2. Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» (1482-1486)
Рождение Венеры. Сандро Боттичелли, 1486
Рожденная из морской пены античная богиня любви — Венера — прибывает на остров Крит. Боттичелли написал картину на основе мифа, а со временем и его работа обросла мифами. Так, в некоторых исторических документах значится, как 7 февраля 1497 года доминиканский монах Джироламо Савонарола сподвиг христиан во Флоренции разжечь огромный костер, чтобы уничтожить «безделушки», не способствующие укреплению христианской веры. Якобы и Сандро Боттичелли был одним из участников церемонии (последователей идей монаха его же современники называли «плаксами»), и вроде бы он лично бросил в огонь несколько своих полотен на мифологические темы. Но пламя костра пощадило «Рождение Венеры».
3. Леонардо Да Винчи, «Тайная вечеря» (1495-1498)
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи, 1498
Художнику заказали создать фреску в соборе, но обожающий эксперименты Да Винчи предпочел пойти иным путем. Он не стал писать по мокрой штукатурке, как того требовала техника создания фресок, а изобрел свой метод, покрыв каменную стену слоем из смолы, гипса и мастики. Увы, эксперимент оказался неудачным. В результате религиозный сюжет — общение Христа с учениками накануне распятия — со временем стал настоящим бичом для реставраторов. На сегодня работа Леонардо да Винчи содержит примерно 20 процентов от оригинала.
4. Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама» (1511-1512)
Сотворение Адама. Микеланджело Буонарроти, 1511
Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории — сотворения Всевышним человека. В Библии сказано, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело, как утверждают исследователи, было собственное видение: на его фреске мы видим сотворение не просто человека, а homo sapiens («человека разумного»). Ведь Адам уже явно способен и дышать, и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же ему не хватает? Профессор Темпльского университета США Марша Холл отвечает на этот вопрос: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально: в виде мозга. Посмотрите на него «в компании» окружающих объектов — все вместе действительно похоже на анатомическое изображение содержимого нашей черепной коробки!
5. Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513)
Сикстинская Мадонна. Рафаэль Санти, 1513
На полотне Рафаэль изобразил явление Девы Марии с младенцем Христом на руках святому Сиксту. Картину заказал художнику римский папа Юлий II. Живописец вписал в полотно много деталей, важных для собственного мировоззрения. Рафаэль был гностиком: стронники этого религиозного течения считали, что они обладают особыми знания о Боге и об устройстве мира. И они, в частности, очень ценили число «шесть». Исследователи отмечают значимость этого числа для картины. Ее композицию составляют шесть фигур, а на правой руке святого Сикста будто бы шесть пальцев (правда, если внимательно всмотреться, то «шестой палец» — это, скорее, внутренняя сторона ладони).
6. Питер Брейгель-старший, «Охотники на снегу» (1565)
Охотники на снегу. Цикл "Времена года", январь. Питер Брейгель Старший, 1565
С этой, безусловно, великолепной картиной связана еще и финансовая история. Тогдашний бизнесмен Йонгелинк, почитавший искусство Брейгеля, заказал художнику цикл из шести картин, изображавших времена года («Охотники на снегу» — одна из них). Брейгель еще не завершил работу, а у Йонгелинка начались финансовые трудности. Чтобы занять деньги из городской казны, предприниматель заложил еще ненаписанные картины мастера — точнее, документ, подтверждающий права на них. В результате сразу после написания работы Брейгеля попали в хранилище казначейства. Сам художник больше их не увидел.
7. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ночной дозор» (1642)
Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1642
«Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» — таково полное название картины. И она — одна из самых многострадальных в истории искусств. Во-первых, слой сажи изменил изначальный колорит «Ночного дозора»: сцена происходит белым днем, так что свое «темное» название работа получила по недоразумению. Во-вторых, полотно было урезано по горизонтали и вертикали. В-третьих, страдало от неумелых реставраций, а в 1990-м году душевнобольной посетитель Рейксмузеума плеснул на картину кислотой. При этом «Ночной дозор» остается шедевром и даже объектом паломничества.
8. Диего Веласкес, «Менины» (1656)
Менины. Диего Веласкес, 1656
«Фрейлины» — так переводится название картины Веласкеса. На полотне, изображающем момент написания портрета королевской четы (монаршие супруги отображаются в зеркале на заднем плане) и повседневную жизнь инфанты Маргариты и ее фрейлин, Веласкес запечатлел и себя самого с палитрой в руках. На груди художника можно разглядеть орден Святого Яго — высшую государственную награду Испании тех времен. Художник был удостоен ордена в самом конце жизни. По приказу короля Филиппа IV уже другой живописец дорисовал награду на груди Веласкеса на «Менинах».
9. Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)
Девушка с жемчужной серёжкой. Ян Вермеер, 1665
Голландский живописец Ян Вермеер не давал названий своим полотнам. «Девушкой с жемчужной сережкой» картину нарекли значительно позднее, и тут же начались споры, можно ли украшение считать жемчужиной? Большинство исследователей склоняются к тому, что в ухе натурщицы сережка из венецианского стекла, а сам портрет в большей мере плод воображения живописца.
10. Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)
Последний день Помпеи. Карл Павлович Брюллов, 1830-е
Брюллов написал «Последний день Помпеи» всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы, наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.