ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » НОВОСТИ архив » НОВОСТИ 632


НОВОСТИ 632

Сообщений 261 страница 270 из 1000

261

Доброе утро прелестные Птахи !
Позволим же себе... увидеть... и почувствовать...Заметить... и удивиться...
Остановиться...и восхититься. Давайте - ЖИТЬ!

Я пью тебя, пленительная жизнь,
Глазами, сердцем, вздохами и кожей.
Казалось бы, что все - одно и то же,
Как совершенно точный механизм.
Но как мы ошибаемся,- о, боже!

На самом деле все разнообразно
И каждый день наполнен новизной.
По-разному горят в ночи алмазы
Бездонных звезд - зимою и весной.

По-разному мы ощущаем лето
И ненасытной осени настой.
Мы знаем все вопросы и ответы,
И все ж кричим мы времени: "Постой!"

Рюрик Ивнев.

https://i.imgur.com/Ho4rsK5.jpg
https://i.ibb.co/JpM0Bz4/Gcnlp.gif

+2

262

Читаю список дел на завтра:
- забыть про то, что есть суббота;
- существовать в режиме "авто";
- работать, мать твою, работать;
- купить чего-то из одежды;
- купить мелки "Рисуем сами";
- нарисовать свою надежду;
- надежду обвести мелками;
- звонить кому-то (хоть кому-то);
- найти кого-то (хоть кого-то);
- ловить горящие минуты
(на них объявлена охота);
- мечтать *зачёркнуто* забыться;
- любить *зачёркнуто и стёрто*;
- не пить водицу из копытца;
- не пить (хотя какого чёрта?!);
- не находить себе покоя;
- идти сквозь вьюгу и метели;
- придумать что-нибудь такое,
чтоб все однажды охренели;
- гореть, сгореть, восстать из праха;
- сварить картошки и сосисок;
- заныкать спички, соль и сахар
и не забыть про этот список.

Кисычев
https://sun9-11.userapi.com/DRbOSHL1iMJ902FqmE0AeL5dEwpnt0tXpB3wRQ/Mpt05k8GhvE.jpg

0

263

Притча

Давным-давно, в незапамятные времена, Бог спросил ангелов:
- Где спрятать Тайну жизни?
Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей. Бог сказал:
- Это было бы слишком просто. Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и оплывут все моря.
Тогда ангелы предложили схоронить Тайну жизни в Матери Земле. Бог сказал:
- И это было бы слишком просто. Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю.
После момента молчания ангелы предложили спрятать ее на вершине самой высокой горы.
Бог сказал: - Наступит день, и они заберутся на все горы мира.
Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море, ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда ее можно было спрятать? Может быть на звезде?
После короткого молчания Бог сказал:
- Люди доберутся до 4-х частей света, до самых глубоких морей и высочайших гор и даже до звезд раньше, чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих.
https://sun9-75.userapi.com/cirQ6T_t4LMm96ulCkJJg3G6TgIk6kCCVsuQpQ/WjWy5dWeg6I.jpg

0

264

)) А что делать, надо же как-то жить...
https://sun4-10.userapi.com/c847219/v847219871/1de7ea/RqCoDuGmIIs.jpg

0

265

Мудрости от ПАРАЦЕЛЬСа
(Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) —
швейцарский врач, философ (1493 — 1541)

 "Лучшее лекарство от болезней — хорошее расположение духа."

 "Внешний вид соответствует характеру души."

 "Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза."

 "Все болезни, за исключением механических повреждений, происходят от упадка духа."

 "Каждый человек должен сам спасать своё тело и душу. Те, кто надеется, что их спасут другие, будут разочарованы.

 "Луна, особенно во время новолуния, оказывает огромное влияние на организм человека."

 "Умей оставаться самим собой, и ты никогда не станешь игрушкой в руках судьбы."

 "Страх ослабляет человека и отдаёт его на растерзание болезням."

 "Проклятия и благословения оказывают на человека реальное воздействие."

 "Женщины более страстны и чувственны, чем мужчины, их воображение сильнее."
https://sun4-15.userapi.com/c857620/v857620823/214b37/gviEwjx_glk.jpg

+1

266

Отличное напоминание о том, что отдых – наше всё. А народная мудрость напоминает нам: если мы не останавливаемся сами, нас останавливают болезни.
Mоя мaма, возврaщаясь с рaботы, никогда не бeжала с порога на кухню терeть кaртошку…Mоя мaма, возврaщаясь с рaботы, никогда не бeжала с порога на кухню терeть кaртошку на дeруны или крaхмалить пододeяльники. Она ложилaсь на 20 минут вздрeмнуть — и только потом принималась за домaшнюю работу.

