Звенимир
4 января
Таки же почему не поплыл «Одесский пароход»? Опыт расследования инцидента.
Итак, «Одесский пароход» плотно сидит на мели весь облепленный говном и грязью, и только ленивый не запустил в него гнилым помидором. Да, уже понятно, это фиаско. Теперь, когда свист, улюлюканье и гром новогодних петард начинают стихать, попробуем разобраться, почему же все-таки он не поплыл.
Помните миниатюру Жванецкого «Тщательней надо!»: «Тщательней надо, ребята! Формулу вам дали — СН три СО С два Н пять два часа на пару — не берет? Должна брать!»
И действительно: Урсуляк – режиссер «Ликвидации» плюс добрая половина актеров «Ликвидации» во главе с Маковецким и Машковым, плюс мега звезды российского кино – Хаматова, Усатова, Крючкова, плюс ностальгия по семидесятым, плюс секретный ингредиент Михаил Жванецкий, сверху обильно полить Одессой и два часа на пару (на то он и полнометражный пароход). Что не так в этой формуле успеха?
«Ликвидация» - фильм гениальный, на мой взгляд - фильм на все времена. Это история в всех смыслах: рассказ с очень крепким и напряженным сюжетом, с героями и злодеями, легенда о легендарных людях и легендарных временах, снятая в настоящей Одессе, пропитанная ее соленым черноморским духом и юмором. В «Одесском пароходе» мы выясняем, что Фима полужид может и знаменитый карманник и перспективный опер, но хреновый капитан, и присутствуем на одном из самых жестких допросов Давы Марковича: «Сколько у тебя осталось яблок, говори!», и сожрал морковку с землей. Мне стало не по себе, так и ждал, что сейчас он этого рыжего пацанчика стукнет лицом о дверной косяк.
Не из всего, что смешно получается комедия. Комедия – это действие, действие – это сюжет. Прочитанные как в школе «по ролям» миниатюры, исполняемые автором с эстрады, вдруг открывают, что в них нет действия, нет сюжета, более того, нет содержания, нет ответа на вопрос «о чем это?», и это не смешно. Два человека кричат друг другу в испорченный телефон и в итоге понимают все неправильно. Разве это смешно? Это грустно. Я в такой ситуации оказывался неоднократно. Значит секрет успеха Жванецкого не в ответе на вопрос «что», а в ответе на вопрос «как». Как артист и писатель-юморист одессит Михаил Жванецкий прямо на глазах у зрителя творит парадокс из ничего, высекает смешное из несмешного. Поэзию не сделаешь прозой, представьте экранизацию, например, «Мцыри»: ужас, тоска и прекрасная работа каскадера в сцене схватки с диким животным.
Что может композиционно объединить несколько бессюжетных миниатюр? «Конечно же песня!» - отвечают авторы фильма и … проигрывают.
Зловещий хор пенсионеров окончательно разбивает треснувшую композицию фильма. На мой взгляд достаточно было и солиста одесской филармонии, тем более, что он герой одной из миниатюр. Но музыкальные номера занимают добрую четверть экранного времени. Зачем? Всколыхнуть мою ностальгию, тоску по Родине, которая, видимо, осталась в далеких семидесятых? «Наши руки не для скуки …». Я улыбнулся, вспомнив, каким я был в то время мелким озорником. Зачем все это, не только музыка, но и фильм в целом – это наверное главный и самый болезненный вопрос. Возбудить мою память? Возбуждать ее не нужно, я пока и так хорошо все помню. Привлечь внимание к Жванецкому? Но в фильме по произведениям Жванецкого Жванецкого, как мы догадались, не обнаружено, на то он и секретный ингредиент. Мы увидим, как в финале он с грустью покинет это бездейство. И грусть его понятна.
Тут крошка сын к отцу пришел, и спросила «кроха»: «Почему ты считаешь фильм «Одесский пароход» неудачным ?» Я было пустился в объяснения, но понял, что не смогу объяснить рожденному в девяностые, что смешного в том, что не работает телефон, и почему аферистам, выдающим себя за оркестр, нужно платить чтобы они отвязались. Можно было бы битых два часа рассказывать про то, как мы жили, когда были так же молоды, потом про Жванецкого, про ситуацию на ликероводочных заводах … . Если анекдот приходится объяснять, значит он не смешной или плохо рассказан. Если вы не понимаете о чем фильм, значит вы не его целевая аудитория, или он плохо снят. Каким представляли создатели фильма своего зрителя? В данном контексте этот вопрос останется риторическим. Если у пятидесятилетнего папы фильм вызывает раздражение, то в сознании молодых он не отзовется никак. Вообще.
И тут самое время опять вспомнить оригинального Жванецкого: «Так что фильмы делаем, опять же, для себя. И вроде бы упорно смотришь, но ничего не видишь. И вроде колхоз не настоящий, и председатель так не ходит, не говорит, не ест. И влюбленные эти, взятые целиком из жизни голубей, тоже не по-человечески ходят у фонтана, и нечеловечески смотрят вдаль. И тем, кто никогда не был в колхозе, что-то не верится, а те, что живут в нем, жутко ругаются, и матом кроют Голливуд».
Ну что ж, последняя надежда – Одесса, которой действительно обильно приправлен фильм. Считается, и видимо эту уверенность разделяют создатели фильма, что если дело было в Одессе, то это залог того, что будет смешно и весело (а если, например, где-нибудь у Полярного круга, то мрачно и депрессивно). Может быть так и было бы, будь Одесса настоящей. Но нет, фильм снимался не в Одессе, а в старых декорациях другого фильма, и одесситы так не шутят, они мыслят, и не уродуют язык, они излагают. Одесса залита настоящим солнечным светом, а не перекрашена желтым фильтром, из-за которого весь фильм получился желтым: в прямом смысле и в смысле дешевой бульварной сплетни. Это откровенная подделка.
Итак, повторим формулу неуспеха: талантливый режиссер Урсуляк плюс звезды российского кино, плюс немножко ностальгии, минус Жванецкий, добавить побольше поддельной Одессы – получится пустышка. Фуфло, как говорят в Одессе. Спасибо, что не яд