«Заснеженный вулкан»
«Она, как вулкан под снегом, — говорил о Грейс Келли режиссёр Альфред Хичкок. — За её холодностью скрывается невообразимый жар страстей». Роковая женщина обычно представляется жгучей брюнеткой или рыжеволосой бестией, но никак не хрупкой блондинкой с ликом ангелочка. Трогательной и наивной Грейс только казалась внешне. Внутри это была страстная, горячая женщина, ищущая любви и приключений. Её первым любовником стал преподаватель актёрского мастерства в американской Академии драматического искусства Дон Ричардсон. Он был намного старше девушки и долго не мог решиться объясниться — такой чистой она ему казалась. А когда всё же рискнул пригласить красавицу в гости, был немало удивлен её раскрепощенностью. «Я разжёг камин, — вспоминал позже Ричардсон, — и пошёл сварить кофе. Войдя обратно, я увидел, что Грейс уже ждала меня на постели. Она сняла всю одежду... Я никогда не видел ничего более прекрасного!»
Грейс Келли была девушкой, что называется, без комплексов. Хотя воспитание получила в пуританской семье со строгими правилами. Но она мечтала вырваться из-под родительской опеки и быстро оценила прелесть независимой жизни, когда уехала из дома. Природные внешние данные помогли ей быстро найти работу манекенщицы. Снимаясь для обложек журналов «Редбук» и «Космополитен», Грейс не только содержала себя, но и отправляла домой изрядные суммы. «Если история моей реальной жизни будет когда-нибудь рассказана, люди поймут, что я была живым существом, а не сказочным персонажем», — напишет она много позже. И ошибётся.
Грейс Келли — единственная голливудская актриса, которая столь естественно и изящно носила белые перчатки. Даже наедине с собой она оставалась неизменно гламурной и элегантной
Томми Хилфигер
Модель с утончёнными чертами лица и дивной фигуркой сразу заметили в Голливуде. В 1952 году она снялась у Фреда Циннемана в вестерне «Ровно в полдень» в паре с самим Гарри Купером. А в 1953-м Джон Форд предложил ей роль в фильме «Могамбо», где её партнерами стали Кларк Гейбл и Ава Гарднер. Ещё через год она уже получала свой первый «Оскар» за картину «Деревенская девушка» и знала себе цену. Когда ведущий церемонии предложил Грейс поцеловать Марлона Брандо, победившего в номинации «Лучший актёр», она невинно парировала: «Я думаю, это он должен поцеловать меня»... При росте 176 см Грейс весила 58 кг, имела объем груди 88 см, бедер — 89, а талии — 60. У неё был чудный фарфоровый оттенок кожи, высокие скулы, чувственный рот и удивительные глаза цвета пармской фиалки. Прибавьте к этому врождённое чувство стиля: ей удивительно шла одежда пастельных тонов и широкополые шляпы. Завершали образ нитка жемчуга и шарфик Hermes, а также модные тогда массивные солнцезащитные очки. Ну чем не принцесса? Оставалось дело за малым: найти своего принца.
В поисках принца.
Конечно, как и многие девушки, Грейс мечтала встретить однажды благородного принца на белом коне, но даже представить себе не могла, что в её случае мечта сбудется так буквально! Она была влюбчива и не раз порывалась выйти замуж, но, кажется, сама судьба удерживала девушку от этого шага, будто говоря: «Не торопись, твоё счастье ещё впереди!» Сначала Грейс мечтала связать жизнь со знаменитым модельером Олегом Кассини, но родители были категорически против: он был старше, к тому же разведён. В 1949 году у Келли вспыхнул жаркий роман с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви. Тот сделал ей предложение, Грейс вновь согласилась, но затем, резонно рассудив, что жен у шаха может быть и две, и три, взяла своё слово назад. Однако дорогие подарки «жениха» — золотую косметичку, украшенную бриллиантами, золотой браслет с часами и брошь из золота в виде птички в клетке с бриллиантовыми крылышками и сапфировыми глазками — оставила на память... Следующим любовником стал Кларк Гейбл, тот самый Ретт Батлер из «Унесённых ветром». Он был старше Грейс на двадцать восемь лет, четырежды женат, поэтому сам решил «не осложнять девочке жизнь».