Свернутый текст

Кроме того, бeсконечно боролась с моим упрямством, доказывая, что после школы полeзны игры в «Тише едешь — дальше будешь», а не синусы-косинусы. Приводила в пример эпизод из «Москва слезам не верит», в котором Кaтерина, возврaщаясь с завода, первым делом усaживалась на диван отдохнуть. Прямо в рабочем костюме и ботах.

Только мне ничего не помогало. Я считала, что отдых — удeл слабых, а имeющие цели должны рaботать двадцать четыре часа в сутки.

Подруга уже 10 лет не берет отпуск. 10 лет девушка не купается ни в Черном, ни в Красном, ни в Средиземном море, не поднимается на Говерлу или вулкан Тейде, не прогуливается улицами Будапешта, Кракова и Львова и не любуется видами Днепра. Она спит по 5 часов в сутки и упорно делает карьеру, искренне веря, что любая пауза отбросит ее на несколько лет назад. Вот только тело подводит: упало зрение, шалят нервы, и сердце работает с перебоями.

Я долго брала с нее пример, пока не узнала о законе нейтрального положения. Он прост, как теорема Пифагора.

Для любых изменений в жизни нужна остановка. Привал. Возможность перевести дух, вытереть пот, съесть лазанью и подкрасить губы. Проверить уровень горючего в собственном энергетическом баке, чтобы избежать риска заглохнуть посреди дороги.

Невозможно на полном ходу вписаться в поворот. Нереально выбраться из леса, не остановившись и не определив север-юг. Никому не под силу усвоить все шесть уроков без обязательных перемен.

Паузы требуются на каждом шагу: перед прыжком в воду или в высоту, перед взятием финишного аккорда во время исполнения Бетховена или высокой ноты в романсе «Не пробуждай воспоминаний», перед выходом на сцену и началом новых отношений. Чтобы солгать или сказать правду.

Мы останавливаемся во время рождественских праздников и на красный свет. Фигурист — перед выполнением тройного тулупа. Шахматист — обдумывая следующий ход. А если паузы игнорировать и нестись со скоростью двести километров в час — нас остановят обстоятельства: простуды или достаточно серьезные болезни, аварии, пожары и землетрясения.

В жизни все ритмично: день-ночь, зима-лето, вдох-выдох. Даже на дискотеке чередуются быстрые и медленные композиции. Даже в зале тренажеры ставят на профилактику.

Так что прав был некий просветленный, утверждая, что в жизни обязательно должны быть моменты, когда с нами ничего не происходит: мы просто сидим и смотрим на мир. А мир в это время смотрит на нас.

Автор: Ирина Говоруха
***

https://sun9-9.userapi.com/IWG3XYv88qQ4i--pHCc0MDd-xq6N7RwUBmzzWw/DJVAqgXbXe4.jpg

0

267

А они уже танцуют! https://i.ibb.co/GnRzBpk/4u7kp.gif
[video2=640|360]//vk.com/video_ext.php?oid=183218793&id=171399452&hash=c1f607c4692546ff&hd=1[/video2]

0

268

«СПАСИБО ТЕБЕ, МОЙ ЛЮБЫЙ...»
116 лет назад родился Алексей Яковлевич Каплер

СНОВА листаю свою старую телефонную книжку: «Алексей Яковлевич Каплер. Москва, А-319, Красноармейская, 23, кв.98. т. 151-53-90». К классику советской кинодраматургии, к тому же – великолепному газетному публицисту, а в том 1972-м – еще и знаменитому телеведущему «Кинопанорамы», я после предварительного телефонного звонка заглянул по просьбе коллег из ленинградского журнала «Аврора», попросивших взять у Каплера интервью насчет тогдашних киношных дел. Однако вовсе не сие конкретное задание больше всего волновало меня, пока от станции метро «Аэропорт» шагал к «писательскому» дому. Куда важнее представлялось ну хотя бы чуть-чуть прикоснуться к его жизни, полной удивительнейших фактов, взлетов и падений (не зря же Каплера, не вдаваясь в подробности, официально называли «человеком непростой судьбы»), а в ту пору – еще и согретой огромной любовью к Прекрасной Женщине.

Свернутый текст

Эту их взаимную любовь ощутил я – едва переступил порог: Алексей Яковлевич был нездоров и зябко кутался в большой шотландский плед, а Юлия Владимировна Друнина, жена и муза, великолепная поэтесса, присев рядом с тахтой, нежно грела в ладонях его руку...

