Мой хороший знакомый поляк, когда услышал, что у нас есть подтвержденный факт заражения вирусом, сказал: это же вы к нам едите, и мы все теперь заразимся. На следующий день был подтверждён факт заражения в Польше — только вот из Германии», — рассказывает заробитчанин Мирослав Петров.
Кстати, первый случай смерти от коронавируса в Украине — это 71-летняя украинка, которая вернулась из Польши.
«Бабка, у которой мы снимаем дом, запретила брату приехать, мол, он вирус привезет. А в новостях показали тут что в Украине люди падают на улицах и их никто не лечит», — рассказывает Юлия Дашина из Варшавы.
Те предприятия, которые не закрылись, ввели жесткие меры профилактики вируса.
«Ручки на дверях обмотали бинтом, пропитанным хлоркой. У других поставили будильник и каждый час заставляют мыть руки и проходить дезинфекция», — рассказывает живущий в Варшаве Владислав Марющенко.
В салонах красоты и у частных мастеров, которыми работают много украинцев в Польше, работы тоже сильно уменьшилось.
«Куча отмен, потому что закрыли университеты, люди уехали. В салоне красоты пустота, как никогда. Мастера просто сидят», — рассказывает парикмахер из Познаня Анастасия Нестеренко, которая тоже собирается вернуться в Украину, к родителям, объясняя, что так хоть на оплате жилья сэкономит.
Другие, наоборот, готовы сидеть за границей до победного конца, несмотря на сокращения и отсутствие клиентов.
«Неясно, когда границы обратно откроют, да и надо будет карантин проходить. А тут все равно работа найдется, все-таки в Польше не такая критичная ситуация с коронавирусом, как в Италии», — говорит нам львовянин Владимир Малькут, работающий под Варшавой на стройке.
«Раиса просила забрать в больницу, ей отказали, она умерла»
Аналогично разделились мнения среди заробитчан, работающих в Италии. Кто-то планирует оставаться, опасаясь, что потом будут сложности с возвращением в Италию.
«Я работаю уже три года в одной семье помощницей по хозяйству, получаю около 1,5 тысячи евро, меня все устраивает. Да и медицина тут лучше, чем в Украине — вот где точно сейчас можно заразиться, просто скрывают реальное количество заболевших, мне кажется. К тому же, не хочу подвергать риску родных и близких, если вдруг у меня вирус», — признается тернопольчанка Юлия Сагайдак, работающая в Риме.
Правда, тех, кто хочет все же вернуться домой любыми путями становится все больше.
Во-первых, многие теряют работу, так как закрывается сфера услуг, в которой работало много украинцев. И мигрантов увольняют в первую очередь.
Во-вторых, действительно люди боятся заразиться.
Особенно заробитчан напугала недавняя смерть от коронавируса 65-летней киевлянки Раисы Малышевой, которая работала «баданте» (сиделкой) под Брешией, в эпицентре болезни, и заразилась от своих «сеньоров» — пожилой итальянской пары, за которыми ухаживала.
«Раисе было плохо две недели, она просила отправить ее в больницу, но ей отказывали, видимо, чтобы не заморачиваться, и госпитализировали уже когда она была в очень плохом состоянии, а через пару дней умерла в реанимации. Другую сиделку с высокой температурой вообще выставили на улицу», — рассказывает Марина, подруга Малышевой.
Многие заробитчане с признаками болезни уже уехали в Украину. Это мы выяснили из рассказов украинцев в Италии.
«Кто-то не хочет остаться беспомощным вдали от дома, как Малышева. Кто-то хочет успеть домой к Пасхе. А поскольку после 17 марта добраться в Украину можно будет только на машине, ищут способы, как доехать автомобилями, объединяются в соцсетях», — говорит Наталья Струк из Милана.
Несмотря на заверения украинских властей, что украинцев будут эвакуировать, большинство опрошенных нами заробитчан на это не надеются. Полагают, что несколько самолетаов могут послать, чтоб власти сделали пиар на эвакуации. Но нереально вывести десятки тысяч украинцев, которые живут и работают в Италии и хотят вернуться в Украину. Поэтому, в основном, расчитывают на свои силы.
Либо вообще не собираются пока покидать Италию.
«Правительство приняло решение об эвакуации граждан Украины из Италии. Учитывая нереальность выполнения этого решения, отважусь допустить, что это решение принято для отвлечение внимания от скандала с Ермаком и Донбассом», — пишет на своей странице в ФБ главред Украинской газеты из Рима Марьяна Сороневич, отмечая, что остается в Италии, «для добра моей Родины».
«Грозятся сжечь хату, если мама из Италии вернется»
На Западной Украине возвращение заробитчан вызывает разные эмоции. Одни относятся спокойно, надеясь, что на границе будут отправлять на карантин людей с симптомами. И даже шутят по этому поводу.
«Ну хоть „бабуси” из Италии за своими внуками присмотрят, а не за чужими стариками. Главное, чтобы не заразные были», — говорит львовянка Вероника Дубровна.
Другие очень напуганы и переживают, что «итальянцы» могут заразить пол-Галичины даже несмотря на закрытые границы.
«Наши люди такие, что найдут дыру на границе, как проехать. Ума у них, похоже нет — едут заражать нас, подвергают опасности столько людей. Это же натуральные убийцы», — делится Оксана Балюк.
«Их всех нужно обязательно изолировать и заставить пройти санитарные проверки, даже если температура в порядке. Хотя я не верю, что у нас кого-то будут проверять на границе, это фикция. Бесконтактные термометры дают сбои, да и то, что будут на карантин отправлять, мало верю», — рассуждает Галина Ворон.
Также галичане боятся, что риск подхватить коронавирус вырастет как раз на пасхальные праздники, когда люди пойдут в церкви.
«Это ж как все начнут иконы целовать, как та старушка, которая вернулась из Польши и потом умерла. Первым же делом после возвращения из своих „италий” наши бабульки побегут в храмы, молиться за здравие, и так заразят кучу народа», — волнуется львовянка Мария Сивак.
Есть случаи, когда родственников некоторых заробитчан уже предупреждают, чтобы те «не совались» в Украину.
«Мои односельчане меня просто терроризируют: знают, что у меня мама работает в Италии, в Неаполе. Так уже и звонили, и при встрече угрожали. Требуют передать матери, чтобы оставалась в Италии, иначе подожгут хату. А другие просто искоса смотрят», — рассказывает Мирослава Лемех из Яворовского района на Львовщине.