По европейским ценам: Белоруссия недоплатила «Газпрому» за 10 лет $ 7 млрд
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заговорил уже и об альтернативных поставках газа в страну — из Европы. По мнению экспертов, в предвыборной риторике лидер государства перешел на новый уровень шантажа. Наладить импорт газа в Белоруссию, в отличие от закупок нефти, будет дорогостоящим мероприятием, которое вызовет серьезный политический конфликт с Москвой, и даже в условиях рекордно низких цен топливо из Европы достанется Белоруссии дороже российского газа. При этом Минск вряд ли хочет привязаться к европейским ценам надолго. Если сравнивать их и стоимость российского газа, то за последние 10 лет Белоруссия выиграла от поставок «Газпрома» $ 7 млрд.
Еще в апреле Александр Лукашенко заявил, что в нынешних условиях цена на российский газ для Белоруссии должна составлять $ 40−45 за тысячу кубометров с учетом логистики, а не $ 127 долларов, как сейчас. Вчера же, 16 июня, глава государства намекнул, что у Минска есть альтернатива поставкам российского газа. «И природного газа хватает уже, идет драка за премиальный европейский и наш рынок между основными игроками, поставляющими природный газ. И альтернатива есть, можно ее найти», — сказал президент Белоруссии во время поездки в Гродненскую область председателю концерна «Белнефтехим» Андрею Рыбакову.
Теоретически Белоруссия может получать газ с Украины, из Литвы и по реверсу из Польши. Наладка поставок топлива по этим маршрутам, однако, сопряжена с огромным количеством экономических, технических и политических проблем. Как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, это невозможно сделать без согласия «Газпрома». Во-первых, он является поставщиком газа в Польшу и владеет оператором газотранспортной системы Белоруссии. Во-вторых, мощности ГТС заняты по действующим между Белоруссией и Россией контрактам на поставку и транзит газа.
Но даже если российский холдинг и согласился бы на альтернативные поставки, то выгоды белорусской стороны крайне сомнительны. Так, например, Украину и Белоруссию связывают два газопровода Ивацевичи—Долина и Торжок—Долина проектной мощностью 35 млрд кубометров. Еще в 2000-х по ним поставляли газ, не более 10 млрд кубометров в год, однако — на Украину. И «Газпром» даже рассматривал варианты развития магистралей для увеличения транзита газа в Европу по украинскому маршруту. «Сейчас газопроводы простаивают, и с украинской стороны нет готовых компрессорных станций, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Поэтому, чтобы запустить реверс, Украине придется вложить немало средств в развитие инфраструктуры и заполнение самого газопровода топливом, что не сделает газ для Белоруссии дешевым».
Из Литвы Белоруссия может рассчитывать на 600 млн кубометров газа в год по газопроводу Вильнюс—Иванцевичи, однако и он рассчитан на работу в другом направлении. То же касается и газопровода Ямал — Европа в Польшу.
Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев замечает, что при очень большом желании технически возможно получать газ по схеме формального реверса. «Так, например, получает газ Украина уже с 2015 года. Это будет газ российского происхождения, из того же газопровода, но купленный уже не у „Газпрома“ а у какого-либо европейского посредника», — эксперт считает, что в случае реверса ни о каких $ 40−45 речи быть не может.
Так, по данным Минэкономразвития Украины, в мае компании страны импортировали газ в среднем по $ 90 за тысячу кубометров. А с учетом затрат на подготовку газопроводов в Белоруссию и маржи компаний газ для Белоруссии по украинскому маршруту, как и литовскому, будет дороже российского.
При этом ситуация с «низкими» европейскими ценами становится яснее, если посмотреть на статистику цен на европейских хабах и российского газа для Белоруссии за последние десять лет даже без учета затрат на транспортировку и маржи трейдеров ЕС. По данным немецкого оператора двух хабов и части ГТС Германии Gaspool, лишь в 2011, 2016 и 2019 годах средняя цена спотового газа была немного ниже стоимости российского газа для Белоруссии (на $ 40, $ 4 и $ 5). И за десять лет Минск недоплатил, если бы покупал по европейским рыночным ценам, $ 7 млрд.
Более того. «По этим ценам (сейчас $ 40−45) на европейском рынке спот продается „лишний“ газ за рамками долгосрочных контрактов. Основные объемы газа на рынке законтрактованы, и их цена привязана по формуле либо к рынку, либо к нефти. Но в любом случае, в среднем стоимость природного газа в Европе выше той, что называет Александр Лукашенко. Нет возможности напрямую покупать газ на хабе в Германии или Нидерландах и получать его в Белоруссии, минуя посредников и не неся затрат на доставку», — объясняет Алексей Калачев.
Аналитик ГК «ФИНАМ» отмечает, что цена в $ 127 за тысячу кубометров — долгосрочная контрактная цена, результат двусторонних соглашений.
«Чтобы получать цену как в Смоленской области, нужно быть областью России. Это внутренняя регулируемая цена, результат всего комплекса социальных, экономических и налоговых отношений в России. Чтобы иметь цену как в Германии, наверное, нужно быть Германией. Или хотя бы входить в Евросоюз», — Алексей Калачев вспоминает, что несколько лет назад в ЕС были цены в десять раз выше, но не помнит, чтобы Белоруссия тогда хотела платить европейскую цену. «И, кстати, в Евросоюзе, в отличие от ЕАЭС, гораздо хуже относятся к бессрочному президентству и государственному дирижерству в экономике. Как ни крути, но все имеет цену, и эта цена не берется с потолка. Можно пытаться сидеть на двух стульях, но невозможно усидеть между стульями», — резюмировал эксперт.
Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что действия Минска по альтернативным поставкам газа будут означать фактически «украинский» политический сценарий, к газу имеющий очень опосредованное отношение.
Ссылка