Сандро Боттичелли
Мистическое Рождество. 1501 год.
Картина «Мистическое Рождество» окружена несколькими тайнами, одна из которых кроется в датировании и подписи картины самим автором, ведь это единственная картина подписанная им самим.
В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:
Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.
Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро — производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного.
При этом на картине изображено довольно странное Рождество, которое представить себе мог только истинный гений с необыкновенной фантазией. В центре композиции видна пещера, вход в которую является в виде арки.
Непосредственно около входа Иосиф и Мария с Младенцем, под соломенной крышей. Видна колыбель, но при этом нет волхвов, которые обычно должны присутствовать. Повсюду видны образы ангелов, как на небе, так и на земле, и еще какие-то люди, которые, скорее всего, выполнены для большей загруженности картины.
Как известно из достоверных источников, данная картина была начата в тот момент, когда Савонарола обратился ко всем жителям Флоренции, для того чтобы те раскаялись в совершенных грехах, а ангелы после этого должны были спасти грешников. Но, как бы там ни было доподлинно неизвестно, что именно послужило к изображению именно такого мотива.
Если обратить внимание на ангелов на картине, то их насчитается ровно двенадцать (имеется в виду те, которые образовывают круг), они символизируют 12 месяцев и 12-ти часовой день. На лентах, обвивающих ветви, читаются надписи из молитвенных славословий: «На земле мир, в человецех благоволение»
Те ангелы, которые находятся на земле, в красной, белой и зеленой одежде, те, которые уже прибыли на землю, для спасения грешников.
Мария внимательно смотрит на младенца, причем она не только является главной фигурой, но ее голова, находится в самом центре полотна. Ангелы над ней, под золотистым сводом держат в руках оливковые ветви, которые символизируют мир. Ангелы, которые находятся на земле, обнимаются с людьми и радуются.
Главной идеей полотна является наступление мира и спокойствия, после произошедших бед.