Казалось бы, мой визит оказался совсем не ко времени, и я уже намеревался с извинениями откланяться, однако хозяева рассудили по-иному: дело превыше всего! И только напоив гостя чаем, позволили включить диктофон. Сереброголовый человек терпеливо отвечал на мои «киношные» вопросы – ну, например:

– Вопрос о личности актёра в наше время становится едва ли не самым главным. Это то, что почти невозможно скрыть. Человек мелкий, глупец, неуч проглядывает в любой роли. Тут не спасут никакие тексты, ибо вы можете заглянуть актёру в глаза. Зритель всегда ощутит фальшь, ощутит, что человек хочет выдать себя за того, кем он не является…

При этом Алексей Яковлевич то и дело обращался к собственной весьма не ординарной биографии...

***

ОН ВСПОМИНАЛ, что свой путь в искусстве начал в качестве «оголтелого зрителя»: киевский школьник с друзьями вместо уроков бежали в кино, где шли такие «шедевры», как «Мертвец-убийца», «Портрет-убийца», «Жюв против Фантомаса», «Скрюченная рука»... На улицах гремела Гражданская война, власть в городе без конца менялась – то деникинцы, то петлюровцы, то красные, но мальчишек эти кровавые игры взрослых не интересовали: они во все глаза смотрели на экран, где Элен Додж освобождался из лап человека-зверя... Спустя почти два десятилетия Люська (как звали Каплера приятели) напишет о тех годах историко-революционные сценарии и станет родоначальником советской киноленинианы. Но пока что ему было глубоко всё равно, к примеру, выживет ли предательски раненый эсеркой Каплан вождь мирового пролетариата, поскольку куда больше волновало, что в следующей серии «Тайн Нью-Йорка» придумает детектив Жюльен Карель...

Там же, на крутом днепровском берегу, еще мальчиками познакомились Алексей Каплер, Григорий Козинцев и Сергей Юткевич: вместе участвовали в театральных постановках и даже организовывали целые театры. Потом, в Петрограде, Козинцев с Траубергом создадут Фабрику Эксцентрического Актера, и Каплер к ФЭКСам примкнет: в гоголевской «Женитьбе» исполнит роль... Ната Пинкертона; в мольеровском «Господине де Пурсоньяке» будет, пуская дым из ушей, кататься по сцене на трехколесном велосипеде; а на киноэкране, в гоголевской «Шинели», предстанет «значительным лицом». К тому ж попробует себя и в кинорежиссуре.

***

ОДНАКО, «чтобы нести зрителю не чьи-то чужие мысли, чувства и взгляды, а свои собственные», в конце концов, стал кинодраматургом. Именно дружок отроческой поры Юткевич по сценарию Каплера поставил самый первый его фильм «Шахтеры». Далее последовали «Три товарища», где звучала песня «Каховка» и прекрасные актеры Баталов (для сведенья молодого читателя: не Алексей, а его дядя Николай), Горюнов, Жаров убеждали зрителя в том, что «героям вчерашних лет» на Гражданской войне было легче, чем в сегодняшней мирной жизни...

Но настоящую славу и почет молодому автору принесла другая картина. Партия и правительство решили отметить приближающееся двадцатилетие октябрьского переворота достойным фильмом. Был объявлен закрытый конкурс на лучший сценарий, в котором победил Каплер. Свой замысел, по тем временам не только смелый, но и кощунственный (впервые сделать главным героем киноленты самого Ленина!), даже – опасный (одно неверное слово, вложенное в уста Ильича, могло стоить драматургу жизни!), осуществил он великолепно: вместо величественного вождя на экране предстал живой человек (как утверждали знающие люди, кое в чем напоминающий самого автора). Можно иметь любое политическое воззрение, но нельзя отрицать того, что «Ленин в Октябре» – шедевр. Да, здесь талантливо сошлись сценарий Каплера, режиссура Ромма, съемки Волчека, великолепная игра Щукина, который окрасил свою роль особым юмором и обаянием. Спустя два года вышло продолжение – «Ленин в 1918 году». Так Каплер и Ромм, повторяю, стали родоначальниками советской киноленинианы. А еще – лауреатами Сталинской премии...

