Казалось бы: «Надежды померкли. Но приходит Михаил Борисович и вновь дает нам уроки мужества. Вот путь, по которому мы можем и должны пойти...» – считает академик.Конечно, «когда хочешь польстить, главное – не оказаться в этом деле гомеопатом». Но академик оказался таким не гомеопатом, что вчуже оторопь берет.
Комментаторы трудов Ленина – Сталина тоже не чурались похвал гениям марксизма, но до таких высот редко у кого доходило – хотя, казалось бы, чего стесняться.
Стилистически академический текст можно сравнить разве что с фольклорными сборниками Института мировой литературы, академические работники которого сочиняли былины, сказания, песни и частушки о вождях –Куплю Ленина портрет,
Золотую рамочку.
Вывел он меня на свет,
Темную крестьяночку.
или
Приходи, весна красна,
Времечко весеннее.
Сталин партию ведет
По заветам Ленина.
Представить себе, что реальный колхозник, пребывая в здравом уме и в трезвой (а равно и в нетрезвой) памяти, вздумает музицировать таким образом, было крайне затруднительно, но ведь сотрудники ИМЛИ и не гнались за правдоподобием, а всего лишь отрабатывали пайку. Если не допускать, что погорелый академик впал в пионерское детство, остается тот вариант, что работодателем был применен принцип, открытый еще в середине 90-х годов министром экономики РФ Е. Г. Ясиным – «Плати деньги, и люди потянутся к тебе».
Тем более что и прецедент уже был. В 2007 году вышла книга В. В. Панюшкина «Узник тишины: История про то, как человеку в России стать свободным и что ему за это будет», в которой М. Б. Ходорковский был изображен в розовой краске, чрезмерной даже для святочного ангела.
Но рецензиями и житийными биографиями вопрос не исчерпывается. М. Б. Ходорковский оказался крайне плодовитым автором, причем в тот период его жизни, когда он находился во глубине сибирских руд, что вроде бы недостаточно способствует писательству. За это время вышли в свет книги: «Кризис либерализма» (2004), «Левый поворот» (2005), «Левый поворот 2» (2006), «Введение в будущее. Мир в 2020 году» (2006), «Постчеловечество» (2007), «Михаил Ходорковский. Статьи. Диалоги. Интервью: Авторский сборник» (2010), «Тюрьма и воля» (в соавторстве с Н. П. Геворкян, 2012). Тут всякому было бы не до шитья рукавиц.Разумеется, бывали случаи духовного преображения в тюрьме. Карбонарий Сильвио Пеллико стал в заточении ревностным католиком и описал свое покаяние в книге «Мои темницы». Но считать, что и с бывшим главой ЮКОСа было нечто подобное, мешает его последующая активность в интернете. Не все пишут блог-секретари, порой к клавиатуре прорывается сам Михаил Борисович, и тут мы видим неграмотное письмо весьма некультурного человека, причем периодически устраивающего простодушную распальцовку: «Моргала выколю! Рога пообломаю!» Что плохо вяжется с сообщением акад. Пивоварова, что автор пишет на уровне и в манере «Записок о древней и новой России» Н. М. Карамзина, «Философических писем» П. Я. Чаадаева, книг и статей Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и др.
Если не считать, что в душе М. Б. Ходорковского постоянно борются священный старец и уголовник Доцент, остается предположить, что на старца-уголовника работают негры. Вещь довольно обыденная. Собственно, и первую книгу М. Б. Ходорковского «Человек с рублем» (1992) писал журналист Вахмянин.
Да и вообще можно вспомнить «Шахматную новеллу» Цвейга, один из героев которой – чемпион мира босниец Мирко Чентович, чрезвычайно тупой во всех отношениях, кроме передвигания фигурок на доске. «Не обращая внимания на презрительные насмешки своих соперников, которым было известно, что он с трудом может написать связно два слова, выпустил под своим именем книгу «Философия шахматной игры», написанную бедным галицийским студентом по заказу какого-то предприимчивого издателя». При этом у Чентовича было чрезвычайно развито чувство собственного величия, ибо «весьма легко считать себя великим человеком, если ваш мозг не отягощен ни малейшим подозрением, что на свете жили когда-то Рембрандт, Бетховен, Данте и Наполеон».Вероятно, и М. Б. Ходорковский считает себя таковым, ибо его последняя книга носит подзаголовок «Десять политических заповедей России XXI века» – новый Моисей от скромности не умрет. Кстати, если судить о т. Сталине исключительно по поэтике названий его трудов – «Вопросы ленинизма», «О диалектическом и историческом материализме», «Экономические проблемы социализма в СССР», – нельзя не подивиться удивительной скромности вождя по сравнению с М. Б. Ходорковским.
Но известен принцип литературного негра – «любая ваша фантазия за ваши деньги». Главное, чтобы негра устраивал гонорар, а М. Б. Ходорковский платит щедро.
В разные времена такими неграми преклонных годов называли культуртрегера А. Н. Архангельского, писательницу Л. Е. Улицкую, политолога С. А. Белковского. По стилистике и содержанию «Десять заповедей» отчасти напоминают Г. Ш. Чхартишвили (Б. Акунина). Правда, раньше он был достаточный человек, и у него у самого были негры, но времена меняются. А может быть, М. Б. Ходорковский решил сэкономить и нанял негритятами бедных галицийских студентов, нам вовсе неведомых.
В любом случае найти плодовитого стилиста с пониженной социальной ответственностью не является проблемой, и акад. Ю. С. Пивоварову отдадут еще много гениальных книг на рецензию.