Оружие в законе. "Слуги народа" хотят разрешить украинцам легально владеть пистолетами и применять их у себя дома
Депутаты от фракции "Слуги народа" разработали проект закона "Об оружии", который разрешает гражданам владеть короткоствольным огнестрелом
Украинцам скоро могут разрешить законно владеть и применять для самозащиты огнестрельное оружие – пистолеты и револьверы.
Проект Закона "Об оружии", внесенный депутами от "Слуги народа", сейчас активно обсуждается в рабочей группе Верховной Рады. 2 марта 2020 года состоялось ее очередное заседание.
Что изменит законопроект, выясняла "Страна".
Какое оружие позволено сейчас
Сейчас владение любым видом оружия регламентируется ведомственным актом – приказом МВД № 622 от 1998 года.
Собственно, этот документ – зеркальное отражение подзаконных ведомственных юридических норм об оружии времен СССР, с небольшими изменениями, внесенными в 90-х годах. Изменения касаются тех средств гражданской самозащиты, которых в советские времена не было в Украине – травматических, газовых и электрошоковых.
Сейчас украинским гражданам разрешено владеть гладкоствольным и нарезным длинноствольным огнестрельным полуавтоматическим оружием. При условии достижения 21-летнего возраста и отсутствия судимости. Но приобрести можно лишь длинноствольное оружие – гладкоствольное охотничье ружье, или нарезную винтовку и карабин. Короткоствольным огнестрельным оружием – пистолетами и револьверами обычным гражданам владеть запрещено.
Холодное оружие тоже подпадает под ограничения: хранить и коллекционировать холодное оружие дома можно, хоть сабли и мечи. Но транспортировать – перевозить, пересылать и носить нельзя. То есть силовиков не интересует, что холодное оружие хранится дома у граждан, зато интересует, как оно туда попадает. На право ношения охотничьих ножей охотникам также нужно получать разрешения в МВД.
Кстати, после получения разрешения МВД и покупки, сейчас счастливый владелец обязан хранить свое оружие в сейфе и непременно разряженным. Пострелять в свое удовольствие можно лишь в охотничьих угодьях при условии покупки лицензии на отстрел дичи и охотничьего удостоверения, либо в спортивных тирах.
Тема по расширению легального права на владение оружием активизировалась после Майдана и начала войны на востоке. Когда на руках у людей появились тысячи незарегистрированных стволов.
По этому поводу в обществе шла острая дискуссия - были аргументы и за, и против (о них мы расскажем ниже).
Кроме того, уже давно поднимался вопрос о необходимости принятие закона об оружии, который должен был бы заменить нынешние постановления и инструкции.
Но вплотную к этому приблизились лишь сейчас, когда с соответствующими инициативами выступили депутаты от правящей партии.
Изначально в Верховной Раде было внесено два варианта проектов Закона об оружии. Первый, под номером 1222 от 02.09.2019 года был подан депутатами от фракции "Слуга Народа", юристом Игорем Фрисом и Александром Матусевичем.
Второй, под номером 1222-1 от 20.09.2019 года, разработан и подан целой группой нардепов от "Слуги Народа" - Александром Бакумовым, Вячеславом Медяником, Павлом Сушко, Андреем Одарченко, Кириллом Нестеренко, Юлией Гришиной и Дмитрием Черным.
В декабре 2019 года Комитетом Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности, куда поступили оба законопроекта, было принято решение объединить их в один, а также сформировать рабочую группу по доработке закона.
Что предлагают "Слуги" - пистолет можно иметь, но для обороны дома
Главное в законопроекте – это возможность владения и самообороны короткоствольным нарезным огнестрельным оружием. То есть - пистолетами.Но с целым перечнем ограничений, одно из которых – огнестрельным оружием можно обороняться от преступников лишь дома.
Эта норма закона сейчас обсуждается экспертами рабочей группы, внесены предложения изменить эту норму на право свободного скрытого ношения и самообороны короткоствольным оружием за пределами своего жилища.
