, телеверсия знаменитого спектакля БДТ «Ханума» — хит каждого праздничного эфира. В этом музыкальном водевиле Стржельчик сыграл тифлисского князя Вано Пантиашвили, у которого за душой только долги. В доме уже мало что осталось, предметы обстановки либо проданы, либо заложены.
. Стржельчик виртуозно играет потрепанного жениха, седого гуляку, привыкшего к вниманию женщин. Колорит грузинской речи, жестикуляции освоены актером прекрасно, но этот типаж капризного баловня узнаваем зрителем любой национальности!
Князь Вано Пантиашвили — далеко не единственный аристократ в коллекции образов актера Стржельчика. Про такую внешность, какая была у Владислава Игнатьевича, принято говорить «породистая». Четыре раза он сыграл царя Николая I (в том числе — в фильмах «Зеленая карета» Яна Фрида и «Отец Сергий» Игоря Таланкина), снимался в роли Александра II (в биографической драме «Софья Перовская»).
Именно Владислав Стржельчик сыграл Наполеона Бонапарта в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В отличие от своего героя, актер был высоким мужчиной, но кинематографисты знают способы подкорректировать рост исполнителя. А уж сколько военачальников в послужном списке Стржельчика!
Генерал Ковалевский в историческом детективе «Адъютант его превосходительства», генерал Антонов в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение».
Владислав Стржельчик много снимался в кино, но признавался, что ролей-откровений там не дождался. В театре же актер не стал заложником фактуры. Мудрый режиссер Товстоногов дал Стржельчику несколько шансов уйти от комфортного, освоенного типажа, и актер использовал их максимально полно.
. Работу в театре и съемки в кино актер совмещал с преподаванием и общественной деятельностью: был депутатом Ленсовета, членом правления Всесоюзного театрального общества, а с 1991 года — секретарем Правления Союза театральных деятелей
. В память об актере в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит 31 января, в день его рождения.
Премию придумала и основала вдова актера Людмила Шувалова-Стржельчик, она же входит в жюри, где также работают соратники Владислава Игнатьевича, актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.