В 1955 году Грейс Келли возглавляла голливудскую делегацию на Каннском фестивале. В программе визита была запланирована и встреча с князем Монако Ренье III в его личной резиденции. Эта идея принадлежала фотографу «Пари Матч» Пьеру Галанту, жаждавшему сделать эксклюзивное фото для обложки журнала. Затея не вызвала энтузиазма ни у князя, ни у Грейс Келли. Но оба были людьми дела, поэтому встреча состоялась. Сей судьбоносный день начался для Грейс весьма неудачно: из-за забастовки профсоюзов во всём городе отключили электричество, и волосы, не успевшие высохнуть после мытья, ей пришлось свернуть на затылке простым пучком. А вместо приготовленного элегантного наряда надеть — о ужас! — то единственное, что не требовало глажки: простое чёрное платье в крупную розу. Поскольку этикет требовал прибыть во дворец в шляпке, а таковой у Грейс с собой не оказалось, она соорудила венок из искусственных цветов и пришпилила его к волосам. На выезде из отеля её машина столкнулась с другой, и хотя никто не пострадал, Грейс сочла это дурным предзнаменованием... Не лучшим образом провёл утро и князь Ренье: из-за той же забастовки он изрядно опаздывал на встречу с актрисой и потому был не в духе. Войдя в зал, он застал голливудскую кинозвезду, тренирующуюся перед зеркалом приседать в реверансе. Такая непосредственность вмиг развеяла дурное настроение 32-летнего князя. «Небесное создание» очаровало Его милость, и после этой встречи между ними завязалась оживлённая переписка в самом романтическом стиле. Грейс льстило такое внимание, к тому же новый поклонник был не только хорош собой, но остроумен и необычайно галантен. Уже на Рождество он приехал в Филадельфию к родителям Келли и официально заявил, что «наконец нашел свою принцессу!»
Маленькое королевство для большой любви
В 20-х годах прошлого века знаменитый писатель Соммерсет Моэм остроумно назвал Монте-Карло «солнечным местом для тёмных личностей». Грейс Келли это не пугало. Напротив, маленькое «государство в государстве», в котором ей предстояло взойти на трон, представлялось актрисе раем на земле.
Ступив на борт океанского лайнера «Конституция» в компании личной парикмахерши с родной студии «Метрополитен-Голдвин-Майер», любимого пуделя Оливера и пяти своих подружек, которым предстояло стать свидетельницами невесты на свадьбе, Грейс была необыкновенно счастлива. На ней было длинное элегантное пальто из темного шёлка и круглая белая шляпка из накрахмаленного муслина, придававшая лицу выражение очаровательной таинственности. Будущий муж прибыл встречать на пристань свою невесту в парадном мундире, а когда они, наконец, соединили руки, из самолета над их головами посыпался дождь из красных и белых гвоздик — подарок друга королевской семьи миллионера Аристотеля Онассиса. Через неделю состоялась пышная свадьба, после которой Грейс раздарила подружкам подарки шейха: ту самую золотую косметичку, часы и брошку. С прошлым было покончено. С этого момента у Грейс Келли началась совершенно иная жизнь, которую можно охарактеризовать одной фразой: noblesse oblige, что в переводе с французского означает «положение обязывает».
Появление в Монако в качестве княгини голливудской кинозвезды повлияло на финансовое положение княжества самым положительным образом. В страну хлынул поток богатых туристов из Европы. Грейс активно занялась благотворительностью. Уже зимой 1956 года она организовала во дворце Рождественскую ёлку для детей княжества от трёх до двенадцати лет. Это настолько подкупило сердца местных жителей, что сразу стало ежегодной традицией.
В 1957 году у них с князем Ренье родилась дочь Каролина Маргарита Луиза, а спустя год появился и долгожданный наследник престола — маленький Альбер II. Граждане Монако боготворили свою принцессу: она была молода, красива, а во время праздников любой человек из толпы мог пожать ей руку.
После рождения в 1965 году у Грейс младшей дочери Стефании некоронованный «король ужаса» Альфред Хичкок, у которого Грейс сыграла свои лучшие роли, неожиданно пригласил актрису-княгиню в свою новую картину. Келли очень хотелось вернуться в кино и поработать с любимым режиссёром, но общественность княжества буквально встала на дыбы от столь «легкомысленной затеи». И Грейс смирилась, решив полностью посвятить себя мужу и детям. В прессе она прокомментировала свое решение так: «Видите ли, актёры в США могут разделять свою общественную, публичную жизнь и жизнь личную. Здесь, в Монако, будучи женой принца Ренье, я могу играть только одну роль... Быть его принцессой».
Чем кончаются сказки?
