— Лукашенко не воспринял всерьез изменения в настроениях. При этом речь идет не только о недовольстве текущим экономическим кризисом, который лишь усугубился после долгого нефтяного спора с Россией и на фоне снижения цен на нефть.
— Прежде всего люди возмущены отношением Лукашенко к пандемии коронавируса. Долгое время он отрицал вирус, говорил о «психозе» вокруг него. На этой неделе он заявил, что сам перенес коронавирус на ногах: это должно означать, что не все так плохо. Люди чувствуют себя брошенными наедине с пандемией. Они самостоятельно собирают маски и деньги для медработников. При этом в Белоруссии официально больше случаев, чем на Украине, чье население в четыре раза превышает белорусское.
— Лукашенко недооценил женщин. Он полагал, что оппозиция больше не представляет для него опасности, после того как он не допустил до выборов Виктора Бабарико и Валерия Цепкало, а блогер Сергей Тихановский заблаговременно был отправлен за решетку. Но его жена Светлана Тихановская зарегистрировалась в качестве кандидата от оппозиции. Что Лукашенко думает о женщинах в политике, он ясно дал понять: «Наше общество недостаточно зрелое, чтобы голосовать за женщину». При этом половина белорусских избирателей — женщины. А про Тихановскую он сказал так: «За жену в Беларуси никто не проголосует». 37-летняя переводчица, по собственным словам, в последнее время занималась двумя детьми и домашним хозяйством.
Но именно это и стало сильной стороной Тихановской. В предвыборной кампании она — обычная белорусская женщина, которая вместо мужа решила осуществить глубокие изменения в стране — именно потому, что запугана. Но детей она увезла за границу.
В социальных сетях ее уже изображают Жанной д'Арк. Она требует свободы для мужа и других политических заключенных. «Я не хочу власти, я хочу справедливости».
Тихановская намерена ограничить срок президентских полномочий путем референдума, чтобы затем провести честные президентские выборы. Она борется не одна, а в одной команде с Вероникой Цепкало, женой бежавшего в Москву кандидата Валерия Цепкало, и Марией Колесниковой из команды Бабарико, который также сидит в тюрьме. Символы женщин — кулак, сердце и V как символ победы — теперь можно увидеть повсюду.
Лукашенко пока мало что может противопоставить этой эмоциональной предвыборной кампании. 65-летний президент в государственных СМИ появляется в основном в окружении военных и сил безопасности, которые пока верны ему. Он пытается, как делал уже много раз, разжечь страхи в стране. Он говорит о грозящем Майдане, намекая на смену власти на соседней Украине, предостерегает от революции и массовых беспорядков — например, демонстраций десятков тысяч человек против фальсификации результатов президентских выборов в 2010 году, которые он жестко подавил.
В последнее время Лукашенко попадал в заголовки новостей по двум причинам.
— Он посетил подразделение, известное участием в подавлении демонстраций. Государственное телевидение показало «учения»: техника с защитными решетками ехала прямо на статистов, задействовались водометы, шли люди с защитными экранами и дубинками.
— Позднее Лукашенко приказал задержать 33 российских «бойцов», 14 из которых, по данным СМИ, являются членами российской ЧВК «Вагнер». Они якобы следовали трансфером в африканскую страну. В общей сложности, по данным белорусского руководства, в страну приехали около 200 наемников с целью «дестабилизировать» ситуацию в стране во время предвыборной кампании.
Раскрыта секретная операция в Белоруссии? Звучит как искусный ход сил безопасности Лукашенко. Вдобавок утверждается, что военные сотрудничали с оппозицией. Многие вопросы остаются без ответа. Например, почему у мужчин не было оружия? Какое именно у них было задание? Где другие наемники? Почему после таких обвинений в стране все еще остается российский посол? Критики считают, что это просто очередной масштабный спектакль.
Но для выборов и последующих дней все это не сулит ничего хорошего. Есть опасения, что начнутся массовые фальсификации. Тихановская призвала людей защитить свои голоса. Что, если снова десятки тысяч людей выйдут на улицы — Лукашенко снова разгонит демонстрации силой?
«Надеюсь, Лукашенко не хочет крови», — сказала недавно лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич. Надеется на это и кандидат в президенты Тихановская. Со сцены в Минске она обратилась к силовикам с призывом, чтобы те не выступали против «своих матерей, сестер и братьев» и не били их только за то, что те мирно высказывают свое мнение.