Лавров оценил шансы подрыва Договора об Антарктике
Россия не видит признаков того, что Договор об Антарктике будет подвергаться испытаниям, заявил глава МИД Сергей Лавров.
Деятельность стран в Антарктиде регулируется заключенным в 1959 году Договором об Антарктике. Документ разрешает использовать ледовый континент только в мирных целях: научные исследования, туризм и международное сотрудничество. Его подписали 46 государств. Некоторые из них, в том числе Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили, заявляли о претензиях на части Антарктиды. СССР (Россия), США, ЮАР и Перу оставили за собой право предъявлять такие претензии.
«Думаю, что ни у кого нет настроения подрывать этот Договор. В мае–июне текущего года состоится сессия 43-го Консультативного совещания государств-участников Договора об Антарктике.
Там будут отмечать 200-летний юбилей открытия Антарктиды нашими мореплавателями. Мы не наблюдаем каких-либо признаков того, что Договор будет подвергаться испытаниям», — сказал он в интервью телеканалу «Россия 1» для документального фильма «Антарктида. 200 лет мира».
«Мне кажется, что наоборот сотрудничество на Южном полюсе является образцом взаимодействия государств, которые оставляют в стороне все идеологические разногласия и концентрируются на научных исследованиях, мирном освоении этого действительно общечеловеческого достояния», — добавил Лавров.
Лаврова также попросили ответить «глазами не ученого, а дипломата» на вопрос, ради чего Россия присутствует в Антарктиде с таким количеством станций.
«Вы знаете, здесь нужно прежде всего смотреть глазами ученых. Сомневаюсь, что дипломаты смогли бы совершить такое количество открытий, которые были сделаны нашими учеными. Чего только стоит открытие в конце прошлого века подледного озера (Восток — прим. ред.), которое находится миллионы лет без соприкосновения с земной поверхностью под четырехкилометровой толщей льда», — отметил министр.
По его словам, это «уникальное открытие, которое до сих пор позволяет узнавать все больше фактов о том, что из себя представляет наша Земля, как она произошла».
«Для дипломатии — прямая выгода, потому что это позволяет нам передавать свой опыт, показывать достижения наших людей и тем самым укреплять авторитет России в мире. Это то же самое, когда у нас с экономикой и с наукой все хорошо, то нам легче „делать“ внешнюю политику», — подчеркнул он.
Источник: Ссылка