🌿 СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ 🌿
20 - 22 МАРТА. КОСТРОМА.
Сегодня - День Весеннего Равноденствия. Именно сегодня солнечный Лик Даждьбога сменяется с Хорса на Ярилу. И именно сегодня провожается Марена-Зима. На смену темноте ночи всегда приходит свет дня, а холодную зиму прогоняет весеннее тепло. Морена, сама, будучи воплощением смерти, избегнуть таковой была не в силах.
Помните Велесов День, праздник Бога Мудрости и Чародейства? Ведь это день, когда, по славянским представлениям о земных законах, Богиня Судьбы, Великая Макошь, устраивает суд над Мореной, Богиней Зимы и Смерти, и свергает ее власть.
Теперь вспомните, почему отмечают сороковой день со дня смерти. Потому – что «сорок» - это одно из трех известных славянам чисел, имеющих сакральный смысл. В том числе, Душа достигает Нави, Обители Мёртвых, за сорок дней после смерти.
Ровно через сорок дней, в день весеннего Равноденствия, Велес, Властитель Трёх Миров, отмечает символические поминки по Морене, которая ушла в Навь до следующих холодов. Вот что такое сжигание чучела Морены - Мары, огненный обряд, ритуал, принятый у славян в отношении умерших.
В наши дни обряд сжигания чучела Зимы обычно воспринимается просто как символическое отражение того, что происходит в природе – завершения зимы. Однако в древности, этот ритуал (и подобные ему) был волшебным действом. Его совершали ради того, чтобы Зима ушла в положенный срок; через обряд люди стремились воздействовать на окружающий мир, на своём, земном уровне принять участие во вращении Коло Года…
До сих пор сохранившейся обряд сжигания чучела (а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны не просто Зимы, а олицетворения богини Смерти - Марены. Со всеми почестями, ибо нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться.
Богиня Марена, кроме осуществления отдыха Природы на Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы, наблюдает ещё и за жизнью людей. Когда приходит время душам умерших людей отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена даёт наставления душе каждого умершего человека в соответствии с его земной духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь - в Мир Нави или в Мир Прави и Слави.
Без смерти не может быть жизни и жизнь – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности.
Очень важное место в обрядности занимали костры, раскладываемые, как правило, на высоком месте. Костёр старались сделать как можно больше и выше.
Весна при обряде оттого и именуется Костромой, что начинается с того момента как её зажгут и она тем самым определит начало костровых посиделок.
Топливом для масленичных костров часто служили старые, ненужные вещи, которые собирали со всей деревни. Это праздник прощания с прошлым, с отжившим, то в это время люди избавлялись от всякого старья и ветхого тряпья, а вместе с ними от старых бед и не приятных переживаний.
Для того чтобы Зима, уходя, забрала это с собой, старую рухлядь клали в обрядовый огонь, а старые одежды становились одеждами её чучела. Особое место в подготовке праздника занимало изготовление куклы Марены-Зимы. Этим занимались только женщины отдельно от мужчин. К шесту крепилась перекладина (это плечи), привязывалось туловище и руки из сена-соломы, прикреплялась голова. Наряжали Марену старыми сарафанами и юбками, повязывали платок. Лицо куклы рисовали только девицы угольком. Глаза рисовали обязательно закрытыми, так как Мара-Марена – Богиня Смерти – не должна до своей поры смотреть в глаза живым.
Далее подходили к Огневищу, вокруг которого обносили чучело, а участники праздника в это время навешивали на него наузы из верёвочек, платочков, лоскутков старой ткани, ленты, поделки из соломы, дерева и так далее, мысленно вкладывая образ всего того, от чего желали избавиться.
По завершении Коло (круга) Марене «открывали» глаза, дорисовывая их угольком. Взглянув на прощание в лицо жизни, она забирает с собой все слабое, ветхое, отжившее.
Мужчины уже "усопшую" Зиму со всеми почестями водружают на погребальную краду и торжественно сжигают.В это же Огневище подбрасывали зерно, блины, солому, старые вещи,маленьких кукол Марены, которые изготавливали накануне дома и на которые наговаривали пожелания счастья и здоровья.
Когда костёр разгорится, заводят хоровод противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки) и провожают сгорающую Зиму песней:
"Ты прощай, прощай, Зима-Зимушка!
Ты прощай Зима-Морьяновна!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Загорайся, сгорай без остаточка!
Гори, гори ясно, чтобы не погасла,
Чтобы не вернулась, бедой не обернулась!"Хоровод – совместное коловращение, сотворчество. Направление движения в хороводе создает особый вихрь либо вовнутрь (притягивает) – это ход посолонь (по часовой стрелке, по Солнцу), либо наружу (отдает, высвобождает) – ход противосолонь (против часовой стрелки). Основной смысл хоровода в том, чтобы люди отпустили Силу Зимы в мир Нави (противосолонь), вошли в Правь, где притянули, собрали Силу Весны (посолонь) и принесли ее в Явь.
Проводы Зимы проходили весело: с шумом, гамом, смехом, всевозможными потешными представлениями – но мало кто из наших современников знает о том, что в старину существовал обычай веселиться и смеяться на похоронах. Существует мнение, что ритуальный смех утверждал жизнь, служил оберегом от смерти. А вот широко распространённый обычай глумиться над чучелом Зимы и осыпать его бранью вряд ли имеет древнее происхождение. Нелепо выглядит предположение, что наши пращуры могли так поступать с изображением почитаемого ими божества. Скорее всего, он возник позднее, когда древняя Традиция подверглась многочисленным искажениям…
А когда Марена уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. Начиналась неделя праздника, в честь Отмыкания Сварги, которое свершал Ярило – Солнце, спускающийся к ещё дремлющей Богине Матери Земле, знаменующая приход Весны-Костромы, Масленицы.
Масленичная седмица издревле почитается в народе как пора удали молодецкой да игрищ, забав да гуляний весёлых череда.