Увы, это только в книжках добрые принцы обещают, что после свадьбы «у тебя будет всё, чего только ты пожелаешь, а жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». В реальной жизни всё намного прозаичнее. Даже у настоящих принцесс. Очень скоро Грейс Келли поняла, что её муж, несмотря на королевский титул, наделён теми же недостатками, что и большинство обычных мужчин.
Ренье оказался вспыльчивым, нелюдимым затворником, так не похожим на галантного кавалера, который засыпал Грейс любовными письмами. Он не любил светскую жизнь, предпочитая ей общение с животными, для чего во дворце имелся личный зоопарк. Спать он ложился рано и говорил при этом мало, в то время как Грейс именно перед сном хотелось поболтать с мужем. Пытаясь найти себе занятие, Грейс увлеклась созданием картин из засушенных полевых цветов. Принцессе предложили устроить благотворительную выставку своих работ, и та имела огромный успех. Эта маленькая удача ещё больше отдалила супругов: Ренье ревновал жену к её умению располагать к себе людей. Его Высочество неоднократно прилюдно высмеивал и унижал Грейс. Княгиня часто стала выходить из кабинета мужа в слезах, в то время как он за дверью яростно бил посуду, в очередной раз «обидевшись» за что-то на жену... «Любой мужчина, а не только актёр, вряд ли может стать хорошим мужем», — доверит Грейс своё разочарование дневнику.
А после 40 лет к частым депрессиям Грейс добавилась новая беда: она начала неумолимо полнеть. Дети выросли и тоже редко радовали мать: неудачный роман старшей дочери Каролины был у всех на слуху, сын Альбер интересовался лишь спортом и женщинами, а не государственными делами, а младшая Стефания и вовсе росла «трудным подростком», гоняла на мотоцикле вместе с сыном актёра Жана-Поля Бельмондо и пела дешёвые попсовые шлягеры. Семья, ради которой Грейс пожертвовала звёздной карьерой в кино, не была её надёжным тылом. Каждый жил своей жизнью, мало считаясь с интересами других. Княгиня теперь мечтала лишь об одном: вырваться из золотой клетки на свободу.
Что делает отчаявшаяся женщина, окружённая равнодушием членов семьи, связанная ритуалами и протоколом дворца? Заводит любовника. И Грейс пыталась спастись от одиночества, меняя как перчатки молодых любовников, «плюшевых мальчиков», как она сама их называла. Сначала это был 30-летний режиссёр-документалист Роберт Дорнхельм, затем 29-летний американский бизнесмен Джеффри Фитцджеральд... Она мечтала вернуться к своей прежней жизни, к актёрской профессии, даже стала читать стихи со сцены, принимая участие в поэтических фестивалях по всей Европе. Грейс думала, что сможет создать в Монако свой драматический театр, где играли бы лучшие зарубежные актёры, но этим планам осуществиться было не суждено.
По дороге в небеса...
Ясным сентябрьским утром 1982 года Грейс Келли с младшей дочерью Стефанией собиралась отправиться на автомобильную прогулку. Её личный шофёр почтительно ожидал обеих дам у начищенного до блеска «ровера-3500» выпуска 1972 года, когда княгиня, всегда суеверно опасавшаяся автомобилей, вдруг решительно заявила: «Спасибо, но я поведу сама: мне нужно серьёзно поговорить с дочерью наедине»...
О чём они говорили, мы никогда уже не узнаем, потому что через десять минут королевский «ровер» на огромной скорости рухнул в пропасть. Принцесса Стефания отделалась лёгким испугом, а княгиню Монако доставили в больницу без сознания с тяжёлой черепно-мозговой травмой. Шансов выжить у неё не было, и на следующий день с разрешения семьи её отключили от системы искусственного дыхания...
Князь Ренье III пережил жену на двадцать с лишним лет и больше не женился. «Со смертью княгини, — говорил он, — в мою жизнь вошла пустота». После гибели Грейс подданные полюбили её ещё больше, чем при жизни, и возвели едва ли не в статус святой. Отмечая 25-летие со дня ее гибели, правительство Монако выпустило серию монет номиналом 2 евро с портретом княгини на реверсе. Она изображена со своей фирменной прической — уложенными на затылке завитыми волосами — и в любимых серьгах с крупными жемчужинами. Фрэнк Синатра однажды сказал о Грейс: «Она была настоящей принцессой с самого рождения». Возможно, старый сердцеед был прав. Но... даже если бы ТАКОЙ Грейс Келли и не было, её стоило бы выдумать в утешение миллионам золушек по всему миру, мечтающих выйти за принца, даже «если им немного за тридцать».
Текст: Наталья Туровская
Cultural Capital