Преподавание было его жизнью и страстью, одарённым детям он посвятил себя целиком. С бедных, но способных детей денег за учебу не брал и даже помогал им материально. Одарённых детей он определял по одному ему известным признакам, так что рассказанная в начале этой публикации байка вполне могла быть совершенно реальной. Такого количества талантов, как Столярский, не открыл, наверное, больше ни один педагог в мире. Достаточно сказать, что уже в 1913-м его учеником (частным образом) стал 5-летний Давид Ойстрах. Также его учениками были Елизавета Гилельс, Борис и Михаил Гольдштейны, Натан Мильштейн, Михаил Фихтенгольц. И к каждому из своих учеников талантливый педагог сумел найти свой подход, полностью раскрыв детские таланты.
Во время вручения Сталиным Столярскому ордена Трудового Красного Знамени и других подарков, Иосиф Виссарионович спросил: «Довольны? Вы подарили стране музыкантов, а мы вам — это», на что Столярский не постеснялся ответить: «Заберите свои подарки обратно, лучше постройте в Одессе школу для одарённых детей!» Так в 1933 году в Одессе появилась первая в СССР специальная музыкальная школа-десятилетка для одарённых детей.
Выступая в Москве в Наркомате просвещения, Столярский следующим образом выразил свою благодарность партии и правительству за открытие школы (тогда еще она располагалась в Лютеранском переулке, рядом с консерваторией):
«Для меня высшее счастье, что удалось создать чудесную музыкальную школу для детей в Одессе да еще накормить голодных детей. Поэтому разрешите мне поблагодарить товарищей Сталина, Молотова, Кагановича и прочие шишки».
Да, Пётр Соломонович был известен своими высказываниями — его оговорки и курьезные фразы передавались из уст в уста, обрастали легендами. Например, названную еще при его жизни его именем музыкальную школу он называл «школа имени мене». Когда он отправлялся с многочисленными учениками для выступлений в разные города Союза, то говорил, что «везет вагон талантов».
После одного из успешных выступлений своих питомцев в столице он сказал секретарю: «Дай телеграмму в Одессу, что школа прошла с большим фуражом» (он имел в виду — фурором).
А по свидетельству одного из учеников, он сказал однажды: «Нас наградили за нашу работу, но мы не должны забывать то место, из которого вышли». Как говорили в старой Одессе, «не подумайте плохого» — Петр Соломонович всего лишь хотел сказать, что не следует самообольщаться успехами, нужно продолжать настойчиво работать там, где успехи закладываются, в школе, классах.
А вот его знаменитые «перлы», читать которые нужно, конечно же, с «одесским акцентом»:
— Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это твоя зарплата. Ты должен не сразу её израсходовать, а распределить на длительное время.
— Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке — это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку.
— Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели.
— Не надо думать, что слово «скрипка» происходит от слова «скрип».
— Представьте себе, что ваша мама варит варенье, и вы чувствуете запах и предвкушаете его попробовать. Играйте, предвкушая.
— Скрипку нужно держать гордо.
— Сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать конфетки.
— Ваш мальчик — обыкновенный гениальный ребёнок!
— Мне не нужны талантливые дети — мне нужны талантливые родители.
— Деточка, сыграй мне эту фразу, как вкусный борщ!
Стоит отметить, что некоторые из учеников Петра Соломоновича явно переняли от своего учителя не только музыкальные способности, но и чувство юмора и находчивость.
Например, музыковед Соломон Волков рассказывал такую историю. В СССР, начиная с 1933 года, под эгидой Сталина были учреждены Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей. Одним из участников первого конкурса был ученик Столярского — 11-летний скрипач Борис (Буся) Гольдштейн. Сталин пришел в восторг от его игры и пригласил вундеркинда в Кремль, где ему была вручена большая денежная премия. Между вождем и юным музыкантом состоялся такой диалог:
— Ну, Буся, теперь ты стал капиталистом и, наверное, настолько зазнаешься, что не захочешь меня пригласить в гости.
— Я бы с большой радостью пригласил вас к себе, — ответствовал находчивый вундеркинд, — но мы живем в тесной квартире, и вас негде будет посадить.
На другой же день Бусе и его семье была предоставлена квартира в новом доме в центре Москвы.
Во время войны Столярский с семьей был эвакуирован в Свердловск, где организовал детскую музыкальную школу при Свердловской консерватории. Петр Соломонович болел, перенес операцию, мечтал о возвращении в Одессу и отказался от предложения Ойстраха переехать в Москву. В 1942 году умерла жена, а в апреле 1944 года умер и сам Столярский.
Здание школы, названной его именем, было сожжено фашистами. Но уже в 1950-х оно было восстановлено и с тех пор носит имя Петра Столярского. В 1953 году, на пике государственного антисемитизма, его дочь Нелли Петровну, которая работала в школе завучем, освободили от занимаемой должности. Многие ее помнили и, как могли, помогали. Известно, что посылки и деньги присылали Давид Ойстрах и его жена Тамара Ротарева, которая тоже была ученицей Столярского. Умерла Нелли Петровна в 1965 году. Ей так и не удалось издать архив отца. Но ученики Столярского и ученики его учеников работают и тоже учат на всех континентах Земли: в США, Европе, Австралии, Южной Америке, СНГ. И стоит в Одессе памятник Великому Учителю — школа, которая носит его имя.