Идея создания копии собора Святой Софии в Сирии появилась в середине июля. Командование «Национальных сил обороны» получило согласие митрополита Хамы на строительство новой церкви. Автор пытается убедить читателя, что этот шаг — не жест доброй воли, а попытка вчерашних оппозиционеров заручиться поддержкой «оккупанта».
Хелд аль-Хатыб (خالد الخطيب)
Al Modon (Ливан): сирийский собор Святой Софии как символ русской экспансии
Подготовка архитектурных и строительных планов по возведению сирийской копии собора Святой Софии начнется уже в августе. Как известно, Набель Абдалла, один из командиров «Национальных сил обороны», подчиняющихся сирийскому режиму, получил согласие епископа Николая Баалбаки, митрополита Хамы, на строительство новой церкви в городе Скальбия на севере провинции.
Стороны уже решили, в каком именно месте будет возведена церковь, а финансированием проекта займется российская сторона. Здание будет представлять собой уменьшенную копию турецкого собора Святой Софии, и решение о его строительстве является первым практическим шагом России в ответ на превращение собора из музея в мечеть.
Православная общественность на севере провинции Хама, лояльная «Национальным силам обороны», приветствовала это решение и сочла его подходящим ответом турецким властям, который имеет большую символическую ценность. Обсуждение идеи создания точной копии собора Святой Софии на севере Хамы началось в середине июля, когда Абдалла объявил о намерении выделить земельный участок для реализации этого проекта. Затем он озвучил это предложение командующему российской военной базы Хмеймим в Латакии, где заручился первоначальной поддержкой. Далее последовали визиты российских лидеров и должностных лиц в штаб вооруженного формирования.
Через несколько дней Абдалла получил поддержку Государственной Думы России в лице Виталия Милонова. Как сообщает российский веб-сайт Федерального агентства новостей, он высоко оценил предложение Абдаллы и считает Сирию подходящим местом для строительства копии собора Святой Софии. Кроме того, по словам депутата, православные христиане в России могут помочь Сирии построить эту церковь.
Поддержку идеи возведения сирийской копии собора подтвердил и визит большой военной делегации с российской базы Хмеймим в город Скальбия, где ее приняли командиры «Национальных сил обороны», местные епископы и церковные чиновники. Члены делегации посетили ряд религиозных объектов и школ города, осмотрели место будущего строительства и пообещали помочь в разработке детальных городских планов и начать работу. Кроме того, российские военные вручили Набелю Абдалле награду в благодарность за сотрудничество.
«Инициатива по строительству церкви Святой Софии на севере Хамы является частью политики сближения и демонстрацией лояльности России. Такой политики православные члены „Национальных сил обороны" придерживаются с 2015 года», — заявил Al Modon журналист Мухаммед Рашид.
По его мнению, эта политика положительно отразилась на вооруженных формированиях с точки зрения увеличения российской военной и материально-технической поддержки и усиления их влияния, в результате чего они фактически стали доминирующей силой в регионе. Рашид сказал: «Командиры „Национальных сил обороны" в городах Мухрада и Скальбия — Набель Абдалла и Симон аль-Вакиль — действуют, как настоящие правители этих регионов, и подчиняются России. В этом им помогает политика местной Православной Церкви, которая органически связана с Русской Православной Церковью».
Как сообщил Al Modon координатор по связям с общественностью в оппозиционной «Сирийской национальной армии» Яхъя Майо, влияние ополченцев Абдаллы и формирований, поддерживаемых Россией в северной части Хамы, резко возросло во второй половине 2019 года, после того как силы режима захватили большие территории в этом регионе, а также южных и восточных районах Идлиба. За этот же период благодаря российской поддержке численность ополчения увеличилась вдвое.
«Похоже, это подходящие время и место для оказания подобной услуги Москве, недовольной решением Турцией в отношении собора Святой Софии. Район, где должно начаться строительство церкви, находится всего в нескольких километрах от баз турецкой армии в северной Хаме, а ближайший среди них пункт — это Мурек. Таким образом, это явная провокация и прямое послание турецкой стороне», — добавил Майо.
Оппозиционно настроенный скульптор Умар Ага аль-Калаа так прокомментировал российский шаг: «Идея строительства копии собора Святой Софии не нацелена на какую-либо внешнеполитическую реакцию. Скорее это попытка русских заручиться поддержкой христианской улицы в Сирии, особенно православных, которых они вербовали с начала вмешательства в конфликт, чтобы использовать для борьбы с оппозицией и помощи своим силам, дислоцированным на сирийской территории. Нынешние действия русских мало чем отличаются от предыдущих инициатив, когда они использовали религиозный и этнический фактор для оправдания своей военной интервенции».
Как пояснил Ага аль-Калаа, решение России и ее сирийских союзников обратиться к православным ополчениям и таким образом ответить Турции (что имеет косвенный и ограниченный характер), свидетельствует о слабости. Так, православные сирийцы надеялись на более решительный ответ со стороны Кремля и не ожидали, что он примет символическую форму и ограничится сирийской территорией.
Православные группировки Абдаллы и Аль-Вакиля возглавляют список тех, кто получает российскую поддержку в рамках «Национальных сил обороны». Фактически Москва начала оказывать им поддержку в начале 2016 года, что стало более заметным в 2018 и 2019 годах. Она включала предоставление оружия, боеприпасов и подготовку в своих лагерях в дополнение к материально-технической и материальной поддержке двух городов, которые в течение многих лет были в прямом контакте с сирийской оппозицией.
В этом регионе Россия также оказала значительную поддержку ополченцам «Куват аль-гадаб» и «45-го батальона» во главе с Филиппом Фаридом Сулейманом. Влияние православных ополченцев в провинции Хама создало новую социальную реальность и вынуждает жителей близлежащих деревень заискивать перед местными командирами и периодически совершать визиты в их штаб, что похоже на выплату дани.
Бывший глава Совета провинции Алеппо (оппозиция) Яхья Наанаа отметил в интервью Al Modon: «Строительство копии собора Святой Софии — это умный шаг со стороны ополчения, лояльного России, и попытка создать символическую связь с российским оккупантом, который будет обязан защищать регион в случае краха режима Асада, а также если оппозиция предпримет какие-то военные действия в направлении своих старых позиций».