Чего хочет Дядя Сэм, никто не знает
ПЭ: В одном из интервью вы сказали, что за почти 30 лет под «крылом» у США Латвию поставили на грань нищеты. Есть ли какие-то предпосылки к тому, чтобы политика республики начала меняться?
Я.Ю.: Нет. Пока нет. Потому что мы слушаем Дядю Сэма, которого не очень понимаем. Дядя Сэм закрыл наш порт в Вентспилсе. Корабли туда входить не могут, иначе попадут под санкции США. Представьте, целый город, где практически все работают в порту. Порт закрыт.
Некоторые латвийские банки тоже закрыл Дядя Сэм – за то, что якобы отмывали российские деньги. Мы не знаем, что Дядя Сэм хочет сделать из Латвии. И сколько налогов на эту политику было потрачено, никого не интересует.
У нас сейчас премьер – американец (Артурс Кришьянис Кариньш, премьер-министр Латвии с 23 января 2019 года, родился в Уилмингтоне, штат Делавэр, США. – Прим. ПЭ).
Эти люди не знают, куда мы движемся. Так что все довольно пессимистично.
ПЭ: Санкции заметно ударили по экономике?
Я.Ю.: Ну, к примеру, наши шпроты кто покупал? В Европе не едят рыбные консервы. Мы отправляли их в Россию. Мы могли бы поставлять в Петербург и другие регионы РФ свои яблоки, картошку. Такой рынок! Сколько предприятий умерло из-за этих санкций, сколько рабочей силы потеряно.
Многие начали уезжать. В 90-м году население у нас было 2,5 млн, а сейчас – 1,9 млн. Почти миллион людей мы потеряли, и, по прогнозам, этот процесс продолжится. Кто будет пожилым людям зарабатывать пенсию? Впрочем, финансисты говорят, что скоро в Латвии пенсий не будет – будут пособия.
Язык превратили в плетку
Знаете, мне больно. Я люблю Латвию и мне жалко моих детей и внуков, потому что Латвия, к сожалению, превратилась в полигон сумасшедшей, агрессивной внешней политики американцев.
Мы начали не пускать русских артистов, убрали из Латвии «Новую волну», которая ежегодно проходила в Юрмале и буквально кипела. Сейчас этого нет. Мы выталкиваем все русское, к сожалению.
Перед войной в Латвии можно было получить начальное образование на семи языках. Почему русский ребенок не может пойти в начальную школу, где бы его учили русскому языку?
Сейчас язык используют как плетку для наказания русских.
Я бы хотел рассказывать что-то оптимистичное, что будет лучше. Но откуда этому взяться?
ПЭ: Многие видят, что происходит, и разделяют вашу позицию?
Я.Ю.: Когда я в «Фейсбуке» пишу что-нибудь политическое, это набирает 15 лайков. А когда напишу из разряда funny, – 115.
Люди боятся выражать свое мнение о политике, боятся России.
Россия для многих – оккупант. На 9 Мая они смотрят как на праздник оккупантов. Это хороший политический кирпич для националистических партий, которые сейчас у власти.
«Никто не говорит правду»
ПЭ: В 2015 году Вы одобрили решение крымчан о воссоединении с Россией. Много критики пришлось выслушать по этому поводу?
Я.Ю.: О, да! Меня даже на Украину не пускают, хотя виза туда не нужна. Вот говорят – события 2014 года. Но никто толком не объясняет, почему на Украине началась гражданская война. Кто виноват в этом?
Прочтите книгу Бжезинского. Был такой аналитик Збигнев Бжезинский. Он в 1997 году выпустил книгу «The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives» («Великая шахматная доска: главенство Америки и ее геостратегические императивы». – Прим. ПЭ).
В ней он пишет, что надо оторвать Украину от России, что Россия без Украины – ничто. И посмотрите: Украина никогда не была так далека от России, как сегодня. Это полностью американский проект. Недаром на Майдане бегала посол США Виктория Нуланд.
Украину начали провоцировать еще в 2013-м, когда Януковича пригласили в Вильнюс подписать договор об ассоциации с Евросоюзом. Украину, которая ну так далека по всем параметрам от Евросоюза! В этом договоре ведь не только про экономику. Там большой блок о security – безопасности: членство в НАТО и так далее.
Это было нужно только чтобы спровоцировать Россию.
Еще один пример – война в Грузии. Почему никто не говорит правду о том, как Саакашвили начал обстрел миротворческих сил в касках ООН, которые стояли на границе с Южной Осетией? За неделю до этого у него гостила Кондолиза Райс, которая тогда занимала пост госсекретаря США. Что вы думаете, она не знала, что через неделю он начнет обстрел и спровоцирует Россию? Я не знаю, что она ему обещала и на что надеялся этот человек.
Потом еврокомиссия рассматривала все это и заключила, что войну начал Саакашвили. По поводу действий России там было только одно предложение: «Russian use excessive force» (русские применили чрезмерную силу. – Прим. ПЭ). Но что это значит? Если ты ударил меня, я что тебя гладить должен? Дали в ответ по зубам. Но начал войну Саакашвили. Он – провокатор.
Все это факты. Но об этом никто не говорит. Думаю, российская дипломатия в Прибалтике могла бы быть более агрессивной, чтобы рассказывать все то, о чем я говорю.
«Россия нам не враг»
ПЭ: Как преодолеть демонизацию России и Владимира Путина в странах Балтии?
Я.Ю.: Знаете, когда-то в моей молодости выпускалась «Литературная газета», там была рубрика «Если бы я был директор». Так вот, если бы я был «директором» Латвии, я попытался бы создать Союз балтийских государств. И этот союз выступил бы против санкций, начал политику не против России, а вместе с Россией: развивал бы экономическое сотрудничество, борьбу против военных баз Запада на нашей территории. Чтобы показать прибалтам, что Россия – не враг и не угрожает нам. Россия – наш сосед. В Латвии живут полмиллиона русских людей.
Сегодня в мире другие очаги опасности. Это не Прибалтика и не Европа. Это Китай, Америка, Ближний восток. Но Европа увеличивает военный бюджет. И нас тоже туда втянут. Спрашивается – зачем? У меня такое впечатление, что прибалтийские политики не знают, что такое современное российское оружие. Мы покупаем танки, спускаем деньги в песок, вместо того чтобы выделить их на образование. Следующие войны, если и будут, это будут кибервойны. Никто не станет бегать с Калашниковым по улицам и стрелять.
Мы, прибалты, должны понять, что Россия – это наш реальный сосед, а не идеологическая кукла.
Мир стал совершенно другим. США, Китай и Россия определяют все в мире. Что с Европой? Думаю, она останется на задворках, и американцы скоро станут задом от нее уходить. Для них Россия еще долго будет «врагом номер №1». А поскольку мы подчинены политике США, будем делать то, что Дядя Сэм скажет.
Рисовать какие-то веселые картинки в таких условиях очень трудно. Я не вижу света в туннеле. А если кто-то и видит, то это очень длинный тоннель....