Текст Гимна СССР, как известно, открывался словами «Союз нерушимый Республик свободных Сплотила навеки Великая Русь». Действующая Конституция Республики Татарстан, к примеру, начинается словами «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа», подчёркивающими особую роль татарского народа в создании и существовании Республики Татарстан. Поправка в преамбулу Конституции Российской Федерации «Мы, русские, в союзе с другими братским народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации» соответствует исторической действительности и отражает важность подтверждения субъектности русского народа в Российской Федерации. Эта поправка никоим образом не задевает равенства представителей русского и других народов России перед законом. Чтобы в случае принятия новой редакции преамбулы Конституции Российской Федерации исключить любое двойное толкование, предлагается слово «соединённые» в дальнейшем тексте употребить в единственном числе «соединённый». Таким образом будет подчёркнут факт принятия Конституции Российской Федерации от имени всего многонационального народа Российской Федерации».
10 февраля Затулин внёс свою вторую поправку. Он предлагает дополнить преамбулу обязательством Российской Федерации сохранять и упрочивать связь России с соотечественниками, проживающими за рубежом, поддерживать и защищать их культурную самобытность.
В пояснительной записке говорится, что «даже единократное употребление слова «соотечественник» в Конституции было бы огромным шагом вперёд для консолидации всего Русского мира». Затулин: «За пределами России, по разным оценкам, сегодня проживает от 25 до 35 миллионов человек, выходцев из Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации, а также их потомков по прямой восходящей линии, по своему происхождению относящимся к народам, исторически проживающим на территории современной Российской Федерации. Это и есть наши соотечественники за рубежом — люди, в большинстве своем говорящие и думающие на русском языке, считающие родной русскую культуру и поддерживающие связи с Россией. Это — большой Русский мир, который с заинтересованностью следит и сопереживает событиям, происходящим на исторической Родине, и конечно, ждёт, что в новом тексте Конституции России найдётся место российским соотечественникам как неотъемлемой части российской истории, фактору в её современной жизни… Возвышение отношений Российской Федерации с соотечественниками, проживающими за рубежом, до конституционного принципа даёт данному направлению государственной деятельности новое звучание, показывает соотечественникам и всему миру то высокое значение, которое придаёт связям с ними российское государство. Это принципиальное положение особенно актуально с учетом современного международного положения Российской Федерации. Предлагаемая для включения в преамбулу Конституции формулировка: «сохраняя и упрочивая связи Российской Федерации с соотечественниками, проживающими за рубежом, поддерживая и защищая их культурную самобытность,» — имеет исключительно гуманитарный смысл, раскрывающийся в области культуры, образования, миграции и гражданства, защиты прав человека. Предлагаемая поправка показывает соотечественникам, что Россия берёт на себя обязательства не только облегчать возможности получения российского гражданства и переезда в Россию, но и заботиться о сохранении их культурной самобытности в странах проживания, где миллионы соотечественников являются, по сути, коренными жителями».
Предложения Затулина вызвали крайне эмоциональную реакцию со стороны некоторых медийных персон. Так, в ходе очередного выпуска программы «Вечер с Владимиром Соловьёвым» (где депутата поддержал политолог Сергей Михеев), на Затулина обрушился кинорежиссёр, кинопродюсер, генеральный директор и председатель правления Киноконцерна «Мосфильм», заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член коллегии Министерства культуры РФ, член правления Союза кинематографистов России, член Центрального штаба ОНФ, член совета директоров Первого канала и член конституционной рабочей группы Карен Шахназаров. Мэтра сильно разгневала «русская» поправка. Он требовал «понимать психологию инородцев, таких, как я», угрожал, что «русский народ потеряет своих союзников внутри страны». В полемическом запале народный артист РФ, к сожалению, опустился до передёргиваний. Обвинял Затулина в стремлении сделать нацменьшинства людьми второго сорта и даже сравнил его позицию с идеями власовской РОА. Обращаясь к русским в целом, Шахназаров воскликнул: «Да, надо чем-то жертвовать!» (имея в виду отсутствие упоминания русского народа в Конституции).
