Александр Васильев: Как Голливуд породил культ кинодивы
За несколько дней до церемонии "Оскар" историк моды прочитал лекцию о моде Голливуда прошлых лет. И об иконах стиля - великих актрисах Грете Гарбо, Марлен Дитрих, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор
Мы приводим с разрешения автора отрывки из его лекции.
В начале киномода была связана с необычайным успехом на европейских сценах русского балета Сергея Дягилева. Мерцающие краски Леона Бакста, разом подхваченные парижским императором моды Полем Пуаре, воплотились в платьях, туниках и бальных нарядах, отделанных марабу, шиншиллой и стразами. Пока в Петербурге придумывали, а в Париже шили все эти манто, палантины и длинные жакеты-труакары, в Голливуде мигом сообразили, чего желает вкус изощренной публики. Голливуд решил поразить людское воображение небывалой восточной роскошью и размахом.
Размах стал основным правилом Голливуда и созданной им моды. Знаменитая киноколония Голливуд была основана до начала Первой мировой войны группой еврейских предпринимателей с Восточного берега Соединенных штатов. Их привлекали 355 солнечных дней в году в этом, тогда еще дешевом, уголке Южной Калифорнии. Знали ли эти люди, что создают империю, которая станет заправлять умами и стремлениями миллионов на нашей планете? Знали ли они, что этот крохотный кусочек земли возле Лос-Анджелеса продиктует людям, как надо жить, любить, страдать, убивать, воевать, соблазнять или одеваться?
Снятый Гриффитом в 1916 году основополагающий фильм «Нетерпимость» стал отправной точкой этого «викторианства» ХХ века. Тысячи полуобнаженных статистов, парики и драпировки стали массовым тиражированием идей Бакста, начавшим историю кинокостюма.
Тамара Карсавина манящими па-де-ша порхала по парижской сцене, а на экране ей нашлось специфическое киноамплуа – женщина-вамп. В Голливуде первой вампирессой стала пышногрудая уроженка штата Огайо Тэда Бара. Женщины много взяли от нее, и особенно умение закатывать глаза, принимать томное выражение лица и быть могильно-таинственной.
Тэда Бара
Под вампирессу гримировались датчанка Аста Нильсен, полька Пола Негри, легендарная Вера Холодная, незабываемая Вера Каралли. Так Голливуд породил самое важное в моде ХХ века – он породил звезду, культ кинодивы.
Аста Нильсен
Среди звезд двадцатых годов в создании моды, возможно, всех переиграла крохотная, но волевая женщина Глория Свенсон. Она любила вечеринки, чарльстон, карнавалы, мужчин и платья. Однако и на нее мода прошла.
Глория Свенсон
Светлые волосы, высокий лоб и скулы шведки Греты Гарбо заложили основу нового представления о женской красоте.
Все дамы перекрасились в блондинок, выщипали брови, приклеили ресницы и заломили шляпы на один бок а-ля Гарбо.
Грета Гарбо
Другой звездой, поменявшей представления о женской красоте в тридцатые годы, стала актриса Мэй Уэст. Пышногрудая, с широкими бедрами, Мэй была первой актрисой, сказавшей слово «секс» со сцены. Именно Мэй пригласила в Голливуд Эльзу Скиапарелли, где та нарисовала костюмы к фильму «Каждый день – каникулы». В 1947 году Кристиан Диор поразил мир своим new look. Кинозрители с удовольствием отметили, что платья Диора напоминают корсет, нижние юбки, узкие в талии и покатые плечи – костюмы, созданные в 1939 году Вальтером Планкеттом для фильма «Унесенные ветром».
Мэй Уэст
Тема викторианских кринолинов, прерванная «хабанерами» военных лет, привилась в освобожденном Париже и задала тон в моде на все пятидесятые.
Мерилин Монро
Голливудские дизайнеры Ирен Шараф, Жан Луи и Орри-Келли не менее, чем Баленсиага, Фат или Грифф в Париже, диктовали моды того десятилетия. Мерилин Монро, Джейн Рассел, Лиз Тейлор, Одри Хепберн и Ким Новак не хуже заправских манекенщиц парижских домов лансировали новые моды, прически, силуэты, туфли и т.п.
Одри Хепберн
Никогда кинокостюм не мог существовать без влияния современной ему моды, никогда мода не прививалась без популяризировавшего ее кино.
kp.ru