Но не факт, что правку удастся оставить в законопроекте. Также маловероятно, что законопроект с такой правкой удастся принять в Верховной Раде, учитывая крайне жесткую негативную позицию по этому вопросу МВД.
Кратко перечислим другие новшества, которые предлагаются в обсуждаемом проекте Закона об оружии.
1. В проекте в понятие "огнестрельного оружия" не включены стволы, изготовленные до 1899 года включительно. Правда, в законопроекте есть оговорка – такие стволы не считаются оружием, лишь "в незаряженном состоянии" - речь идет лишь об унитарных патронах центрального боя. То есть дульнозарядных старинных мушкетов эта оговорка не касается.
Этот пункт закона даст право коллекционерам антикварного огнестрельного оружия свободно им владеть, покупать его на отечественных рынках и за рубежом. Также этот пункт даст возможность для развития экзотических видов стрелкового спорта и охоты – из старинных кремневых мушкетов. Такие виды спорта и охота очень популярны в США и многих европейских странах.
2. В документе есть определение "холодного оружия" - то есть ножей, кинжалов, шпаг и так далее. В процессе обсуждения в рабочей группе ВР рекомендовано вообще исключить из законопроекта термин "холодное оружие".
Обоснование экспертов рабочей группы такое: "термин холодное оружие не имеет однозначных критериев… нет возможности провести четкое разграничение между бытового и хозяйственного назначения, спортивным оборудованием, сувенирными и туристическими изделиями".
Предложение экспертов рабочей группы справедливо – любой хозяйственный нож или топор, а также продающиеся в магазинах мачете можно использовать как оружие. Было бы желание.
3. В ходе обсуждения рабочей группой было предложено убрать пункт законопроекта о причислении к оружию пневматических стволов со скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду, а также рекомендовано уточнить допустимую мощность луков и арбалетов. Сейчас в Украине можно без разрешения владеть арбалетами и луками с мощностью натяжения тетивы до 20 кг. Это требование действительно тормозит развитие спорта и охоты с арбалетами и луками – в США и многих странах Европы мощность арбалетов и луков не регламентируется. А охота с луками и арбалетами признается более гуманной.
4. Рабочая группа справедливо потребовала приравнять "травматы" с короткоствольным огнестрельным оружием. Эксперты обосновали это требование: "ошибочное недооценивание травматического оружия влечет за собой его безответственное применение. На этот тип оружия должны распространяться все те жесткие условия на право его получения, квалификационных экзаменов, ношения и использования его, что и на короткоствольное нарезное оружие".
5. В статье 7, пункте 4 законопроекта эксперты рабочей группы потребовали ограничить возможность награждения огнестрельным оружием: "Человек может быть награжден лишь один раз и одной единицей оружия. Также награжденный огнестрелом или холодным оружием должен служить в ведомстве, которое его наградило". Это актуально – неконтролируемые "награждения" оружием давно стали коррупционной кормушкой для силовых ведомств. В первую очередь – в МВД.
Кстати, эксперты группы настаивают, чтобы награжденные, также как и обычные граждане, сдавали экзамены на специальных курсах на право владения оружием. А также проходили тестирование каждые пять лет.
6. В статье 8, пункт 6 законопроекта запрещены глушители для оружия. Рабочая группа потребовала убрать этот запрет, так как глушители к винтовкам и карабинам не запрещены сейчас и свободно продаются в оружейных магазинах. И это никак не влияет на криминальную ситуацию в Украине.
7. Одно из самых важных требований рабочей группы – передача Реестра разрешений на право владения оружием от МВД в Министерство юстиции. Этот пункт, по идее, призван "присушить" коррупцию на торговле разрешениями на оружия в МВД, заодно убрав из этого министерства многотысячную структуру разрешителей. Впрочем, не факт, что передача Реестра в Минюст не создаст коррупции на выдаче разрешений уже в этом ведомстве.
Далее читать здесь Ссылка