«Во Франции недавно прогремел случай, когда осудили группу из 18 украинских яхтсменов за перевозку мигрантов. <…> Они незаконно доставляли людей, в основном тоже украинцев, в Великобританию, брали по три тысячи евро с человека. Всего перевезли около полутора сотен человек», — рассказал он.То, что в стране обострилась проблема украинских нелегалов, подтверждает французско-украинский предприниматель Омар Арфуш: «Есть люди, которые привозят их во Францию, находят для них работу на черном рынке и получают с этого процент».
Отмечается также, что выходцы с Украины совершают преступления и в других странах Европы, в той же Германии. Как рассказал «Стране» источник в немецких правоохранительных органах, в основном речь идет о квартирных кражах и угонах, при этом раскрываемость близка к нулю.
При этом нельзя обойти вниманием тот факт, что канцлер Германии или другие видные немецкие политики об этой проблеме вслух не говорят. Да и никто в Европе. Высказался один Макрон.
Как пишет «Страна», украинцы, проживающие в Европе легально, также отмечают рост числа криминальных элементов с родины. Так, по словам, руководителя французско-украинской ассоциации «АРТ культура и креативность» Любови Боднарчук, во Францию приезжает много «трехмесячных гастролеров» с Украины (по соглашению о безвизовом режиме, в Европе можно находиться три месяца — ред.), и это, по ее словам, портит имидж всех других украинцев во Франции и государства в целом.
«Приезжают такие гастролеры, чтобы деньги лопатой грести, потому что законов французских они не уважают. Полагают, что по безвизу можно себя вести в Париже, как в украинском селе под клубом: сила есть — ума не надо», — возмущается она, обращая внимание на то, что во Франции сложно остаться легально, поэтому в стране почти нет «заробитчан».
Кроме того, со ссылкой на источник в Еврокомиссии, сообщается, что украинцев могут лишить безвизового режима, если страна не выполнит требований, под которые его дали.
«А это в первую очередь — создание антикоррупционных органов и прогресс в реформах», — говорит источник «страны». Издание также напоминает, что ранее возможность лишения Украины «безвиза» допускала международная организация Transparency International.
Стоит также напомнить, что в мае 2016-го перед предоставлением безвизового режима Украине и ряду других стран главы министерств внутренних дел стран — членов Евросоюза согласовали механизм приостановления его действия в чрезвычайном порядке. Одобрение механизма приостановления действия безвизового режима в чрезвычайном порядке позволяет Брюсселю оперативно прекратить безвизовый въезд граждан других стран на территорию Шенгенской зоны в случае нарушения ими ключевых условий.
В частности, это произойдет в том случае, если большое количество граждан этих стран будет оставаться в ЕС нелегально или просить о предоставлении убежища, в этом случае сроком на полгода снова вводится визовый режим. Если ситуация за это время не изменится, то Еврокомиссия возобновит визовый режим до принятия дальнейших решений.
— Понятно, что с введением безвизового режима украинским нелегалам легче стало добираться до Старой Европы и растворяться там среди тысяч подобных мигрантов со всего мира, — считает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— А уж чем каждый из них затем занимается, статистика описать не может. Они оседают на дно, получают поддельные документы, работают на подпольных фабриках. Конечно, этим занимаются не только украинцы. Но надо понимать, что болгары и румыны теперь могут устроиться в ЕС легально, потому они и уступили место на «черным рынке труда» менее развитой стране.
«СП»: — Украинцы занимаются в основном доставкой мигрантов по Европе. Как им удается? Они перевозят в основном соотечественников или же всех подряд?
— Я не думаю, что это основное занятие украинцев. Но само собой, среди нелегальных перевозчиков мигрантов полно украинских водителей — с введением «ассоциации» с ЕС они получили возможность доступа (пусть и ограниченного) в страны Европы, вот и пользуются возможностями. Перевозят они кого угодно. Кто деньги заплатит, тот и их клиент.«СП»: — Украинские группировки действительно так заметны и доставляют столько головной боли французским властям? Не просто так же Макрон упомянул именно их.
— Дело не только в неких «группировках». В некоторых странах Старой Европы выявлен и отдельный «бизнес» украинцев. Они приезжают в богатую страну ЕС, подают заявление о статусе беженца, а затем им выделают немалую сумму за то, чтобы без всяких процедур и волокиты вернуться домой. Таким «заработком» промышляют немало жителей Западной Украины. Конечно, это является головной болью европейцев
«СП»: — Сообщается, что выходцы с Украины совершают преступления и в других странах Европы, например, в Германии. В основном это квартирные кражи и угоны, и раскрываемость близка к нулю. Германию это беспокоит в меньшей степени?
— Почему же? Проблема нелегальной миграции в Германии является серьезной головной болью. Но тамошние политика и пресса воспитаны в духе ложной политкорректности. Когда заходит речь о преступлениях, совершаемых нелегальными мигрантами, там не принято называть не только имя преступника, но и страну его происхождения. Поэтому Меркель не может позволить себе отдельно выделить Сомали, Украину или Гондурас, когда говорит о каких-то правонарушениях.
«СП»: — Дойдет ли до отмены «безвиза»? Насколько сильно украинцы должны «достать» европейцев?
— Я не сомневаюсь, что рано или поздно ЕС воспользуется механизмом «экстренного торможения» безвизового режима с Украиной. Напомню, данный механизм был специально введен под предоставление «безвиза» украинцам. Учитывая масштаб наплыва украинских эмигрантов в ЕС, этот механизм может быть вполне применен (тем более, что к этому порой призывали и некоторые украинские общественные деятели). Но это произойдет только в том случае, если сложится политический момент, при котором отмена «безвиза» может стать политическим рычагом против официального Киева.— Думаю, перечень господина Фортунато можно расширить, — отмечает корреспондент аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.
