«Поскольку речь идет о включенных в коалиционное соглашение крупных инвестициях, правительство решило, что в настоящее время Финляндия не будет присоединяться к совместному предприятию Rail Baltica», — заключила Кауниссааре.
Успокоительный тон представителя официального Хельсинки никого не может обмануть.
Откладывание участия в строительстве Rail Baltica на неопределенное время, по сути, означает, что Финляндия выходит из этого проекта, и страны Прибалтики будут строить (или делать вид, что строят) «дорогу в никуда» без финнов.
Rail Baltica строится по нынешним временам бесконечно. За те без малого четверть века, что несчастную узкоколейку все проектируют и проектируют, Китай уже 10 раз успел стать великой инфраструктурной державой.
Какой-то смысл в проекте, возможно, еще был, пока на Rail Baltica шли европейские деньги, которые можно было со вкусом «освоить». Не в смысле построить дорогу, а в смысле «распилить» между странами — участницами проекта и «закопать» в землю.
Однако финансирование инфраструктурных проектов Восточной Европы из фондов ЕС сокращается, поэтому проект Rail Baltica подвис в воздухе. И не он один. Вопрос о строительстве подводного туннеля между Хельсинки и Таллином по дну Финского залива тоже остается открытым. И тоже потому, что перспективы европейского финансирования проекта остаются в подвешенном состоянии, у Эстонии денег кот наплакал, а исключительно за свои Финляндия рыть туннель не собирается.
Поэтому Хельсинки и сворачивает участие в общих проектах с Прибалтикой.
Рог изобилия европейских дотаций, пролившийся над новыми членами Евросоюза в прошлом десятилетии, давно иссяк, свой кусок от брюссельских бюджетов для «Новой Европы» Хельсинки уже не получит и теперь боится, что привыкшие к паразитированию южные соседи попытаются вместо брюссельского иждивения подсесть на финское.
У Суоми есть основания для таких нехороших подозрений. Практически одновременно с решением Хельсинки выйти из Rail Baltica (хорошо-хорошо — «перенести участие») министр внутренних дел Эстонии Март Хельме озвучил свой сенсационный «план Б». Если НАТО струсит и откажется приходить на помощь эстонцам в борьбе с «российской агрессией», спасать эстонцев от оккупации Путиным будет нейтральный северный брат.
«У НАТО в прошлом были свои кризисы, и сейчас блок точно в кризисе, и мы не знаем, как Альянс из него выйдет, — заявил Хельме. — Поэтому Эстония должна потрудиться, чтобы наладить партнерство с определенными странами». И заключил, что «всегда есть Финляндия». Она — эстонский «план Б» в плане безопасности. Финляндии важна независимая Эстония, чтобы не допустить возрождения Российской империи, поэтому вот: не хотите Российскую империю — будете спасать нас от русских танков.
Судя по всему, финны несколько ошалели, оценив масштаб выдвигаемых им «предъяв». Значит, если весь Североатлантический альянс с США и другими ядерными державами в составе откажется воевать с Россией из-за Эстонии, войну должна объявлять 5-миллионная Финляндия?!
«Младшим братьям» в Таллин незамедлительно полетел официальный ответ из Хельсинки: никаким «планом Б» мы вам быть не собираемся. Вы входите в НАТО? Пусть оно вас и защищает.
«У Финляндии есть свои планы, у Эстонии свои, увязанные с оборонной стратегией НАТО», — заявил канцлер министерства обороны Финляндии Янне Куусела.
Чиновник недвусмысленно дал понять, что Финляндия брать Эстонию под военную защиту не хочет, и эстонского министра из Хельсинки за язык никто не тянул. «Как я понимаю, это собственный план Эстонии. К нам никто не обращался, и мы никак с этим не связаны», — сказал Куусела.
Такая реакция очень похожа на заявление финского правительства по Rail Baltica. Там финская правительственная чиновница говорит, что Финляндии сейчас важнее национальные инфраструктурные проекты, а не железная дорога со странами Балтии в рамках общей программы Евросоюза. И здесь финский правительственный чиновник говорит, что у нейтральной Финляндии свои планы по обеспечению национальной безопасности, у входящей в НАТО Эстонии — свои.
В обоих случаях национальные интересы и вообще национальное ставится выше солидарности с южными соседями в рамках каких-то общих интеграционных проектов.
Финляндия откровенно отворачивается от Прибалтики как в геоэкономике, так и в геополитике.
Финская история — частный случай перехода к «Европе двух скоростей», в рамках которого богатые страны — доноры Западной и Северной Европы сосредотачиваются на собственном развитии в ущерб поддержке дотационных стран Восточной Европы. Этот подход применяется не только в политике Брюсселя, которую определяют страны-доноры, но и в отношениях между отдельными европейскими странами центра и периферии ЕС.
Финляндия — такой же осколок Российской империи, как и Прибалтика, однако эстонское напоминание об этом не встретило в Хельсинки одобрения. В качестве бывшей национальной окраины России эту страну сегодня воспринимают только великорусские шовинисты и министр внутренних дел Эстонии. Для прочих Суоми — успешная скандинавская страна, которая входит в элитный клуб самых экономически и социально развитых государств мира. Она перечисляет в бюджет ЕС больше, чем получает оттуда, и организует встречи президентов России и США.
Прибалтийские республики тридцать лет назад в годы борьбы за выход из состава СССР смотрели на Финляндию и были уверены, что без «проклятых оккупантов» заживут как финны, а в итоге отстают от них в развитии даже больше, чем в Советском Союзе.
Сегодня Прибалтика — депрессивная двойная периферия Запада и России. Литва, Латвия и Эстония — двойной балласт НАТО и ЕС, и другие вынуждены думать, как защитить и как накормить эти страны. Почему у этих стран не получилось даже близко подойти к Финляндии — тема отдельной статьи. Таких статей на этом сайте было написано уже много.
Здесь важен факт: Прибалтике не удалось подняться на уровень развития Финляндии. И Хельсинки ясно дает понять этим странам, что они сами творцы своего счастья. Суоми же, со своей стороны, не собирается Прибалтику ни кормить, ни защищать.