При экс-президенте Петре Порошенко крымскотатарские пацаны во главе с неким Айдером Муждабаевым, очередным российским гастарбайтером-оборотнем на службе майдана, получали деньги бесконтрольно. Потому что лизали «патрона» в лучших восточных традициях, и эта работа языком открывала щедрые закрома «нэньки». А как там поливали кандидата в президенты Владимира Зеленского! Сам Порошенко заслушивался.
Теперь вот лафа кончилась. И даже не потому, что Зеленский типа «мстит». Его «зелебобики» и соросята из Кабмина так наруководили и нареформировали, что теперь каждая копейка в госбюджете на счету. Вон даже пенсии старикам собираются урезать, чтобы те с голодухи и отсутствия денег на медикаменты быстрее дуба дали и освободили пенсионный фонд от непомерных долгов.
Но Зеленскому подули в уши. То ли неслабо пригревшиеся в Киеве руководители меджлиса Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев, то ли с их подачи недавно посетивший Киев президент Турции (там до 6 млн. человек крымских татар) Реджеп Тайип Эрдоган, кричавший караулу «Слава Украине!» Но крымскотатарские дрожжи упали в нужное отверстие в нужнике, и Зеленского внезапно прорвало на эту тему. Он не только пообещал деньги каналу «ATR», но решил узаконить 26 февраля как официальный «День сопротивления оккупации Автономной Республики Крым». Зеленский заверил всех участников форума «Age Of Crimea Forum 2020», что Крым не снимается с повестки, что он не может стать ценой мира в Донбассе, и что Украина должна и будет поддержать людей, которые остались на «оккупированном полуострове». При этом он невольно действительно приоткрыл свой источник «крымского припадка»: рассказал, что на тёрках с Эрдоганом была достигнута договорённость о строительстве для крымчан 500 квартир на турецкие деньги.
Потом он впал в лёгкую фантазийно-словесную прострацию, пообещал, что «наш чемпион Усик проведёт бой в Судаке, Джамала даст концерт в Коктебеле, а Сенцов представит ленту в Ялте», и затих. И просто интересно, что после этого о нём думает Сурков?
Да-да, Сурков, который после ухода в отставку с «украинского направления» в Кремле как бы напутствовал своих сменщиков: «Украины нет. Есть украинство. То есть, специфическое расстройство умов. Удивительным образом доведённое до крайних степеней увлечение этнографией. Такое кровавое краеведение. Сумбур вместо государства. Борщ, Бандера, бандура есть. А нации нет. Брошюра «Самостийна Украйна» есть, а Украины нет. Вопрос только в том, Украины уже нет, или пока ещё нет? Я, как ни странно, укрооптимист. То есть, считаю, что Украины нет пока. Но со временем она всё-таки будет. Принуждение силой к братским отношениям — единственный метод, исторически доказавший эффективность на украинском направлении. Не думаю, что будет изобретён какой-то другой».
Ещё круче обстоят дела с крымскотатарской автономией в Украине. Даже не так: не только на Украине, но и на самом полуострове, который сегодня стал равноправным субъектом Российской Федерации — Республикой Крым, но без всякого национального окраса. О том, что это многонациональный регион, говорит только тот факт, что в Крыму три государственных языка — русский, украинский и крымскотатарский. И все народы, носители языка имеют равное право на развитие и использование родных языков.
И в этом плане Россия ближе всего подошла к воплощению исторической справедливости в отношении жителей Крыма. И вот почему: все же претензии крымскотатарских активистов из меджлиса (кстати, запрещённого в России) сводятся к тому, что на Украине есть только два коренных народа — крымские татары и украинцы, а в Крыму так и вообще «коренные» только татары». Потому что на земле нет больше земли, которую они могли бы назвать «своею». Следовательно, Украина после «освобождения Крыма» обязана-де представить полуострову статус крымскотатарской автономии. А пока с «освобождением не складывается, то потренироваться на кошках — на Херсонщине.
И со статусом крымских татар на полуострове никто не спорит. С момента завоевания полуострова в 1239 году ханом Батыем, который через год сравнял с землёй и Киев, на полуострове действительно начал зарождаться оформляться крымскотатарский этнос. Сначала в улусе Золотой Орды. Потом, с 1441 года, как самостоятельное государство — Крымское ханство. Продержалось оно независимым 34 года и с 1475 года продолжило своё существование под протекторатом Оттоманской Порты (Турции).
В 1783 году Крым вошёл в состав Российской империи, и с тех пор особо никуда не рыпался. Поддержавшие Адольфа Гитлера крымскотатарские антисоветские активисты накликали беду на свой народ — за коллаборационизм вождей он ответил целиком — депортацией в 1944 году. Но потом депортацию осудили на высшем государственном уровне, разрешили возврат в Крым, и с тех пор никто и никогда не ставил под сомнение, что Крым — это родина крымских татар.