***

КОГДА началась Великая Отечественная, Каплер не пожелал присоединиться к коллегам, которые эвакуировались в Алма-Ату. Передав туда новый сценарий под названием «Котовский» (вскоре тоже ставший популярным фильмом), добился, чтобы его забросили военкором в партизанский край. А потом «Известия» день за днем печатали его очерки оттуда, вслед за которыми возник сценарий «Товарищ П». И мы увидели одну из лучших картин о войне – «Она защищает Родину» с незабываемой Верой Марецкой...

***

ДАЛЕЕ Каплер полетел в осажденный Сталинград. Но перед этим в его судьбу вмешалось нечто неожиданное, переломавшее всю жизнь: он встретил дочь Сталина...

Откроем книгу Светланы Аллилуевой «Двадцать писем другу»:

«Ему предстояла поездка в Сталинград. В эти несколько дней мы старались видеться как можно чаще... Мы ходили в холодную военную Третьяковку... Потом ходили в театры. Тогда только что пошел "Фронт" Корнейчука, о котором Люся сказал, что "искусство там и не ночевало". (...) Люся был для меня тогда самым умным, самым добрым и прекрасным человеком... Он раскрывал мне мир искусства – незнакомый, неизведанный. А он всё не переставал удивляться мне, ему казалось необыкновенным, что я понимаю, слушаю, впитываю его слова...».

Он улетел в Сталинград. Вскоре Светлана обнаружила в «Правде» его статью оттуда, обращенную к ней, которая заканчивалась так: «Из твоего окна видна зубчатая стена Кремля...». И очень испугалась. Потому что отец, который уже высказывал свое крайнее недовольство этим ее знакомством, тоже непременно сие прочтет... Но Каплер вернулся, встречи продолжились, и однажды:

«Утром, когда я собиралась в школу, неожиданно домой приехал отец, что было совершенно необычно. Я никогда еще не видела отца таким. Он задыхался от гнева. "Где, где всё это? – выговорил он, – Где все эти письма твоего писателя? Мне всё известно! Все твои телефонные разговоры... Твой Каплер – английский шпион, он арестован!" (...) "А я люблю его!" – сказала наконец я, обретя дар речи. "Любишь?!" – выкрикнул отец с невыразимой злостью – и я получила две пощечины...».

Что кроется за фразой «твой Каплер – английский шпион», Светлана тогда сразу не осознала...

«Как во сне, я вернулась из школы. Отец рвал и бросал в корзину мои письма и фотографии. "Уж не могла себе русского найти!" То, что Каплер – еврей, раздражало его, кажется, больше всего...».

Только смерть Сталина освободила Каплера из лагерей Воркуты и Инты...

***

АЛЛИЛУЕВА «свалила» за рубеж, но ее тень, словно тень отца Гамлета, преследовать Каплера продолжала. В западной прессе появилось сообщение: мол, некий американский режиссер решил поставить сенсационный фильм о «романе века»! И сразу же чья-то высокопоставленная голова решила: теперь седовласого «Ромео» выпускать за границу нельзя, потому что «похитят»! Ах, как глупо и унизительно было это «табу» для человека, который, кроме всего прочего, являлся вице-президентом Международной гильдии сценаристов и со свойственным ему темпераментом защищал интересы своих советских коллег. А еще он обучал студентов-вгиковцев своему ремеслу, которые к тому же требовали от «всемогущего мэтра», чтобы он «пробивал» их отнюдь не всегда гениальные сценарии. А еще его терзали графоманы со стороны, и Алексей Яковлевич, испытывая постоянное чувство вины перед любыми неудачниками, старался устроить их судьбы. А еще его ежемесячный на ТВ выпуск «Кинопанорамы», когда этот далеко не молодой лицом, но всё равно горячий сердцем ведущий на телеэкране мог (по-моему, впервые в советской действительности) неторопливо, хорошим русским языком (в прямом эфире!) рассуждать не только о фильмах, но и о многом другом, тоже весьма важном, сделал Каплера в стране вообще сверх популярным. Вот уж этого всесильный председатель Гостелерадио по фамилии Лапин простить Алексею Яковлевичу не смог и в конце концов дал ему от ворот поворот... А еще вся страна читала в миллионнотиражной и очень авторитетной тогда «Литературной газете» его потрясающие фельетоны – «Сапогом в душу», «Воспитание дёгтем», «Случай в дачном посёлке» и другие, тоже вызывавшие бурю, в коих Каплер, которого не сломали ни Инта, ни Воркута, выступал против весьма влиятельных подонков... И, конечно, были новые фильмы – назову хотя бы «Полосатый рейс» и «Человека-амфибию»...

