Анализ ситуации с разработкой и испытанием вакцин от коронавируса демонстрирует неутешительную для США картину. Америка замкнулась в своем эгоизме, намереваясь не только скупить наиболее эффективные препараты, но и отказать в помощи другим странам. На этом фоне Россия, предлагающая вакцину «Спутник V», укрепляет свой авторитет в мире.
Джудит Твигг (Judyth Twigg). The New York Times (США): Путин со своей вакциной опередил Трампа
Пока в этом месяце регулирующие органы не настояли на своем, упорство, с которым президент Трамп настаивал на вакцине от коронавируса на себе опробованном, вызывало серьезное беспокойства. Однако шанс стать первым мировым лидером, заручившимся одобрением, он уже упустил. Его опередил российский коллега Владимир Путин. И в отличие Трампа с его подходом «Америка превыше всего», Путин сделал из своей непроверенной вакцины пиар-ход мирового масштаба в попытке завоевать друзей и укрепить мягкую силу своей страны.
11 августа Минздрав России официально одобрил вакцину «Спутник V», разработанную московским Научно-исследовательским институтом эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи. Это событие сопровождалось большой помпой. На сайте института на семи языках прозвучала запись звуковых сигналов, которые в 1957 году передал из космоса первый советский спутник, достигнув земной орбиты. Эти исторические аллюзии недвусмысленно наталкивают на мысль, что Россия снова первенствует.
Но на тот момент не начались даже крупномасштабные полевые испытания вакцины, а это значит, что ее безопасность и эффективность были не проверены, и даже данные о ранних клинических испытаниях не опубликованы. С тех пор вызвала тревогу и рецензированная публикация с многообещающими результатами в журнале The Lancet: многих ученых насторожили потенциальные нестыковки в данных, хотя один из ведущих российских ученых их отрицал.
Тем не менее, триумфальные новости о вакцине наводняют подконтрольные российскому государству СМИ, и страна готовит провернуть благодаря «Спутнику» серьезный дипломатический переворот. Это очередной случай — помимо ухода Америки из Сирии и выхода из Парижского соглашения по климату, а также запланированного ухода из Всемирной организации здравоохранения — когда после США на глобальной сцене остается вакуум, который господин Путина рад-радешенек заполнить.
Поскольку прививки делают здоровым людям, вакцинам приходится преодолевать серьезные нормативные препятствия. Полный цикл испытаний третьей стадии — чтобы выявить редкие побочные эффекты и проверить эффективность среди самых разных групп населения — обычно насчитывает тысячи или десятки тысяч человек. На момент регистрации вакцины «Спутник» в испытаниях приняло участие всего 76 человек.
В настоящее время мэрия Москвы проводит завершающие испытания примерно на 40 тысячах добровольцах, одновременно предлагая вакцину медикам и учителям. Такая опрометчивость чревата потенциально смертельными последствиями вплоть до новой волны вируса — если малоэффективная вакцина убаюкает бдительность граждан насчет масок и физического дистанцирования до наступления популяционного иммунитета.
В США вакцины, которые претендуют получить разрешение на экстренное использование от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, обязательно проходят испытания третьей стадии — хотя бы частично.
Разумеется, вполне возможно, что «Спутник» работает нормально. В России много ученых мирового уровня, и Институт Гамалеи утверждает, что у них была фора. Ранее институт разработал вакцину против Эболы и говорит, что «Спутник» — лишь слегка доработанная версия вакцины от ближневосточного респираторного синдрома (БРС). Но нет никаких свидетельств, что эти вакцины где-либо широко применялись.
Нынешняя борьба стран за вакцину от коронавируса во многом повторяет 1990-е с антиретровирусными препаратами для борьбы с ВИЧ/СПИДом и 2009 год с вакциной против гриппа H1N1: первые партии скупают богатые страны, оставляя остальным крохи — если вообще хоть что-нибудь.
Так, например, США взяли на себя предварительные обязательства по закупке более 800 миллионов доз не менее шести вакцин-кандидатов — причем, все для собственного использования. Усугубляя создавшийся эгоистический образ, администрация Трампа подтвердила в прошлом месяце, что не присоединится к Covax — инициативе десятков стран по объединенным закупкам и справедливому распределению вакцин. Это решение дало России пространство для маневра, чтобы примерить на себя роль благотворителя, хотя вообще-то к программе Covax она тоже не присоединилась.
Лицензии и поставки «Спутника» Россия предлагает десяткам стран. Причем сделки не ограничиваются очевидными друзьями и соседями вроде Белоруссии и Казахстана. В ожидании разрешения надзорных органов Индия собирается произвести минимум 300 миллионов доз и закупить еще 100 миллионов, Бразильский штат Баия купит 50 миллионов, а у Мексики есть договор на приобретение 32 миллионов доз.
Всего же Россия заручилась предварительными договоренностями с 40 партнерами более чем на миллиард доз. Условий этих договоренностей мы пока не знаем, но обращает на себя внимание пункт «ожидает одобрения регулирующих органов»: сделки могут сорваться, если безопасность и эффективность «Спутника» не оправдаются, хотя Россия и пытается развеять эти опасения, взяв на себя часть юридической ответственности. Так что если вы — лидер страны вроде Мексики, Филиппин или Бразилии, которых шатает после нескольких месяцев медицинского, социального и экономического шока, вы вполне готовы рискнуть и испытать не вполне проверенный и относительно дешевый российский продукт, который будет готов в самое ближайшее время. Особенно если складывается впечатление, что США и Европа бросили вас на произвол судьбы.
Единственный соперник Путина на роль мирового спасителя — Китай, который тоже торопится пройти через контрольные этапы и лоббирует сделки вроде ссуды в миллиард долларов странам Латинской Америки и Карибского бассейна на приобретение вакцин. А еще Китай только что присоединился к Covax.
Хотя Кремль, как и все остальные, затягивает пояс в связи с пандемией, у него небольшой долг и 120 миллиардов долларов ликвидных активов в государственном фонде благосостояния. Насчет вакцины он может позволить себе некоторую щедрость. Шлифовка имиджа того стоит.
Еще «Спутник» — питательная среда для целой кампании дезинформации, уже запущенной в прокремлевских государственных СМИ. Так, утверждается, что безопасна и эффективна лишь российская вакцина. У России еще с советских времен богатая история дезинформации в сфере здравоохранения. В начале 1980-х КГБ распространял по всему миру вбросы, будто ВИЧ/СПИД — это американское биологическое оружие. Исследования показали, что российские тролли и боты активно пытаются подорвать доверие американского общества к вакцинам как минимум с 2014 года.
Для России вакцина «Спутник» выходит далеко за рамки национального престижа. Господину Путину нужна эффектная победа после недавнего вороха нелестных отзывов в прессе. Для этого он прибегает к излюбленному сценарию, воспользовавшись слабостями и уязвимыми местами США — односторонностью, пренебрежением ключевыми союзниками или отказом от них и отходом от утвержденной науки — чтобы укрепить мировой имидж России и ее положение сверхдержавы.
Россия делает ставку на то, что ее краткосрочные дипломатические выгоды перевешивают долгосрочные репутационные потери, если с вакциной «Спутник» что-то пойдет не так. США могли бы противостоять российскому гамбиту и внести свой вклад на пользу мировому сообществу, сделав относительно скромные вложения в программу Covax.
Неужели мы и впрямь собираемся сдать эту высоту господину Путину?
Джудит Твигг — профессор политологии в Университете Содружества Виргинии, специалист по глобальному здравоохранению с упором на Россию и Евразию.