Но только для них ли, пришедших на полуостров в XIII веке, Крым — родная земля и другой нигде больше нет? Это хороший вопрос. И не риторический и даже не только дискуссионный, потому что Крым своей родиной считают ещё несколько народов. Самый древний — крымчаки, немногочисленные еврейские тюрки, исповедующие талмудический иудаизм — вообще образовались и ведут свою родословную из Крыма, начиная с I века до нашей эры. Точно так же Крым считают своей родиной караимы — немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных протокипчаков, основавшаяся и оформившаяся в народ в Крыму в VI-X веках. В конце концов, нельзя забывать и то, что до появления крымских татар на полуострове в XI-XII веках существовала часть древнеславянского Тьмутараканского княжества, населённого, как вы понимаете, славянами. Есть ещё урумы греко-татары — один из народов Крыма и Северного Приазовья, у которого тоже есть свой родной язык, и нет другой земли, кроме полуострова.
Да, эти народы немногочисленны и рассеяны по всей планете. Да, их ассимилируют и растворяют в себе более крупные этносы. Но они есть. И, например, в 1994—1998 года народным депутатом Украины от Крыма был мой знакомый, экс-председатель Бахчисарайского горсовета и почётный гражданин Бахчисарая Юрий Коген, караим по национальности. И не простой, а, как шептали все вокруг, потомок древнего караимского царского рода. Он сам отмалчивался при расспросах на эту тему, но с 1996 по 2005 год был председателем Всеукраинской ассоциации «Крымкарайлар», далее — её почётным председателем, а с 2000 по 2006 год — членом Совета представителей общественных организаций нацменьшинств Украины.
Юрию Когену сейчас 82 года. Но он, повторяю, есть. Как есть и его народ. Как стоит во всей красе в Киеве на улице Ярославов Вал здание караимской кенассы (молитвенного дома), «оккупированного» сегодня украинским Союзом театральных деятелей. Подарил это здание Киеву видный и богатейший купец Соломон Коген, вложивший в её строительство 125 тысяч рублей. Уроженец Евпатории, предприниматель и меценат, табачный фабрикант и глава общины киевских караимов, он основал торговый дом «Коген и Шишман» и на рубеже XIX-XX веков в Киеве по градации чистого дохода занимал восьмое место (перед Бродскими и Терещенко). Его табачная фабрика «Империал Тобакко Продакшн Украина» и сегодня работает и входит в четвёртую в мире табачную империю «Imperial Tobacco Group».
А рассказываю я это к тому, что Соломон Коген умер в 1900 и был похоронен в Киеве на Зверинецком караимском кладбище. Советская власть стёрла с лица земли этот погост, но у Соломона тоже не было другой родины, кроме Крыма. И он тоже имел бы право на автономию, как его сегодня имеют Юрий Коген, другие караимы, крымчаки, урумы и те же потомки славян, итальянцев-генуэзцев, греков, ромеев, армян, немцев, болгар, которые появились и укоренились на полуострове на века раньше, чем крымские татары. И они тоже помнят свою историю. И они — тоже коренные.
Противно об этом писать, но чтобы противостоять политическим крымскотатарским спекуляциям, приходится — от депортации при советской власти в Крыму в 40-ых годах прошлого века пострадали не только крымские татары. Были изгнаны со своей родины около 60 тысяч крымских немцев, несколько сотен итальянских семей, всего в течение мая–июня 1944 года из Крыма были депортированы 15 040 греков, 12422 болгар, 9 620 армян.
Все они и их потомки получили возможность вернуться на свою историческую родину. Больше всего, почти 250 тысяч, вернулось крымских татар. И Украина много делала для того, чтобы возвратившиеся вновь обрели свою родину. И когда после госпереворота 2014 года на Украине напуганные крымчане (в том числе, и большинство крымских татар) проголосовали за уход в Россию, то Москва продолжила курс на обеспечение мирного сосуществования и развития народов Крыма. Уже 21 апреля 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В июне Госсовет Крыма направил в правительство России представление с предложением включить в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации крымских караимов и крымчаков. В 2015 году Культурно-просветительское общество «Кърымчахлар» перерегистрировано в Общественную организацию «Крымское общество крымчаков «Кърымчахлар», в которую вошли местные национально-культурные автономии крымчаков городских округов Симферополя и Керчи.
И перечислять подобные документы и меры можно бесконечно. Несмотря на все остающиеся проблемы и возникающие неурядицы разного калибра и периодичности, они и обеспечивают сегодня политическую стабильность в Крыму. И то, что большинство крымских татар, к сожалению для Киева, не хочет возвращаться на Украину. Добровольно не хочет, а не «под дулами автоматов», о чём любят поговорить в Киеве и в меджлисе.
Вот о чём должен был бы знать президент Зеленский, впадая в крымскую истерию и обещая кому-то «освобождение и возвращение Крыма». Крымские татары уже обрели в Крыму свою малую Родину, а большая Родина — Россия — их пока не подводит. В том числе, реальными делами, а не несбыточными обещаниями