***

И БЫЛА Любовь... О Юлии Друниной, красавице-поэтессе, которая прямо со школьной скамьи ушла на фронт, я уже рассказывал нынешней весной, в серии очерков «Строки, опаленные войной». Они встретились, когда ей было тридцать, а ему – пятьдесят. И потом, если оказывались в разлуке, он каждый день слал ей телеграммы. Например:

«Сидел дома, занимался, и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф, сказать, что я тебя люблю, может быть, ты не знаешь или забыла. Один тип».

Она ему отвечала:

Ты – рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.
Ты – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить...
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!

Они обожали Коктебель и Старый Крым, и, когда в 1979-м его не стало, она написала:

Старый Крым – последняя обитель.
Чёрный камень – всё как в страшном сне...
Не судите люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне.

Да, она добровольно ушла из жизни, и теперь они лежат там рядом...

Лев СИДОРОВСКИЙ

https://sun9-19.userapi.com/Q8aZcQLhm04BrCi02U77PV7576UbgpvRt4fQSw/qyIEe3-exaE.jpg

0

269

От души зачитал бате на день рождения  https://i.ibb.co/CnHSnCX/sLmvb.gif

[video2=640|360]https://vk.com/video_ext.php?oid=-63758929&id=456268086&hash=acd49ea045bce8f5[/video2]

0

270

Марина Цветаева-в день рождения....

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть ".

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. - Ars Amandi*
Женщине — вся земля.
Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.
Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле...
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!
- - - -
* Искусство любви (лат.
1915

Свернутый текст

Про Поэта Марину Цветаеву написано так много, что в тысячный раз писать новую биографию было бы глупо. Зато при жизни слово в печати Марине Ивановне давали не так уж часто. Поэтому пусть на этой странице она расскажет о себе сама...

Родилась 26 сентября (8октября)1892 г., в Москве. Отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам – от матери, страсть к работе и к природе – от обоих родителей.
Первые языки: немецкий и русский, к семи годам – французский… Любимое занятие с четырёх лет – чтение, с пяти лет – писание. Всё, что любила, – любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что всё, что мне суждено было узнать, – узнала до семи лет, а все последующие сорок – осознавала.
…В 1910 г., ещё в гимназии, издаю свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом» – стихи 15, 16, 17 лет – и знакомлюсь с поэтом М. Волошиным, написавшим обо мне первую (если не ошибаюсь) большую статью. Летом 1911 г. еду к нему в Коктебель и знакомлюсь там со своим будущим мужем – Сергеем Эфроном, которому 17 лет и с которым уже не расстаюсь. Замуж за него выхожу в 1912 г.
В1912 г. выходит моя вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается моя первая дочь – Ариадна...
С 1912 по 1922 г. пишу непрерывно, но книг не печатаю. Из периодической прессы печатаюсь несколько раз в журнале «Северные записки».
С начала революции по 1922 г. живу в Москве. В 1920 г. умирает в приюте моя вторая дочь, Ирина, трёх лет от роду. В 1922 г. уезжаю за границу, где остаюсь 17 лет, из которых 3 с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции. В 1939 г. возвращаюсь в Советский Союз – вслед за семьей и чтобы дать сыну Георгию (родился в 1925 г.) родину.

Это было написано в январе 1940 года.

«Никто не видит – не знает, – что я год уже (приблизительно) ищу глазами – крюк... Я не хочу – умереть, я хочу – не быть».
Строки из дневника, сентябрь 1940 года.

