По мнению Дениса Пушилина, киевские власти «дошли до крайней степени вранья». В Киеве исправили ошибку, но почему-то только на украиноязычной и русскоязычной версиях сайта, что также не прошло незамеченным. Англоязычная осталась без изменений.
«Еще раз объясняем Киеву, что пока на всех версиях официального сайта украинского президента не появится согласованный лидерами правильный текст, мы не будем выполнять решения саммита», — заявил глава ДНР, потребовав устранить последствия мошенничества.
В самом Киеве также обратили внимание на манипуляцию с текстом коммюнике. Партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» выступила с заявлением, в котором подробно указала на допущенные ошибки и обвинила украинские власти в фальсификации.
«Офис президента сфальсифицировал в переводе коммюнике по итогам встречи в Париже важнейший аспект договоренностей глав государств — участников „нормандского формата“ и фактически обманывает украинское общество, говоря об истинной сути достигнутых договоренностей», — говорится в заявлении партии.
В партии также потребовали от киевских властей немедленно начать практически реализовывать Парижские и Минские договоренности.
Подобные действия Киева вряд ли можно считать случайностью. Директор Центра изучения Донбасса и Украины Александр Казаков объясняет произошедшее страхом президента Украины Владимира Зеленского перед радикалами.
«Поэтому он пытается нивелировать результаты встречи «нормандской четверки», — заявил он.
По мнению эксперта, все понимают, что украинская сторона проиграла и на встрече в Париже была подтверждена незыблемость Минских соглашений.
Желанием успокоить украинских радикалов объясняются и заявление о планах по изменению Минских соглашений. Политолог Иван Мезюхо отмечает, что Минские соглашения не соблюдаются именно украинской стороной, что она собирается менять не понятно, да и гарантий, что эти гипотетические изменения будут выполняться Киевом, нет.
«Это заявление идет вразрез со встречей лидеров стран-участниц «нормандского формата», — прокомментировал он заявление Резникова. Эксперт также отметил, что представители украинской власти делают много заявлений, которые противоречат друг другу, что свидетельствует об отсутствии четкой стратегии во внешней политике. И как отреагирует на данное заявление украинский президент, по словам Мезюхо, также неизвестно.
Социолог Евгений Копатько не считает искажение текста коммюнике случайностью, однако для Украины это «достаточно органично».
— Документ размещен на официальных информационных площадках. Я полагаю, что это сознательные действия. Надо понимать, что люди пытаются каким-то другим образом трактовать происходящие события. Но, как сказали и российский, и французский президенты, и германский канцлер, Минские соглашения незыблемы. Остальное — это разговор для бедных.
«СП»: — Тем не менее, от одного из представителей Киева в Контактной группе прозвучало заявление о планах по изменению Минских соглашений к следующей нормандской встрече и некоем «Минске-4». О чем может идти речь и насколько серьезно можно относиться к подобным заявлениям?
— Заявления звучат довольно часто, но это не должно удивлять. Если не было «Минска-3», не будет и «Минска-4».
Ключевое, что не состоялось — было бы неплохо, если бы на встрече в Париже достигли договоренности о прямых переговорах Киева и Донбасса. Это бы сняло вопросы и у французов, и у немцев, и у россиян, и многие вопросы на Украине, как это не парадоксально звучит.
Если постоянно будут менять или предлагать новые вводные (в Минские соглашения — ред.), то вряд ли российское руководство согласится на продолжение диалога в таком ключе. Да и вряд ли это устроит и французов, и немцев. Тем более, что французы в какой-то степени перехватили инициативу и президент Франции Эммануэль Макрон взял на себя часть ответственности за происходящее, поэтому французам такие инициативы, наверное, тоже не понравятся.
Такие заявления не будут приближать ни мир в Донбассе, ни возможности договориться по ситуации, которая сложилась на юго-востоке Украины.
Глубинные процессы идут, возникают новые обстоятельства, изменить «Минск» уже не получится. Если его менять, то это фактически отмена и тогда возникает вопрос — а зачем это все нужно было?
Для Украины итоги встречи это не «перемога» и не «зрада», а просто отложенные действия. Но на этих переговорах, на мой взгляд, Зеленский получил некий карт-бланш, небольшой аванс, а с другой стороны подписал меморандум, по которому на нем уже есть персональная ответственность за то, что будет происходить на переговорах и в Минской контактной группе, и в рамках «нормандского формата». Он подписал документы, смысл которых в том, что Минские соглашения незыблемы.
«СП»: — Тем не менее, в Украине продолжают озвучивать идеи о пересмотре «Минска». Зачем нужен этот информационный фон?
— Он нужен Украине. Первый и второй «Мински» возникли под давлением внешних обстоятельств — в одном случае был подписан после Иловайска, в другом — после Дебальцево. Сейчас многие политики на Украине говорят, что это невыполнимо, невозможно. С их точки зрения в этом есть рациональное зерно — консолидация людей, который выступают против мира, против Зеленского, против возвращения Донбасса в Украину.
Надо понимать, что часть украинской элита не хотела бы видеть Донбасс в составе Украины. Это такая игра, когда нельзя сказать, что от Донбасса отказываются, потому что тогда появятся уже другие движения. А сказать, что «хотим интегрировать на наших условиях» то же не получается.
Сейчас даже некоторые депутаты Рады говорят, «Минск» невыполним и кивают на националистов. Но, обратите внимание, как они (националисты — ред.) быстро собрались, так быстро и ушли. Я бы не недооценивал этот фактор, но здесь американская ситуация вмешивается в украинскую политику.
«СП»: — Каким образом?
— Для некоторых в Америке выгодно, чтобы ситуация на Украине была разбалансирована. Думаю, сейчас это лучше для демократов. Там конфликт внутри, во многом он связан с Украиной.