На этом фоне ФРГ следует пересмотреть отношения с Россией и отменить непродуктивные санкции против Москвы, заявил «Известиям» член международного комитета бундестага Вальдемар Гердт. По его словам, в сложные времена страны должны помогать друг другу, нынешний кризис больно ударит по экономике ЕС.
— Санкции следовало отменить еще до этого кризиса, вызванного коронавирусом. Однако теперь, когда закрыты границы, эта тема еще более актуальна, — заявил политик. — Думаю, что этот кризис больно ударит по экономике не только Германии, но и всего ЕС. Однозначно нам следует держаться вместе с нашими соседями, надо восстанавливать товарооборот с Россией, это пойдет на пользу всей экономической системе и будет своевременно.
Вальдемар Гердт также заверил, что поднимет этот вопрос на следующем заседании международного комитета бундестага. При этом неизвестно, смогут ли депутаты собраться в одном здании. Пока немецкие парламентарии переведены на удаленный режим работы. Заседание комитета, скорее всего, пройдет в онлайн-режиме через видеосвязь, предположил политик.
Официальный представитель фракции «Левые» в бундестаге по внешнеполитическим вопросам Александр Ной заявил «Известиям», что также поддерживает инициативу снять санкции с России. Это особенно актуально в свете сложившейся ситуации, подчеркнул парламентарий.
— Правительству следует сосредоточиться на решении насущных вопросов. Санкции против России однозначно не приносят пользы, тем более сейчас, — отметил политик.
В Совфеде «Известиям» заявили: пока шансы на то, что появившаяся в Берлине инициатива найдет отклик среди всех членов ЕС, малы. Основной камень преткновения — позиция канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
— Действительно большая часть немецкого бизнеса заинтересована в снятии санкций. Но я не уверен, что инициативу «Альтернативы для Германии» поддержат другие, системные партии. Даже если поддержат, это предложение упрется в позицию Меркель, которая прочно увязывает вопрос ограничений с разрешением ситуации в Донбассе, — заявил «Известиям» председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
В МИД ФРГ действительно заявили «Известиям», что отмена антироссийских санкций прямо зависит от выполнения Минских соглашений.
По словам сенатора, еще одна препона — сильное антироссийское лобби в ЕС, которому выгодно, чтобы меры сохранялись как можно дольше. При этом политик отметил, что инициатива, даже если будет реально выдвинута одной Германией, несмотря на ее статус локомотива европейской экономики, еще не будет значить общеевропейского «да» снятию санкций с России. Нужно согласие и от Прибалтики, и от остальных членов Евросоюза.
— Однако если коронавирус достигнет исключительно высоких масштабов и убьет экономику ЕС, приведет к колоссальным не только людским, но и экономическим потерям, то европейцам придется рано или поздно преодолеть свою русофобскую позицию и во имя благополучия наших народов отойти от политики санкций, — отметил Алексей Пушков.
Денег хватит только на себя
По мнению немецкого политолога Александра Рара, еще преждевременно давать оценки потерям экономики ЕС из-за коронавируса — во многом потому, что кризис далек от завершения и неизвестно, во что он может вылиться. Но точно ясно, что жизнь в ФРГ замерла, средний бизнес стоит, туризм и все связанные отрасли также провисли, германский экспорт столкнулся с пограничным контролем, отнимающим время.
— Очевидно, что ничего хорошего экономику Германии не ждет. Уже сейчас твердо можно говорить: будет рецессия, замедление темпов производства. Вопрос — как долго это может длиться — до лета или до конца года, — отметил эксперт. — После кризиса 2008 года благодаря деньгам Германии и Франции можно было спасать Европу — Испанию, Грецию, Италию. Но сейчас, при нынешнем масштабе беды, денег у Берлина хватит только на себя.
В последней четверти прошлого года рост ВВП в Германии замер на критической отметке 0,0%. В этом году один на другой наложилось сразу несколько крупных геополитических кризисов: торговые войны ЕС и США, Вашингтона и Пекина, Brexit, проблема с беженцами на границе Евросоюза и Турции.