Всенародную любовь актриса обрела, появившись на экране даже не в главной роли, еще будучи студенткой ГИТИСа. Но, несмотря на признание и награды, звездой себя не считает, признаваясь, что хочет быть "человеком из публики".
Ее Риту, первую в школе красавицу, узнают сразу же, еще со спины – тот самый поворот головы, непослушная челка, глаза - то в мечтах, то лукавые - это глядя в них, одноклассник Генка выведет формулу счастья. Она сама потом скажет – ту, что на экране – вроде бы и не играла, от старшеклассницы второкурсница ушла не далеко.
Через пару лет не только Советский Союз – Италия, Китай, даже Штаты узнают эти глаза, голос и роскошные волосы – Женя Камелькова из фильма «А зори здесь тихие» она ведь не только боец.
Фильм, где зори тихие-тихие, сразу же станет культовым. Она среди них, пятерых, так любящих жизнь и так рано с нею расставшихся. Хрупкая, дерзкая, бесшабашная – если не в горящую избу, то в леденящую воду, и с песней – на смерть. Роль, после которой от многих отказывалась – предлагали похожее, искала – другое, новое, неизвестное.
И в 35 в «Василии и Василисе» сыграла и юную, и старуху – фильм с почти библейским мотивом, назовет самым важным – если бы не он, то не появилась бы в ее жизни Анфиса – легендарный спектакль «Вдовий пароход».
«Некоторые актеры, особенно мужчины, говорили ей – почему ты позволяешь себя уродовать, – рассказывает режиссер Генриетта Яновская. – Почему ты без грима? Исчезла твоя лучезарность, твое сияние. Оля, поняв, взяла роль, взяла смысл с такой целеустремленностью, с такой силой».
. Это был ее первый выход на сцену Моссовета, театра, которому служит до сих пор и где наконец-то сыграла – свою любимую – не просто героиню – женщину – Елену в «Белой гвардии».
«Ее обаяние и юмор и такая даже немножко самоирония по отношению к характеру который она выявляет, – все это сделало спектакль любимым у актеров во многом из-за того, что в центре была она, и все мужчины группировались вокруг нее, и все были в нее влюблены», – говорит режиссер Павел Хомский.
Про каждую настоящую роль говорит – как операция на сердце, про себя – актриса должна выглядеть так, как ее героиня – и это самое дорогое в профессии, в театре, который всегда был важнее экрана. Серебряный век, «Живой труп», «Мадам Бовари» и такой любимый Чехов, необычная для многих Раневская, но про которую сама скажет – такая русская со всей ее бесшабашностью.
«Она искренняя и достаточно современная в хорошем смысле, не в смысле внешних признаков современности, – говорит народный артист России Евгений Стеблов. – Потому что Олечка – человек с живым нервом, актриса с живым нервом, которая ощущает время и поэтому персонаж ее получился довольно такой живой».
Любимая режиссерами, готовая к пробам и поискам. Одна из самых не просто красивых актрис – зрители про нее говорят – лучезарная.
С той самой, знаменитой улыбкой, которую смогла сохранить.
Своего нынешнего мужа, Валентина Гафта, она встретила еще 30 лет назад, на съемках "Гаража". Тогда Остроумова робела на одной площадке с такими мэтрами, как Мягков, Ахеджакова, Невинный.
Во время перерывов даже пряталась за декорации.
Но Гафт все равно еe заметил.
Валентин Гафт, народный артист России: "Она мне очень понравилась. Замечательная".
Ольга Остроумова, народная артистка России: "Он, по-моему, придумывает, что он обратил на меня внимание".
Больше сорока ролей в кино, а Ольга Остроумова до сих пор стесняется славы. Десятки театральных персонажей, а она считает, что не стоит радоваться победам. Главное - продолжать работать.
Сегодня для Ольги Остроумовой главное - семья, особенно ее радуют четверо внуков. В свой день рождения, как обычно, она соберет всех дома за праздничным столом.
"Будет шумно, весело, а через некоторое время я подумаю
- скорее бы остаться одной", - поделилась Ольга Остроумова.