Поэтому можно смело утверждать, что реальных и потенциальных союзников России в Черногории большинство. Представители тогдашней оппозиции, теперь уже ставшие парламентским большинством, открыто выражали и пропагандировали пророссийские взгляды и просили Россию помочь, вмешаться, отстаивать интересы свои и своих союзников.
Другое дело, что ни там ни, к глубочайшему сожалению, здесь, в Москве я не встретил со стороны наших чиновников интереса к происходящим в этой стране событиям. Оппозиция победила без нашей поддержки.
Что же касается сил западного мира, то политику уничтожения сильнейшего государства южных славян они начали не вчера, и тот же Джуканович тоже не сразу стал таким прозападным. Была проведена огромная работа, затрачены огромные финансы и получен результат, который мы видим не только в бывшем СССР и бывшей Югославии. Противостоять этой силе очень непросто! Но это необходимо нашей стране для выживания. К счастью, эти силы сегодня начали терпеть поражение даже у себя на родине.
Мы видим, что происходит в США, Западной Европе. Идёт глобальное противостояние элит, идей, мировоззрения. Хотим мы этого или не хотим, Россия один из ведущих ключевых игроков в этом противостоянии.
Многие видят в нашей стране и в нашем президенте оплот патриотизма, традиционных ценностей и спасение от ужасов либерал-глобализма. Черногория не исключение. И если мы сейчас поддержим их в дальнейших усилиях, то вполне возможен прецедент разворота этой, хоть и маленькой, но весьма значимой страны!
«Русские диверсанты и пророссийский переворот»
РВ: Известно, что победившие лидеры оппозиции ранее подвергались серьезным гонениям со стороны проамериканских властей страны. Это было в том числе за их пророссийскую позицию?
В.Л.: Не просто «в том числе», а в основном их обвиняли в организации покушения на Джукановича с помощью «русских диверсантов», а также в попытке пророссийского госпереворота.
РВ: При личных встречах они выражали свое отношение к России и её недругам?
В.Л. Лучшей иллюстрацией ответа на этот вопрос может служить не всем известный факт. В 1904 году Японской империи объявила войну не только Российская империя, но и Черногория. И официально находилась в этом состоянии 101 год. Только в 2006 году, после провозглашения независимости, стараниями Джукановича между Черногорией и Японией был подписан мирный договор.
Я уже отметил выше, что Россию видят, как некую патриотическо-консервативную сверхдержаву. Известная и очень популярная в Сербии, Республике Сербской, Черногории и Македонии поговорка — «Нас и русских 200 миллионов!».
Черногорцы очень смелый и открытый народ. Поэтому они своё мнение говорят открыто, прямо в лицо. Про США и другие страны Запада они зачастую говорят, не выбирая выражений. Но их очень обижало и удивляло, что Россия не желает поддержать их устремления.
РВ: Лидер крупнейшей оппозиционной коалиции «За будущее Черногории» Здравко Кривокапич после выборов заявил, что антироссийские санкции были «ошибкой». Прокомментируйте, пожалуйста.
В.Л.: Это заявление очень важно потому, что, в отличие от Прибалтики, Польши, Германии и Италии, торговый оборот между Черногорией и Россией составляет всего около 0,3% от общечерногорского, и правительство Джукановича, присоединяясь к санкциям, демонстративно сделало этот враждебный политический акт.
Следовательно, данное заявление Кривокапича не было продиктовано меркантильными интересами или конъюнктурными помыслами, а было сказано от чистого сердца.
Будем надеяться, что вопрос антироссийских санкций и их отмена будут подняты в парламенте и отменены. Но мы должны понимать, что им предстоит отменить или изменить массу “протолкнутых” — иного слова не подберешь — Джукановичем антироссийских, антисербских и даже античерногорских законов. Подождём — посмотрим.
РВ: Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества России и Черногории?
В.Л.: Многие у нас считают Черногорию неинтересным для России государством, видя в ней только популярный курорт и эдакий «дом престарелых» для российских пенсионеров из среднего класса. Лично я не разделяю такую точку зрения, хотя это действительно прекрасный курорт.
Геополитически Черногория важна России как морские «ворота» Сербии.
И если мы видим в Сербии нашего ближайшего союзника на Балканах, то и Черногорию мы должны рассматривать, в том числе, тоже с этой точки зрения. Для всех, включая Запад, а для России в особенности, было бы лучше, если бы в том или ином виде воссоздалось сильное и стабильное государство южных славян.
Сегодня много копий ломается вокруг инициатив китайского лидера Си Цзяньпина по организации торговых маршрутов «Один пояс — один путь», продолжающих многотысячелетнюю историю взаимоотношений Востока и Запада. Этот товаропоток формировал и уничтожал целые цивилизации, влиял на целые народы, и сейчас очень интересно наблюдать за наивными попытками Трампа и некоторых других деятелей остановить это движение.
Для России же важно не вставать на чью либо сторону, служа «пушечным мясом» или «пугалом» в этом противостоянии, а пользоваться своим уникальным положением неприкосновенного моста, работать над собственным развитием. И Черногория, будучи приморским государством, здесь тоже, вместе с Россией может получить выгоду.
РВ: Прошлые проамериканские власти втянули Черногорию в НАТО — враждебный по отношению к России блок. Знаете ли Вы, как к блоку относятся вчерашние оппозиционеры, ставшие новыми властями?
В.Л.: Ну, властью-то они ещё пока не стали. Несомненно, имея парламентское большинство, они могут существенно влиять на все события в своей стране, но есть ещё президент Джуканович, есть мощное прозападное лобби, да и людей, до сих пор считающих западные страны идеалом и образцом для подражания в Черногории немало. Поэтому я считаю, что их победа — это только веха на пути восстановления национальной гордости.
К НАТО же они относятся крайне отрицательно. Там прекрасно помнят натовские бомбардировки 1999 года. Черногорцы крайне отрицательно настроены и к «независимому» Косово, когда под прикрытием баз НАТО албанские террористы воруют людей, скот, технику, открыто везут наркотики, оружие и донорские органы.
Даже люди умеренных взглядов осуждают Джукановича, говоря, что НАТО давно себя изжил, превратившись в структуру для отмывания денег, никого не способный защитить. Не понимают, зачем тратить на сомнительное членство и так весьма невеликий бюджет страны. Часто обсуждают, что будет делать НАТО, если два его члена — Турция и Греция — начнут между собой войну. Да и в самом НАТО без восторга отнеслись к новому члену. Не остались без внимания слова президента США Трампа о «никому не нужной воинственной Черногории» из-за которой может разразиться ядерная война.
В личных беседах не раз звучали слова о выходе из НАТО в случае победы оппозиции. Но, как и в отношении санкций, поживем — увидим.