- Власти делают все для того, чтобы не допустить «площади». Вполне возможно, что им это удастся. Помимо обозначенных крупных фигур сидят и менее значимые гражданские активисты: Павел Северинец, Николай Статкевич и так далее. Им регулярно продлевают арест на 15 суток, видимо, собираются отпустить только после президентских выборов. Кроме того, заканчивается период сбора подписей, когда пикеты можно было использовать для протеста. Впредь все подобные акции будут считаться несогласованными митингами со всеми вытекающими последствиями. А выходить против хорошо натренированных силовиков люди сегодня вряд ли готовы.
- Сколько человек смогли собрать подписи для регистрации кандидатами в президенты?
- Всего в сборе подписей участвовали 14 человек, но из них реально этим занималась лишь половина. В том числе группа Бабарико и Цепкало. Но не факт, что все, кто заявил о достижении отметки в 100 тысяч подписей, действительно смогли это сделать. Например, на позапрошлых президентских выборах у Лукашенко было 9 формальных соперников. Политические карлики были нужны ему для того, чтобы они растащили протестный электорат. Соответственно, таких людей, как Бабарико допускать не выгодно.
- В ЦИК утверждают, что задержание Бабарико - не повод для его выхода из предвыборной кампании. Значит ли это, что он теоретически он сможет принять участие в президентских выборах?
- Формально это так. Только если до выборов суд вынесет Бабарико приговор, его снимут. Но, сказав «А», власти скорее всего скажут «Б». Срубить его на подписях будет тяжело, все-таки он собрал в 4 раза больше подписей, чем было необходимо.
Зато можно придраться к неправильной декларации о доходах, использовав для этого материалы уголовного дела. В Беларуси абсолютно игнорируется презумпция невиновности. Но и это еще не все.
Даже если его зарегистрируют, избирательный штаб уже разгромлен, при этом на него обрушится вся мощь пропагандисткой машины. Поэтому, когда настанет день выборов, белорусам будет легко объяснить, почему у Бабарико всего 3%. Правда, это рискованная стратегия. Мне кажется, что у Лукашенко просчитали вероятность «опрокидывающих выборов», когда противник настолько популярен, что за него проголосуют в любом случае, и решили отстрелить его на взлете.
- Есть вероятность, что Бабарико сам снимется с гонки?
- Для него делом чести является дойти до конца, хотя бы ради чисто символического результата. Правда, не известно, как на него давят в КГБ. Но в любом случае, передать собранные за него подписи другому кандидату он не сможет.
- А протестное голосования за политического карлика возможно, например, если Бабарико снимется в его пользу?
- Скорее, вероятен массовый абсентеизм. Без Бабарико и Цепкало люди могут просто не пойти на президентские выборы. Но власти научились справляться с низкой явкой. До 35% голосующих делают свой выбор досрочно. Плюс в избиркомах сидят надёжные, с точки зрения режима, люди. Нужные цифры нарисуют, вне зависимости от того, что произойдёт в реальности. Технически Лукашенко сможет без проблем оформить свою победу.
- Тогда почему он нервничает?
- Потому что выборы с самого начала пошли не по его сценарию. Выборы ведь не случайно назначили на 9 августа. Он не хотел, чтобы кто-то голосовал. Ему нужно было тихое переизбрание на шестой срок, потому что сегодня воедино слились сразу несколько негативных факторов: коронавирус, проблемы с Россией, падение экономики и усталость населения. В 2010 году средняя зарплата белорусов была выше 500 долларов, а сейчас ниже 500 долларов. Тихо победить не получилось.
В Беларуси началась так называемая «подписная революция», когда люди стали отдавать свои подписи за кого угодно, лишь бы не за Лукашенко. При этом как черт из табакерки вылезли банкир Бабарико и высокопоставленный дипломат Цепкало. Плюс уличное крыло протеста возглавил блогер Сергей Тихановский. Народ очень хорошо отреагировал на новые фигуры и задумался об альтернативе Лукашенко, начали понимать, что выборы - это не ритуал, а механизм ротации властных элит.
Лукашенко понял, что электоральное поле уходит у него из-под ног и решил создать себе тройной запас прочности. Дали отмашку людям в погонах, а они уже без проблем превратили политического противника в банального уголовника.
- Люди примут власть Лукашенко?
- Это большой вопрос. Скорее всего, 9 августа Лукашенко одержит «пиррову победу». Никакой позитивной программы развития страны у него нет. Он никогда не был реформатором и прогрессистом, а в последние годы и вовсе стал замшелым консерватором. Вообще никаких новых идей не появлялось. Не случайно белорусы начинают сравнивать его с Леонидом Брежневым.
Обывателям стало очевидно, что страну завели в тупик. В Польше и странах Балтии зарплата стала выше чем, у нас, хотя в 1990-х они ездили к нам и удивлялись, какое здесь изобилие. Даже Украина догоняет Белоруссию по уровню зарплаты, хотя понятно, в какой тяжелой ситуации она находится.
Что касается поведения остальных жителей республики, то в первую очередь продолжится миграция населения за границу. У нас и так наиболее активная молодежь стремится уехать, теперь это стремление будет еще сильнее. При этом власти поддерживают такое поведение, им выгодно, чтобы недовольные уезжали. Однако все не уедут. Сначала будет фрустрация после разгрома, но потом давление в политическом белорусском котле снова начнет увеличиваться.
Последние две пятилетки Лукашенко были капитально провалены. Все больше людей не видит никакого будущего с этой властью, а у президента нечего им ответить. Это не значит, что революция будет в ближайшие полгода, скорее открывается перспектива дальнейшей деградации и безнадеги, но переизбраться на седьмой срок ему будет еще сложнее, чем сейчас. При этом он будет пытаться, потому что не представляет себя пенсионером.