До августа 1941-го остаётся меньше года…

Духов день
В моей памяти – унесённая жизнью фотография четырёхлетней Муси, двухлетней Аси. Большелобое, круглое лицо старшей, на котором вспыхивают мне зеленью в сером тоне фотографии глаза Марины, взрослый взгляд на детском лице, уже немного надменный сквозь растерянность врождённой близорукости. И лицо рядом – младенчественное, детские губы, своей мягкостью оттеняющие твёрдый, волевой абрис тех, волосы – чуть вьющийся пушок. Родственное сходство черт…
Таксист-москвич, хороший парень, спасибо ему, быстро помог разыскать цветочный рынок. И вот девять тёмно-красных роз, каждая с кулак величиной, у меня в руках.
Дом на улице Б. Спасской, где живёт А.И. Цветаева. Спрашиваю входящую в подъезд пожилую женщину, чтобы ещё раз проверить, правильный ли у меня адрес.
– Здесь проживает Анастасия Ивановна Цветаева?
– Не знаю, хотя живу здесь давно.
Поднимаюсь по лестнице и думаю о том, что в таких вот домах вряд ли можно знать соседей. Каждый отдельно. На площадке во всех дверях – «глазки». У Анастасии Ивановны? Нет. Квартира номер 56 – без внутреннего наблюдения…
Анастасия ЦветаеваЗвоню, и через минуту меня приглашает войти маленькая, щупленькая, седоволосая женщина с очень приветливым лицом и добрыми глазами.
– Это Вам.
– Вы очень любезны, молодой человек. Сейчас я схожу на кухню за водичкой, а Вы пока подрежьте их (подаёт мне ножницы).
Я отчекрыжил половину длины черенков, видимо, от волнения.
– Зачем же Вы так, они ведь тоже жить хотят…
Я в растерянности. Анастасия Ивановна ставит розы в банку, затем приносит ещё одну и ставит туда обрезанные черенки.
–Ну что Вы так перепугались, – я выглядел, видимо, не лучшим образом,– Вы же не девица, чтобы знать все тонкости обращения с цветами. А розы знатные.
Прихожу в себя и начинаю торопливо говорить. Анастасия Ивановна просит меня:
– Не говорите как господин Луначарский. Он говорил внятно, но с такой быстротой, что за ним ни одна стенографистка не успевала записывать. 160 слов в минуту. Быструю речь я не понимаю. – И вдруг, круто изменив тему. – Вы моё что-нибудь читали или Маринино?
– Читал.
– Хорошо.
– Мне хочется подарить Вам эти фотографии. – Я подаю фотографии Д.С. Лихачёва, Б.Н. Ельцина и А.А. Собчака. – Мне довелось с ними встретиться.
Анастасия Ивановна внимательно их рассматривает, размышляя, затем, остановившись на фотографии Ельцина, говорит:
– Блаженная княжна Евдокия Георгиевна Вяземская (она прожила 120 лет, в 100 лет выкопала колодец), когда её спрашивали, как надо общаться с меньшими людьми, с крестьянами и т.д., отвечала так: мягче, да лучше. Он (Ельцин), видимо, этого не понимает. И глаза, даже когда смеётся, у него открытые. – Некоторое время помолчав, продолжает, показывая на портрет Горбачёва на стене.
– Неужели судьба России в руках этих двух людей? Этот (Горбачёв) думает лукавить. Другой думает подавлять, видимо. А третий (Д.С. Лихачёв) размышляет и горюет.
Я сравниваю только что услышанные характеристики известных людей с собственным мнением о них.
– Ельцин… Я так много про него слышала… Я думала… Не знаю, моё мнение, может, неправильное. С Горбачёвым они не очень?
– По-видимому.
– Горбачёв, мне кажется, культурнее…
– Они не должны быть противниками.
– Поживём – увидим. Я пожила много и видела много. Вот вспоминаю, как в Царское Село к Государю прибыли представители будущего Временного Правительства и просили Его об отречении от престола. Это было 2 марта 1917 года. Он сказал им очень короткую фразу: «Вы думаете, будет лучше?..» Взял перо и подписал за себя, за сына и за брата.
Через месяц Марина Цветаева пишет стихи «Царю – на Пасху».
...Уже вернувшись домой, перечитывая стихотворения Марины Ивановны, нашёл произведение, созвучное воспоминаниям Анастасии Ивановны. Сёстры разговаривают – через 70 с лишним лет. И звучит, звучит вечный голос старшей. Это стихи – «Царю – на Пасху», написанные через месяц после событий, о которых говорила моя пожилая собеседница.

Вечный голос
Настежь, настежь
Царские врата.
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
– Христос Воскресе,
Вчерашний Царь!
Пал без славы
Орёл двуглавый.
– Царь! – Вы были неправы.
Помянет потомство
Ещё не раз –
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.
Ваши судьи –
Гроза и вал!
Царь! Не люди –
Вас Бог взыскал.
Но нынче Пасха
По всей стране.
Спокойно спите
В своём Селе,
Не видьте красных
Знамён во сне.
Царь! – Потомки
И предки – сон.
Есть – котомка,
Коль отнят трон.

А ещё через два дня написано стихотворение-молитва.

Вечный голос
За Отрока – за Голубя – за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия…
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него – любовной благодати?

