Минск является важным военным союзником Москвы на западе, на территории которого расположены военные объекты российских вооруженных сил. Эти объекты, радиолокационная станция «Волга» и центр связи «Антей», имеют большое значение для российской стратегии ядерной обороны. Радар фиксирует пуски американских ракет, а коммуникационный центр используется для связи с российскими подводными лодками в мировом океане.
Однако, в последнее время интеграционные процессы между двумя странами несколько замедлились. Белорусское руководство опасается утраты суверенитета вследствие слишком тесной интеграции с Россией. В то же время, белорусский МИД во главе с Владимиром Макеем и президент Александр Лукашенко в последние годы предпринимали попытки наладить отношения с Западом. Так, в 2009 году Беларусь вошла в так называемое «Восточное партнерство», созданное Европейским Союзом. В 2019-2020 гг. администрации Трампа и Лукашенко пытались восстановить дипломатические отношения, что привело к возвращению американского посла в Минск. Кроме того, Беларусь подписала соглашение о поставках американской нефти, что было негативно воспринято в Москве.
В последние годы Беларусь активно развивает связи с Китаем, причем две страны сотрудничают не только в экономической, но и в военно-политической сфере. Китайцы строят под Минском индустриальный парк, а также помогают Беларуси модернизировать ее военную технику. Страна занимает важное место в инициативе «Один пояс, один путь», являясь важным связующим звеном между китайскими инфраструктурными проектами в Евразии и Европе. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в 2018 году экспорт в Китай увеличился на 25 процентов, а объем китайских инвестиций – на 20 процентов. В прошлом году Беларусь получила от Китая кредит на сумму пятьсот миллионов долларов. Китайский лидер Си Цзиньпин первым поздравил Александра Лукашенко с победой на президентских выборах.
После выборов 9 августа были объявлены официальные результаты, согласно которым действующий глава государства победил с большим отрывом. В тот же вечер тысячи людей вышли на улицы во многих городах страны, чтобы выразить свой протест против фальсификации и других нарушений демократических процедур. Эти протесты с самого начала были скоординированы и сопровождались нападениями на сотрудников правоохранительных органов. После жестокого силового подавления беспорядков оппозиция перешла к другой тактике, известной по опыту цветных революций во многих странах, таких как Украина, Югославия, Кыргызстан, Венесуэла и Боливия.
Соединенные Штаты и Евросоюз не признали результаты выборов, в то время как Китай, Венесуэла, Россия и большинство стран СНГ признали их. Примечательно, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Александру Лукашенко поздравительное послание по случаю избрания главой Беларуси, тем самым фактически присоединившись к антизападному лагерю.
Сторонники оппозиции выступают за проведение новых выборов и последующее отстранение Лукашенко от власти. Они не обнародовали никакой официальной внешнеполитической программы, хотя и просят поддержки у США и Евросоюза. Известный французский философ-глобалист Бернар-Анри Леви, специально прилетевший для этого в Литву, встретился с кандидатом в президенты Светланой Тихановской, одним из лидеров протестного движения. Леви известен тем, что он поддерживал цветные революции и западные вторжения в суверенные страны, где после его визитов нередко вспыхивали революции, беспорядки и войны. Яркими примерами являются его визиты в Ливию, Сирию, Украину и Венесуэлу.
В то же время, белорусские власти опасаются возможной интервенции из Польши под предлогом защиты польского этнического меньшинства, проживающего на западе страны. Министр обороны Беларуси Виктор Хренин заявил в ходе встречи в Гродно 22 августа, что оппозиция и внешние силы могут использовать действия правоохранительных органов в качестве повода для изменения политического курса Беларуси. Именно поэтому в западной части страны белорусские вооруженные силы начали военные учения, чтобы проверить готовность к возможному вторжению. В свою очередь, Александр Лукашенко инициировал проведение митингов в свою поддержку. Они также оказались довольно масштабными, что свидетельствует о глубоком расколе в белорусском обществе.
Сегодня Польша играет активную роль в организации протестов в Беларуси. Участие Польши, а также Чехии и Литвы – это попытка свержения белорусских властей, о чем не раз говорил сам Лукашенко. Варшава и Вильнюс традиционно поддерживают белорусскую оппозицию. Так, польский канал «Белсат», вещающий на Беларусь, оказывает информационную поддержку протестному движению и оппозиции в целом. Рупором сопротивления стал телеграм-канал Nexta, возглавляемый белорусским эмигрантом Степаном Путило, который также сотрудничает с «Белсатом». Как сообщают польские аналитики, «через польскую версию журнала Newsweek открыто вербовались добровольцы для участия в свержении президента Лукашенко сразу после голосования.
Польша традиционно воспринимала территорию Беларуси как приоритетное направление своей внешней политики. В семидесятые годы в среде польской эмиграции возникла доктрина Гедройца-Мерошевского, суть которой в том, что Польша должна признать независимость стран, возникших в восточных землях Речи Посполитой, Украины, Беларуси и Литвы. Польше отводилась роль регионального центра, который должен нести цивилизацию и ценности демократии народам этих стран.
Соединенные Штаты и их союзники в Европе, прежде всего в Варшаве, заинтересованы в том, чтобы вывести Беларусь из сферы российского влияния. В рамках традиционной англосаксонской политики протесты в Беларуси можно рассматривать как попытку замкнуть «санитарный кордон» вокруг России, разместив базы НАТО в 500 километрах от российской столицы. Так, связанный с ЦРУ Джеймстаунский фонд опубликовал в прошлом году документ, согласно которому «привлекая к себе Беларусь, НАТО фактически может помочь этому небольшому государству стать плацдармом в борьбе против российского неоимпериализма». Кроме того, протестная волна в Беларуси может быть использована для того, чтобы придать стимул протестным настроениям в самой России.
Активные контакты Лукашенко с Сирией, Ираном и Венесуэлой также вызывают недовольство среди глобальных элит. Во время вспышки Covid-19 Беларусь была одной их стран, наиболее спокойно воспринявших пандемию и не принявших мер строгой изоляции вразрез с рекомендациями ВОЗ. Независимый национальный режим в Беларуси с социалистическим уклоном не отвечает интересам США. Для сдерживания России и Китая в Евразии Вашингтон заинтересован в смене режима в этой стране.
Если белорусским властям удастся предотвратить рост насилия, ситуация может стабилизироваться. Однако, это вовсе не значит, что глобальный Запад откажется от попыток смены режима в Беларуси. Скорее всего, США и их союзники поменяют тактику и попытаются найти потенциальных предателей в окружении Лукашенко, прежде всего, в силовых ведомствах.
В апреле прошлого года исследовательский центр RAND опубликовал доклад, в котором рассматривается возможность смены режима в Беларуси путем спонсирования оппозиции и инициирования беспорядков. Однако, авторы отмечают значительные риски, связанные с таким сценарием. «Беларусь – единственный реальный союзник России. Успешное изменение политической ориентации страны на Запад стало бы настоящим ударом по Москве», – говорится в докладе. В то же время, эксперты RAND считают, что для достижения своей цели США «могли бы избрать противоположный подход и попытаться использовать беспорядки для выстраивания более тесных отношений с режимом Лукашенко».
Последнее предложение является доказательством того, что западные аналитики давно готовили беспорядки в Беларуси. В силу ее стратегического военного значения Россия не может себе позволить потерять такого союзника, как Беларусь. Следовательно, грядет новая волна противостояния Запада и России в Европе.