— Украинцы в Европе за последние два года прочно обосновались на этом «рынке». Если изучить публикации западных (да и украинских) СМИ, то проще перечислить преступления, которые украинские банды не совершают. Конечно, особенно стоит выделить контрабанду оружия. Учитывая, что до 2015 года его вывозили из зоны «АТО» совершенно бесконтрольно, «товара» хватит надолго. Банальными грабежами, кражами, разбоями выходцы из Украины тоже занимаются. Получение «безвиза» сыграло здесь ключевую роль — раньше потенциальным правонарушителям элементарно тяжелее было попасть в страны ЕС. Теперь они могут почти бесконтрольно находиться там в течение трёх месяцев. Причем на Украине абсолютно нормально воспринимается ситуация, когда «трехмесячники» едут в условную Польшу на заработки, хотя «безвиз» не даёт им право трудоустройства. Здесь тоже налицо факт массового нарушения закона, на который Европа закрывает глаза. Не обладая статистикой, трудно сказать, кто кого теснит. Да и резонно ли говорить о притеснениях? Как показывает практика, представители разных стран нередко действуют в связках. Скажем, на поприще торговли оружием украинцы неплохо ладят с прибалтами. Но и предприимчивость я бы не сбрасывал со счетов. Представители Украины действительно «заряжены», более энергичны, чем болгары, румыны и прочие «старожилы».
«СП»: — Украинцы занимаются в основном доставкой мигрантов по Европе. Почему именно в этом они преуспели больше, чем выходцы из других стран?
— Нужно учесть, что очень большой поток мигрантов идёт из Турции в ЕС. И здесь у Украины подходящее географическое положение. Из Херсона и Николаева яхта направляется в Турцию, забирает нелегалов и переправляет их в Грецию или Италию. Это рабочая схема — украинские правоохранители в свое время накрыли организованную группировку, которая так и работала. Неслучайно украинский омбудсмен Денисова, жаловалась, что именно в тюрьмах Греции томится много украинцев, которых уличили в перевозке мигрантов. Хотя по её версии этих людей брали в трудовое рабство и принуждали нарушать закон. Не исключаю, что в некоторых случаях так и было. Украинцы в Европе находятся в бесправном положении и сами нередко становятся жертвами преступлений. Почему бы не привлекать их для исполнения самой грязной и опасной работы?
«СП»: — Украинские группировки действительно так заметны и доставляют столько головной боли французским властям? Не просто так же Макрон упомянул именно их и болгар. Вот прям «банды»? Прям хуже Гвинеи?
— Макрон не первый, кто заговорил об украинских группировках. Вспомним, что бывший глава МВД Италии Маттео Сальвини вообще заявлял, что некие украинцы хотели его убить. В Эстонии министр внутренних дел Март Хельме называет украинцев «гомосоветикусами» и призывает ограничить им въезд в страну. То есть даже в Прибалтике обладатели «безвиза» уже не в чести. Все это звенья одной цепи. Украинские банды, конечно, не такие ужасные (не ужаснее других), но украинцев в Европе становится слишком много. Ареал их расселения уже не ограничивается Польшей. Разумеется, многие политики (особенно правые) остро на это реагируют. Это важные аспект их имиджевого позиционирования.«СП»: — Как сообщает «Страна» со ссылкой на источник в Еврокомиссии, украинцев могут лишить безвизового режима, если страна не выполнит требований, под которые его дали. «А это в первую очередь — создание антикоррупционных органов и прогресс в реформах», — уточнил собеседник «Страны». Только ли это? То есть незаконная миграция и преступность уже не так важны для европейцев, как какие-то реформы и борьба с коррупцией внутри самой Украины?
— О возможной отмене «безвиза» слухи ходят давно. Но я очень сомневаюсь, что это произойдет. Возможно, только в том случае, если Киев демонстративно выйдет из Минского процесса и тем самым окончательно испортит отношения с Европой. «Безвиз» вообще не стоит увязывать с какими-то реформами, коррупцией или преступностью. Его предоставление было чисто политическим актом — украинцам просто дали «плюшку», поощрили их за приверженность европейской интеграции. Соответственно, отмена «безвиза» может быть вызвана только политическим причинами, все остальное будет использовано как предлог. Разгул преступности — предлог, несомненно, хороший.
«СП»: — Механизм «экстренного торможения» подразумевает отмену «безвиза» в случае, если большое количество граждан Украины будет оставаться в ЕС нелегально или просить о предоставлении убежища. Насколько большое? Сколько нужно нелегальных гастарбайтеров с Украины, чтобы Европа ввела в действие этот механизм? При каких еще условиях это может произойти?
— Я не очень понимаю, зачем нужен этот механизм «экстренного торможения». Украинцев-нелегалов должны просто депортировать. Если правоохранительные органы европейских стран не справляются с этой задачей, то это скорее их проблемы. А для предоставления убежища на территории ЕС нужны весомые причины, поэтому просителей по определению много быть не может. Поэтому «тормозить «безвиз» бессмысленно. Разговоры об этом, опять-таки, стоит воспринимать в политическом контексте. Украине дают понять, что такой сценарий возможен. Зачем? Вероятно, чтобы сделать её более сговорчивой (прежде всего, по вопросу мирного урегулирования в Донбассе).
Давайте не забывать, что главным сторонником реализации Минских соглашений и нормализации отношений с Россией в Европе стал именно Макрон. Неудивительно, что украинцы получают от него такие сигналы.