…Анастасия Ивановна вздыхает, имея в виду царскую семью.
– Тем не менее, их всех истребили. – И после паузы. – А вот они весело смеются… Ну, посмотрим… Не болеет? (Это о Ельцине).
– Вроде нет. Подвижный, лёгкий. Как Вы себя чувствуете?
– Приехала из Переделкино из Дома творчества настолько больная, что в Троицу не смогла пойти в церковь. Надеюсь пойти завтра. Завтра Духов День.
– Максимилиан Волошин, кажется, родился в Духов День?..
– Да, и это очень подходило к его биографии.
Анастасия Ивановна умолкает, а я думаю о том, что биография Волошина – это для нас история, а для Анастасии Ивановны – своя жизнь.
Вот как она описала первую встречу с коктебельским философом:
«Он стоял и так глубоко улыбался, как не умеют улыбаться люди. Молчал, голову набок, смотрел и радовался. Всё понимал, входя в душу непонятно, неповторимо, и я поняла, почему, ещё подъезжая к его дому, я сбросила с плеч тяжесть: в этом доме жил Добрый дух».
Теперешний дом Анастасии Ивановны, эта единственная, совсем маленькая комната, вмещает многое. В фотографиях, картинах, записках, в памяти живёт дом её детства. Дом профессора Ивана Владимировича Цветаева – основателя Музея изобразительных искусств.
Это писала Марина Цветаева:
«Года за два до открытия музея отцу предложили переехать на казённую директорскую квартиру, только что отстроенную. “Подумайте, Иван Владимирович, – соблазняла наша старая экономка Олимпиевна, – просторная, покойная, все комнаты в ряд, кухня тут же – и через двор носить не нужно, электричество – и ламп наливать не нужно, и ванна – и в баню ходить не нужно, всё под рукой… А этот – сдать…” “Сдать, сдать! – с неожиданным раздражением отозвался отец. – Я всю жизнь провёл на высокой ноте! – И уже самому себе отъединенно. – В этом доме родились все мои дети… Сам тополя сажал… – и совсем уже тихо, почти неслышно, а для экономки и вовсе непонятно. – Я на это дело положил четырнадцать лет жизни… Зачем мне электричество?!.. ”»
Хочется цитировать ещё:
«Думала ли красавица меценатка, европейски известная умница, воспетая поэтами и прославленная художниками, княгиня Зинаида Волконская, что её мечту о русском музее скульптуры суждено будет унаследовать сыну бедного сельского священника, который до двенадцати лет и сапогов-то не видал…»
– Мои прадед и дед были священниками. Жена деда, моя бабушка, умерла в 30 лет, оставив ему четырёх сыновей. Старший тоже стал священником, второй сын – мой отец, третий работал на народном просвещении, а четвёртый, младший, как и отец, – профессор русской истории.
– Род Цветаевых очень много сделал для сохранения и развития культуры в России.
– Моё дело – писать об этом, с Божьей помощью я ещё могу писать. Не оскудеет рука дающего. Не оскудеет. Но музей этот носит имя Пушкина. Пушкин достаточно велик, и этот музей ему ничего не прибавит. Вопрос о переименовании уже ставился, об этом немало писали. Вы знаете, я надеюсь, что, может быть, ещё до моей смерти музей назовут папиным именем.
Совсем маленькая комната. Всю жизнь своей хозяйки вмещает она. Здесь сам воздух пахнет историей. Но не только прошлым дышат стены. Новая цветущая ветка бьёт в окно жизни.
– Это рисовала моя праправнучка Оля Мещерская. Сейчас она живёт с матерью в Америке. В четыре года она потребовала мольберт и – маленькая такая – писала большие картины! – Анастасия Ивановна говорит с любовью и гордостью. – С пяти лет у неё были персональные выставки. Вот здесь две её работы, которые она сделала семи лет. Сейчас ей тринадцать.
Разговор возвращается к Марине.
– Анастасия Ивановна, за границей собираются издавать, а, может, уже издали шеститомное собрание Марины Цветаевой. А у нас?
– Недавно через прессу я сделала обращение к издательствам, в котором говорила о необходимости издавать полное собрание сочинений Марины.
– Это она завещала свои архивы ЦГАЛИ с условием публикации их в двухтысячном году?
– Не она. Дочь. И мне довольно удивительно знать, что в нашей стране законы позволяют дочери запретить издавать наследие матери.
В 1992 году, 9 октября, Марине исполнится 100 лет…
– Ваша последняя встреча с Мариной была в Париже?
– Да. Об этом я написала в своих «Воспоминаниях».
