Просто отвал бошки, вот с виду вроде приличная женщина, а читаешь, и понимаешь, больные.. Тяжело больные люди
едва ли вы когда-нибудь пытались это сделать, но если ввести в поисковик запрос «архитекторы минска», вам покажет 27 мужских имен. нет ничего удивительного, что коллективно бессознательно они создают под себя город для белого гетеросексуального мужчины, не учитывая запросы женщин, детей и представителей разных «меньшинств». в минск на конференцию по урбанистике приехала специалист по архитектурной социологии лидевий туммерс – и kyky не упустил возможности спросить её, как сделать наш город «феминистским», почему новые кварталы – это тюрьмы для молодых матерей, а зыбицкая – эпицентр опасности.
Если кратко, «мужские» города – это сексистские пространства, спланированные в интересах рыночной экономики. «Современные урбанисты и феминистки критикуют городскую планировку, которая вытесняет женщин, пожилых людей, сексуальные, национальных меньшинства и другие группы населения», – поясняет Лидевий Туммерс.
Лидевий Туммерс – научная сотрудница отдела планирования и архитектурной социологии Ганноверского университета имени Лейбница. Она приезжала в Беларусь в конце 2019-го на конференцию «Доступность как индикатор качественной жилой среды» Минской урбанистической платформой.
Один из главных минусов «мужских» городов – это то, что деятельность по уходу за другими людьми (детьми или престарелыми родителями), которую в основном выполняют женщины, вовсе не в приоритете. Поэтому инфраструктура, которая должна бы работать на женщин, слабая или вообще отсутствует. «Нет удобного для всех расписания транспорта. Между домом и работой, супермаркетом, поликлиникой, детским садом слишком большие расстояния, для передвижения по которым нужно тратить много времени», – приводит примеры «городской дискриминации» Лидевий. Она имеет ввиду, что раз обязанности отвезти утром ребенка в сад или сводить его к врачу, после успеть на работу, а вечером заехать в продуктовый и приехать домой ложится на женщину, то ей должно быть удобно это делать. Если вам приходится стоять в пробках ради поездки в гипермаркет или тратить три часа на поездку к терапевту и обратно – это проблема города, считает эксперт Ганноверского университета.
На этом список претензий к Минску только начинается: следующая проблема – тотальная машино-ориентированность городов. «Машина – в принципе опасная штука. К тому же она вредит окружающей среде и мешает социальному взаимодействию людей», – Лидевий еще не знает, как отреагируют на эти слова минские автомобилисты. Впрочем, едва ли им нравится то, как быстро растут пробки в столице.
Третья претензия к «мужским» городам – в них женщины и другие дискриминируемые группы чувствуют себя небезопасно. «Многие женщины не выходят на улицы в определенное время суток, потому что боятся или чувствуют себя некомфортно. А значит, они ограничены в действиях и использовании городских ресурсов. Следовательно, они меньше участвуют в общественной жизни и экономике». Так что если вы когда-либо опасались ходить по улице или подумывали купить перцовый баллон себе или ребенку – это свидетельство того, что город о вас не заботится.
Если вы уже представили город, в котором для мужчин построили гетто с высокой стеной, а женщины заполонили центр – возвращайтесь в реальность. «Феминистский» город просто более удобный, безопасный, экологичный и эффективный (с точки зрения использования земель), чем «мужской».
По мнению Лидевий, если улучшить город для женщин, он в принципе станет более инклюзивным. Логика такая: «Что хорошо для женщин, хорошо для всех. Потому что у женщин есть различный опыт: они и мамы, и сестры, и помощницы, и офисные сотрудницы. А значит, могут брать во внимание различные аспекты использования городского пространства», – говорит она.
В Беларуси пока не проводи исследования и не выясняли, сколько женщины тратят на проезд. Но это сделали в США. Сара Кауфман, заместительница директора Центра транспорта Нью-Йорка и ее коллеги провели онлайн-опрос в 2018 году и увидели, что женщины платят за общественный транспорт в среднем на 26-50 долларов в месяц больше, чем мужчины, из-за обязанностей по уходу и на 100 долларов – из соображений личной безопасности (чтобы к ним не приставали и не освистывали). Так как женщины зарабатывают меньше, им нужна новая система, соответствующая их месячному бюджету.
В этом же исследовании говорится, что женщины пользуются публичным транспортом чаще мужчин, но сама система построена не под их нужды. Расписание ориентировано на офисных работников, поэтому в часы пик автобусов больше, чем днем, ранним утром или поздним вечером. А в идеале оно должно учитывать разные схемы поездок – не только те, которые призваны перевозить «офисный планктон» с работы домой.
Если вы смотрите второй сезон сериала Sex Education, видели эпизод, где прямо в автобусе незнакомец мастурбирует на школьницу и даже эякулирует ей на джинсы – при этом никто не стремится защитить девушку. А она, в свою очередь, даже не знает, что это акт публичного домогательства. Это всего один из тысячи примеров уличного харассмента. В некоторых странах (Бразилия, Япония и Индия) проблему пытаются решить с помощью «женских» вагонов метро. «С одной стороны, хорошо, когда есть места, где дискриминируемая группа может существовать защищенно. С другой, если есть пространства, предназначенные для определенной группы, получается, не так уж и нужно менять общество в целом. Тогда такие места конвертируется в тюрьмы», – замечает Туммерс. Выходит, можно оградить мужчин от женщин, детей от взрослых и собак от кошек – но в итоге это не решит проблему в социуме на долгосрочную перспективу. Скорее всего, такая разделительная система разовьется в систему «лагерей» – а мы уже читали о такой практике в Китае.