Колоссальные вливания и удерживание низкой учетной ставки не дали ожидавшегося эффекта. Это означает, что инструменты мягкой монетарной политики количественного смягчения попросту больше неэффективны. Проще говоря, заливание экономики напечатанными деньгами оживит ее с таким же успехом, как и применение горячего душа для воскрешения окоченевшего трупа. Рецепты монетарного шарлатанства, которые кое-как сработали после кризиса 2008 г., сейчас бессильны.
Оперативную обстановку, в которой оказался Трамп, можно описать формулой: «Отступать некуда — позади Овальный кабинет!» В такой диспозиции у лидера США остался лишь один вариант — идти в атаку. Однако яростное наступление официальный Вашингтон развернул не в направлении решения насущных проблем, анализа и осмысления причин кризиса, а в русле поиска «внешних врагов».
Вместо поиска путей разрешения накопившихся внутренних проблем и противоречий США решили провести скандальный «кастинг» на роль главного виновника мирового кризиса. В качестве источника всех американских бед, вполне предсказуемо, был указан Китай.
Вашингтонский «плач Ярославны»
Еще в середине марта Трамп задавал определенный информационный тон, обвиняя КНР в распространении коронавируса. «Это можно было бы остановить достаточно легко, если бы мы знали, если бы все знали об этом месяцы назад… к сожалению, они не стали делать это достоянием общественности, и поэтому целый мир страдает», — сетовал лидер США.
После нескольких дежурных обвинений 14 апреля Трамп заявил о прекращении финансирования Всемирной организации здравоохранения. Глава Белого дома обвинил организацию в халатности, несвоевременной передаче, сокрытии информации о распространении вируса и поддержке Китая.
15 апреля близкий к республиканцам и Трампу канал Fox News запустил информационную кампанию, оживив уже подзабытую версию о создании коронавируса в недрах Уханьского института вирусологии. В американских СМИ — и консервативных, и либеральных — поднялась информационная волна и вал текстов по теме «ответственности Китая за распространение коронавируса».
Появлялись и вовсе абсурдные публикации и реакции на тему. Профессор университета Теннеси Гленн Рейнольдс в своей колонке общенациональной ежедневной газеты USA Today обнародовал ряд умопомрачительных заключений. Свой текст Рейнольдс озаглавил императивно и недвусмысленно — «Время изолировать Китай на карантин». Профессор считает необходимым «изолирование Китая от остальных цивилизованных государств».
Сенаторы-республиканцы Линдси Грэм и Марша Блекберн и вовсе призвали «финансово наказать Китай», отказавшись погашать долговые бумаги казначейства США на 1 трлн. долл. «Это уже третья пандемия, приходящая из Китая. Они приходят с этих грязных рынков, где у них мыши и обезьяны с вирусом, который затем переносится через еду», — смачно визуализировал свои претензии сенатор Грэм.
Тезис о том, что «Китай скрыл информацию о распространении нового вируса», стал практически шаблонным в официальных выступлениях Трампа и в его любимом микроблоге Twitter.
В недавнем интервью госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Вашингтон пытается убедить власти других государств в том, что Пекин якобы скрыл часть информации по COVID-19, и именно из-за этого ряд стран понесли потери. «Мы также работаем с этими странами над тем, чтобы они точно понимали, что вирус на самом деле появился в китайском Ухане, что власти Китая знали об этом к декабрю 2019 года и не выполнили базовые обязательства, которые лежат на государстве. Что еще важнее, они не выполнили требования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и многое сделали, чтобы скрыть это, мы можем рассказать об этом очень подробно», — многозначительно заявил Помпео.
24 апреля, в режиме видеоконференции, должен был состояться саммит G20, однако мероприятие отменили в последний момент из-за обострившегося спора США и КНР. Вашингтон требует проведения расследования действий ВОЗ относительно ранних действий организации по борьбе со вспышкой коронавируса. Пекин, подозревая, что расследование станет поиском «нужных» доказательств и дополнительной трибуной для антикитайских обвинений со стороны США, выступает против агрессивных требований Штатов.
Можно предположить, что за жалобами и обвинениями США стоит вполне конкретная цель. Возможно, что заученное Вашингтоном наизусть и педантично повторяемое обвинение в адрес Пекина о «сокрытии информации» будет использовано в качестве аргумента по выходу из торговой сделки.
Анализируя итоги подписанного соглашения между США и КНР, которое больше отразило интересы Штатов, «2000» писали: «Умиротворение Трампа — вынужденная, необходимая и глубоко прагматичная мера, на которую пошел официальный Пекин. Это уровень рациональной и взвешенной политики, отражающей ответственный подход мировой сверхдержавы, которая осознает крайнюю необходимость поддержания всеобщего баланса».
В условиях тогдашней конфигурации раскладов в политическом и геоэкономическом контексте Трампа устраивали условия сделки, но баланс сил с того времени кардинально изменился. Некоторые пункты договора, которые тогда были невыгодны Китаю, превратились в очевидный «пассив» США. Например, относительно наращивания Пекином импорта американских товаров, в частности, энергоносителей на сумму в 50 млрд долл. Рухнувшие цены на нефть создали определенный временной коридор дешевых углеводородов. Теперь КНР с удовольствием и большой выгодой может требовать от США выполнять условия сделки, в т. ч. относительно поставок сжиженного американского газа, скатывающегося до весьма «демократичной» цены.
