Иосиф Пригожин
Возьмем топовую звезду. Чтобы сделать гастрольный тур, нужна команда. Которая занимается рекламой, арендует зал, покупает билеты на самолет или поезд, заказывает внутренний транспорт, оплачивает гостиницы... Из прибыли 5% уходит в РАО — композитору и автору треков, 10-12% — забирают кассиры, 6% — налоги, причем и со стороны артиста, и со стороны организатора. То есть, как минимум 30% денег сразу стоит отнять, чтобы увидеть реальную картину. После всех вычетов остается кусок самому исполнителю, из которого он дальше распределяет — на музыкантов, визажистов, парикмахеров, костюмы, на клипы, на покупку песен.
Если мы говорим о кассовых концертах, они — скорее имиджевая история, плюс небольшой заработок. Который скапливается за счет количества выступлений в месяц. А у людей представление испорчено — профессия артиста девальвируется этими «шнуровскими» суждениями. Сейчас тысячи людей остались без работы. Нет халявы, о которой сейчас кто-то пытается рассказывать. Артисты — это такой же народ. Их задача — лечить душу человека, помочь ему, сопереживать, радовать. Артист — не клоун, а профессия, которой нужно посвятить всю свою жизнь.
— В то же время у вас также есть корпоративы. Но сейчас их опять-таки нет…
Иосиф Пригожин
Естественно, они являются хорошим бонусом. И помогают артистам жить немного лучше, чем обычные простые граждане. Что хорошего в том, что во времена СССР гонорар Пугачевой или Кобзона составлял 10-15 рублей. Почему музыкант должен жить в нищете? Искусство — это в то же время недосыпы, перелеты. Знаете, сколько Денис Мацуев проводит времени в воздухе? 1300 часов в год! Мы — половину. Это тяжелейший адский труд. В каждой профессии есть издержки.
— Вы никого не уволили во время пандемии из коллектива? Сейчас многие своих сотрудников заслали в неоплачиваемый отпуск...
Иосиф Пригожин
Мы всем продолжаем платить зарплату — музыкантам, администраторам. И мы, и Киркоров, и многие другие. Есть лейблы, которые также продолжают работу. Взять Black Star. Они же выпускают песни, клипы своим подопечным. Но стриминговые платформы денег не приносят. Эти компании сегодня терпят убытки. Бюджетники хоть 10 рублей, но получают. Музыканты же, актеры, билетеры, все кто соприкасается с искусством, оказались на нуле. А те артисты, которые еще не дошли до пенсионного возраста? Выплаты еще не положены, а работы — нет. У всех ведь свои расходы, семьи, дети.
— К вам никто из коллег не обращался за финансовой помощью?
Иосиф Пригожин
У меня нет нефтяной вышки. Но есть большая семья, коллектив. Я помогаю огромному количеству людей, насколько могу. И не знаю, сколько еще так предстоит платить. А об остальных должно, наверно, позаботиться государство или какой-то фонд.
— А что делать? Какие видите пути решения проблемы?
Иосиф Пригожин
Меня поражает другое. Многие коллеги мне звонят и говорят: жаль, нет такого человека как Иосиф Кобзон. К нему можно было обратиться в любую трудную минуту, и он позаботился бы обо всех. Этакий крестный отец нашей индустрии. Который был в Государственной думе, представлял интересы индустрии, шоу-бизнеса в том числе. Должен появиться лидер — профсоюза или общественного совета.
Который приходил бы в Кремль или в Администрацию Президента и защищал бы наши интересы. Я не претендую на эту роль, но есть ряд людей, которые могли бы взять инициативу в свои руки. А они думают только о себе. Сегодня нет никакой структуры. Во всем цивилизованном мире есть профсоюзы деятелей искусства, кино, музыки. Во Франции, к примеру, существует закон: если человек отработал 50 или 100 концертов, и на следующий год произошло что-то наподобие сегодняшней ситуации, ему от этого объема платят 80%. Надо уметь быть полезными друг другу. А мы живем в абсолютном эгоизме — где каждый сам за себя.
— Шнуров ведь не в первый раз нападает на своих же коллег…
Иосиф Пригожин
И обидно, что наш цех, который меня как бы подбадривает, в публичном пространстве не ответил Шнурову ничего. Да, многие живут по принципу: не тронь говно, вонять не будет. Я попытался ему ответить, представляете, как завоняло! Он — аморальный мерзкий тип, который хайпует и использует людей, на их слабостях делает себе славу. Я не большой поклонник Ксении Собчак.
Но те оскорбления, мат-перемат, который он выливает в сторону женщины, — ну где такое видано. Потеряны границы дозволенного, моральные аспекты. О какой России мы можем говорить, когда мы не уважаем друг друга! Мы даже в одной сфере разобщились, хотя главная цель — держаться вместе.
— Не думаете в суд на него подать?
Иосиф Пригожин
Сейчас в правовом поле мы изучаем вопрос. Работают юристы и адвокаты, серьезная мощная правовая группа. Он в образе алкаша просто толкает брань. И почему-то на это закрывают глаза. Что делают правоохранительные органы? Я вообще не понимаю, почему они молчат и позволяют некоторым людям вытирать о других ноги! Это просто беспредел. Вспоминаю сейчас фильм «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Там была сцена с офицером. Так вот, в какой-то момент мы с вами повернемся и скажем: как же так получилось, что такие как Шнуров становятся лидерами общества, задают ход мыслей.
Ему до Есенина как до Луны, так же как и до Высоцкого. Кому-то нравится жить с такими хамами? Он как в хлеву оплевывает все, что есть вокруг. Трусливый мерзавец, оскорбляющий всех безнаказанно. Но я это так не оставлю.
— Как считаете, когда все восстановится, когда появятся первые концерты?
Иосиф Пригожин
Считаю, что не раньше 21 года. Мы можем рассчитывать на чудо. И лучше все приятно обрадуемся, чем горько заплачем. Не знаю, насколько мы к осени выскочим, посмотрите на количество заболевших, смертей… Выходить с карантина надо осторожно и взвешено. Не мы — катализатор этой беды, весь мир в беде. Люди сейчас должны стать уважительнее и добрее друг к другу, протягивать руку помощи. Но почему-то все наоборот.