«Париж приближается. Его свинец, серебро, перламутры – тучи, лучи, дымки над маревом крыш – подступает всё ближе, тая вширь, разливаясь и разбегаясь – навстречу летящему поезду.
…Avenue Jeanne d`Arc, 2.
Подъезд. Лестница. Через три ступени. Но рука не успела дотянуться к звонку – дверь уже открывается навстречу, два лица обозначаются в сумраке входа. Узнаю Маринины черты – в верхнем; но сразу, точно кто подкосил ноги – я уже в три погибели, на корточках перед Муром. Как невероятно хорош! Русые кудри, крупная голова – маленький великан! Как похож на мать!..»
– Тогда мы все переболели скарлатиной, и Марина тяжелее всех. И больше мы не виделись. Последние мои им слова: «Приезжайте в Россию!» А потом мы переписывались. Но можно ли было без оглядки писать во время Сталина?! Так что переписка была ограничена.
…Они приехали в Россию, в Москву. Началась война, и при первой же возможности она эвакуировалась в Елабугу. Её сын Мур, Георгий, ходил на крыши домов тушить зажигательные бомбы. Марина любила его больше жизни и всё время боялась – придёт ли он сам или его принесут. «Если бы я узнала, что он убит – я бы, ни минуты не медля, бросилась бы из окна».
Она против воли вывезла его из Москвы. Но он бунтовал. Он не хотел жить в Елабуге… Он грубил. Марина переносила его грубости замерзшим материнским сердцем. Она была человек гордый, но очень многие говорят, что «она его рабски любила»: «Пока я нужна, я буду жить».
Последним решающим толчком была угроза Мура, крикнувшего ей в отчаянии:
«Ну, кого-нибудь из нас вынесут отсюда вперёд ногами!»
В этот час и остановилась жизнь.
…Меньше всего я возлагаю вину за смерть Марина на Мура… Я слишком отчетливо понимала жгучий узел, связавший их двух! И можно ли обвинить человека в шестнадцать лет за слепую страсть поступков и слов?!
Марина признавала Бога безусловно, у неё есть даже целый цикл стихов «Бог». Она любила Христа, любила Божью матерь, но она не была близка к церкви. Церковь запрещает самоубийство, ведь жизнь человека в руках Божьих. Если бы она ходила в церковь, каялась, исповедовалась, причащалась, то, возможно, сумела бы пережить этот кризис.
– Анастасия Ивановна, даже в третьем издании «Воспоминаний» Вы пишете, что «лето 1943 года, в разгар войны, я была на Дальнем Востоке». И всё. А ведь там Вы были в ссылке.
– В журнале «Москва» печатается мой роман. В нём описываются события тех лет, люди, познакомившиеся в этапном поезде, а этап был 17 дней, и познакомиться довольно близко было время. Они живут и работают. Всё, о чем я пишу, не выдумано, а было на самом деле. Писала я в лагере, рукопись чудом уцелела. Два года назад я с моим литературным секретарём многое добавила, доработала. Потому что о многом писать было нельзя. Теперь роман идёт и называется «Амур. Любовь».
Думаю, Анастасия Ивановна простит мне довольно частые отступления, обильные цитаты – да и как обойтись без них?! Часы, проведённые в её квартире, одухотворены десятилетиями жизни – многотрудной, наполненной болью и светом. Светом космических озарений, пророчеств, страсти, любви, нежности, ненависти, пульсирующих в стихах Марины Ивановны.
Я бы, конечно, мог привести множество бытовых подробностей, милых, смешных деталей, прерывавших наш разговор.
К примеру, Анастасия Ивановна покидала меня, чтобы в точно обозначенный, одной ей известный срок… съесть диетическую кашу. Или поведать о том, как она учила меня готовить различные блюда из картофеля: «Первым делом, мил человек, нужно непременно избавиться от зловредных, всепроникающих химикатов…»
Но, поразмыслив, решил не живописать эти и другие отступления от главного. А главное, без сомнения, – стихи Марины Ивановны и воспоминания о ней Анастасии Ивановны.
Ну а что касается пророчеств, то вот одно из них, относящееся к 1913 году. Марина Цветаева написала стихотворение, которое я сейчас процитирую, в Коктебеле. И вновь – перекличка времён, имён, судеб. Ведь в Коктебеле долгие годы жил и работал Максимилиан Волошин.

Вечный голос
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

https://sun9-55.userapi.com/DynD2qN-bFTE1-HekBT5fhrzxTZkEzSnY7nRVg/Nji7PIiQx9c.jpg

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » НОВОСТИ архив » НОВОСТИ 632