Если тогда торговая сделка отвечала параметрам тактики Трампа по переизбранию на второй срок, то теперь она выступает помехой и явно усиливает позиции Китая, которого нынешняя администрация США считает принципиальным геополитическим оппонентом.
Очевидное и вероятное
Официальный Вашингтон увлеченно сосредоточился на поиске и предъявлению миру и американцам «виновного» во всех проблемах с вирусом. Критикуя Китай и обвиняя в происках-сговорах ВОЗ, американский истеблишмент пока очень далек от предметного анализа внутренних проблем, которые позволили пандемии ударить по США с такой силой. Начать работу над ошибками можно с насущных и локальных вопросов. Например, с состояния, качества функционирования и параметров американской системы здравоохранения.
Вполне справедливый урок, который американцы могли бы извлечь из эпидемии, — это критическая профнепригодность их медицинской сферы. Коронавирус просто растоптал модель частной медицины в США, выставив на всеобщее обозрение ее вопиющие недостатки.
Нью-Йорк стал эпицентром вспышки вируса в США, и ситуация там оказалась критической. Анализируя положение дел в городе, некоторые американские СМИ отмечали симптомы проблемы, но не делали комплексных выводов.
В частности, журналист The New Yorker делился наблюдениями: «Другие врачи и медсестры рассказывали, насколько заболевание обострило существующее в городе неравенство, атакуя бедных людей и представителей рабочего класса, многие из которых принадлежат к темнокожему или латиноамериканскому сообществу и лишены ресурсов для поддержания социального дистанцирования. Они и без того сталкивались с проблемами из-за плохого питания и отсутствия должной заботы о здоровье, что привело к таким сопутствующим заболеваниям, как ожирение, гипертензия и диабет».
Издание The Washington Post, описывая ситуацию с захоронением жертв вируса на безлюдном острове Харт неподалеку от Нью-Йорка, констатировало: «С началом пандемии COVID-19 число захоронений в массовых могилах выросло в пять раз. На острове хоронят малоимущих нью-йоркцев, чьих родственников не удалось найти или если этим родственникам частные похороны не по карману. Если раньше за неделю в среднем хоронили по 25 человек, то сейчас по 120. Похороны проводятся не один раз в неделю, как раньше, а пять. А помощники мэра Билла де Блазио подтвердили, что среди погребенных могут быть люди, умершие от страшного респираторного заболевания COVID-19, которое вызывается новым коронавирусом. С ростом числа умерших в Нью-Йорке возникла новая проблема: переполнены морги, и трупы становятся источником инфекции».
Публицист и бывший сотрудник госдепа США Питер ван Бурен в статье для журнала The American Conservative, пожалуй, сделал самые полные выводы о ситуации в Нью-Йорке, затронув два вопроса — состояние системы здравоохранения и огромное имущественное расслоение общества в США.
Размышляя о проблеме бедности и ее истоках, ван Бурен сопоставляет эти факторы с возможностью и качеством получаемой медицинской помощи. «Причины все те же. Жителей бедных кварталов обслуживают убогие государственные больницы, а не первоклассные частные клиники. У пациента с коронавирусом в опустошенном Бронксе в два раза больше шансов умереть, чем у заболевшего жителя „симпатичного“ квартала. Проблема не в количестве, а в качестве здравоохранения. „Мы в режиме реального времени наблюдаем за расовым неравенством и пандемией бедности“, — сказал один член местного законодательного органа», — резюмирует автор.
Однако подобные публикации — это редкие исключения из плотной шеренги информационного потока, в котором американские СМИ развивают и углубляют тему «вины и ответственности» Китая.
Впрочем, встречаются и почти экзотические, «оригинальные» версии. Например — публикация The New York Times с интригующим заголовком «Долгая война Путина против американской науки». Автор поясняет читателям, что президент Владимир Путин повинен в «десятилетней дезинформации в сфере здравоохранения, которая посеяла панику в США и способствовала распространению смертельных болезней». Пожалуй, это все, что нужно знать об уровне критического анализа в американской прессе первого эшелона.
Гегемония в кредит
В более глобальном смысле текущее положение дел в США можно назвать ускоренным курсом познания азов политэкономии или уроком «Как жить по средствам». Собственно, то, что переживают сейчас американская экономика и общество, — это результат их выбора в пользу стратегии экономического изоляционизма, модели сильного национального протекционизма и эгоизма. Это именно то, что обещал Трамп, и за что голосовали его сторонники.
Крушение системы геополитического доминирования, которую подпитывала основанная на гегемонии доллара международная система торговли, — обратная сторона медали Make America Great Again.
Досада и ярость Трампа в виде лихорадочного оправдания ситуации происками «агентов Пекина» — просто реакция на утрату контролируемости процесса.
Трамп, без ущерба своему переизбранию, собирался постепенно и более мягко утвердить новый стандарт «американской мечты», который отражает принцип «жить по средствам». Однако коронавирус существенно ускорил выполнение президентской программы. Он экстренно «оптимизирует» экономическую структуру США, вызывая неконтролируемые и чрезмерно разрушительные последствия.
Сейчас, издавая жалобные заявления и изрыгая обвинения в адрес «врагов», Америка постепенно учится жить на свои деньги, болезненно отключая кредитный аппарат искусственного жизнеобеспечения своего глобального доминирования.