Ладно, уважаемый режиссёр просто не понимает разницы между подтверждением субъектности и закреплением превосходства. Тем временем в Сети разбушевался политолог, постоянный клиент федеральных телеканалов Геворг Мирзаян. Доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ (ранее уроженец Узбекистана работал в Институте США и Канады РАН) хорошо знаком зрителям ток-шоу своими яркими рубашками/галстуками и репликами по абсолютно любой тематике. «Русская» поправка Затулина выбесила его напрочь, заставила растерять весь деловитый лоск. На либеральном портале «Сноб» Мирзаян опубликовал статью «Стержневая нация и унтерменши. Как поправка о «русских» вдохновила националистов». Умеренная, корректная инициатива Затулина в глазах Мирзаяна — «констатация приоритета русских над другими «унтерменшами»», «откровенная дискриминация и деление народов России на первый сорт и второй», «компенсация комплексов», «агрессивный национализм». О как. На своей странице в Facebook г-н Мирзаян истерит, хамит, голося о «борцунах за права русских», «куче недоумков», «убогих», которые «обладают пещерным сознанием и откровенно тупы». Жонглирует (будучи атеистом) расхожим тезисом о том, что «христианство как религия отвергает деление людей на национальности». Ничтоже сумняшеся, манерный телепузик выдвигает требования к властям. Кремль, по его мнению, «должен убрать» всех нас «из федеральных медиа, а также из институтов, которые занимаются межнациональными отношениями — того же Института стран СНГ». Геворг Валерьевич настоятельно рекомендует: «Власть должна и дальше внедрять в российское общество понятие наднациональной, гражданской нации «россияне», а также стимулировать россиян связывать свою идентичность прежде всего с ней».
Мирзаяну ответил заместитель директора Института стран СНГ, постоянный автор «Завтра» Игорь Шишкин: «Геворг, Вы наглядно показали, как жутко слово «русский» действует на интеллигента-россиянина. Эмоции зашкаливают настолько, что и следа не остается ни от воспитания, ни от образования, ни от здравого смысла. Доказательства? 1. Подзаборное хамство в адрес оппонентов. 2. Дикое по степени невежества утверждение о том, что христианство отвергает деление людей по национальности. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Послание к Галатам. Гл.3). Впрочем, может быть Вы искренне верите в то, что христианство отвергает деление людей на мужчин и женщин и, соответственно, извращенцы всех мастей и есть истинные христиане? 3. Вы, ни много, ни мало, обвинили народ Армении в отказе от христианства. Если христианство отвергает деление людей на национальности, как Вы утверждаете, то упоминание армянского народа в Конституции Армении, по Вашей логике, делает Армению антихристианской страной. Таких оскорблений Армении я давно не встречал. Вот до чего интеллигента-россиянина может довести предложение внести в Конституцию России слово «русский»».
Историк, заместитель главного редактора «Царьграда», экс-замдиректора РИСИ Михаил Смолин: «Мирзаян наезжает на Константина Затулина, предложившего свою редакцию преамбулы Конституции «Мы, русские, в союзе с другими братскими народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле». Мол, в такой формулировке русские выступают не в культурном, наднациональном смысле, а в этническом. Помилуй Бог, русские выступают в этническом смысле. Форменная катастрофа. Скандал. Большинство в более чем 80 % процентов населения посмели себя как то обозначить. Реальное безобразие. А где же всё то, за что боролись долгие годы все «приличного вида люди»? Где свобода, равенство и братство? Где демократия? Как только русские выходят на сцену истории, все понастроенные революционные декорации начинают рассыпаться. Реально страшно некоторым товарищам. Хочется спросить, а почему от него не было слышно протестов по поводу Конституции Татарстана, где написано следующее: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…» и далее по тексту. Или по отношению к тексту Конституции республики Удмуртия: «Удмуртия — государство в составе Российской Федерации, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии…» (статья 1, пункт 1). Какая-то очень выборочная эта борьба с «великорусским шовинизмом» и какой-то странный этот интернационализм, весьма дискриминационно и избирательно применяемый… Кроме России у русских нет другой Родины. Русские создали свой Дом, который называется Россией. И Конституция этого Русского Дома не может игнорировать эту объективную реальность. Национальное самосознание русских уже не такое квёлое, как оно было в 90-е годы. Да, кому-то может казаться, что русские ослабели, стали мало рожать детей, и что это может быть поводом держать их за бедных родственников в их же собственном Доме. Но это глубоко ошибочное мнение. Все, кто так считают и требуют немедленно «приструнить» неких русских националистов, хотят приструнить не только конкретных, поименованных Мирзаяном людей, а в целом русских, чтобы они не высовывались со своими естественными требованиями».
***
В преамбуле Конституции РСФСР от 12.04.1978 говорилось о «русском народе, всех нациях и народностях», которым обеспечены «благоприятные условия для всестороннего экономического, социального и культурного развития, с учётом их национальных особенностей».
А вот как будет выглядеть преамбула Конституции России, если примут поправки Константина Затулина: «Мы, русские в союзе с другими братскими народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сохраняя и упрочивая связи Российской Федерации с соотечественниками, проживающими за рубежом, поддерживая и защищая их культурную самобытность, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
О конкретных формулировках можно и нужно спорить. Но всполошившаяся публика мечтает отказать нам даже в самой возможности дискуссии по «русскому вопросу».